Западноевропейского и российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить своеобразие российской школы в сравнении с западноевропейской и североамериканской.
Задачи исследования:
- проанализировать основные этапы исторического развития западноевропейского и российского образования;
- изучить особенности североамериканского образования;
- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования;
- представить генезис российской школы как явления европейского образования;

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Все его позволило создать достаточно стройную, эффективную, одну из лучших в мире систему образования.

Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и нравственных ценностей.

С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирова­ние образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право го­сударственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам; в  определенной мере позволило освобо­дить учителя от формальных моментов в работе и т.д.

К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому существованию отечественного образова­ния: отказ государства от всеобщего бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение обще­ственного престижа образования, сокращение расходов на образование и т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад го­сударства, многих общественных институтов, моральное разло­жение и экономический кризис привели к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности для общества и каждого человека.

Таким образом, российская школа пережила целый ряд этапов своего развития. Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства началось становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. — становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской революции) – построение единой общеобразовательной школы.

 

 

 

 

Заключение

 

В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до принятия христианства – появление первых форм образования; с принятием христианства – становление в определенной мере целостной системы древнерусского образования; вторая половина XIV в. отмечена как подъем образования после монгольского нашествия; XVII век – создание новых школ, содержания  и учебников; с XVIII в. в России начинает складываться современная система образования; огромное значение для развития образования России имела середина XIX в., когда начался переход к современным типам школ и содержанию, массовому начальному образованию; Октябрьская револю­ция стала началом создания единой общеобразовательной шко­лы России.

С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование, причем опять же происходит становление принципиально нового образования во всех компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно-урочная форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения.

Следовательно, история западноевропейского образования представлена четырьмя типами школ: церковной, схоластической, классической и национальной, а российского — двумя: церковной и национальной.

              Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и теоретическими типами.

              Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих творениях древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и содержание древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом виде до начала XVIII века.

С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое сознание. Оно представлено во множестве психолого-педагогических трудов. Наиболее важные этапы развития этого типа сознания – педагогика Просвещения, до конца XIX в., и реформаторская педагогика, с начала XX века.

Процесс развития западноевропейского и российского образования характеризуется определенной общностью и внутренней связью.

В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на основе христианской веры, и веками европейские государства осваивали богатейший мир  античной педагогики, черпая здесь и содержание,  и технологии обучения, и принципы организации образования.

Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой христианской идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь свободных искусств) и технологий обучения.

Близкими между собой, сегодня  являются западноевропейская и российская системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения.

Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой другой европейской стране,  сохраняло и сохраняет свои особые черты, проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в идеологии, и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников, и в организации  образования.

Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в XI – XII вв. и в XVIII – XIX вв.

Характеризуя взаимодействие и взаимоотношения россий­ской школы и педагогической науки с западноевропейским об­разованием, мы можем констатировать, что в XVIII — начале XIX вв. Россия была ученицей, хотя и самостоятельной, Запад­ной Европы, поскольку учась, осваивая новую культуру, Россия создавала параллельно свою собственную культуру, науку и об­разование. С середины XIX в. Россия в культурном отношении уже фактически предстает равной среди равных в семье евро­пейских государств. А в XX в. не только Россия учится у дру­гих государств, но и многие страны учились у России организа­ции образования, осваивали ее психолого-педагогическую науку.

Сейчас развитие российской школы все больше и больше ориентируется на североамериканскую систему образования, отмахивая от  идей и концепций создания и принципиально новых мо­делей воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них прорастет вполне жизнеспособными школами. Но все таки, развитие современной российской школы принципиально невозможно без взаимодействия с западноевропейским образованием.

 


Список литературы

 

1.      Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Каменского. – М. : АПНРСФСР, 1959 – 105 с.

2.      Барбарина А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. Киев – Одесса: Высшая школа, 1985 –  127 с.

3.      Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания // Воспитание школьников, 1988, № 4 – с. 5-11.

4.      Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991 – 573 с.

5.      Демков М.И. История русской педагогики. – В 3-х ч. – М., 1895-1909.

6.      Демолян Э. Новое воспитание. М.: 1900 –  231 с.

7.      Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства / Собрание сочинений. – В 10-ти тт. – М.: ОГИЗ, 1947 – Т.Х. – с. 263-371.

8.      Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. – М.: Просвещение, 1993 –  192 с.

9.      Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления развития высшего образования. – Докл. докт. филос. наук. – М., 1995 –  54 с.

10. Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. – М.: Наука, 1980 –  445-504с.

11. Каптерев А.Ф. История русской педагогики. – Спб., 1905 –  746 с

12. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого ( конец XIV – начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 – 172 с.

13. Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. М.: АНСССР, 158 – 240с.

14. Малькова З.А.  Современная школа в США. М.: Педагогика 1971 – 367 с.

15. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. из. 1955 – 368 с.

16. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву (Русская душа). М.: Роман газета, 1994 – с.92-94.

17. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1984 – 351 с.

18. Салимова Х.И. История трудового обучения в Англии. М.: Просвещение, 1967 – 236 с.

19. Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6, с. 111 – 118.

20. Симонов Р.А. « Вторая грамотность» на Древней Руси. // Советская педагогика. 1989  № 12 – с. 90-97.

21. Сказание о начале славянской письменности  М.: Наука 1981 – 198 с.

22. Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XV – XVII. Спб.1894 – с.26.

23. Чаадаев П.Я. Философские письма. / Сочинения М.: Правда 1989-с.15-168.

 

 



[1] Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. – М.: Наука, 1980 –  445-504 с.

[2] Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства / Собрание сочинений. – В 10-ти тт. – М.: ОГИЗ, 1947 – Т.Х. – с. 263-371.

[3] Каптерев А.Ф. История русской педагогики. – Спб., 1905 –  746 с

[4] Чаадаев П.Я. Философские письма. / Сочинения М.: Правда 1989-с.15-168.

[5] Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву (Русская душа). М.: Роман газета, 1994 – с.92-94.

[6] Сказание о начале славянской письменности  М.: Наука 1981 – 198 с.

[7] Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6, с. 111 – 118.

[8] Демков М.И. История русской педагогики. – В 3-х ч. – М., 1895-1909.

[9] Бахтин М.М. Руссо и его педагогические возрения. – Спб, 1913 – 84 с.

[10] Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. – М.: Просвещение, 1993 –  192 с.

[11] Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Каменского. – М. : АПНРСФСР, 1959 – 105 с.

[12] Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с. 47.

[13] Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6, с. 111 – 118

[14] Демолян Э. Новое воспитание. М.: 1900 –  231 с.

[15] Культура Древней Руси. – М.: Просвещение, 1967 –  303 с.

[16] Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого ( конец XIV – начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 – 172 с.

[17] Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого ( конец XIV – начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 – 172 с.

[18] Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания // Воспитание школьников, 1988, № 4 – с. 5-11.

[19] Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XV – XVII. Спб.1894 – с.26.

[20] Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. из. 1955 – 368 с.

[21] Ленин В.И. О воспитании и образовании. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980 г.


Информация о работе Западноевропейского и российского образования