Западноевропейского и российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить своеобразие российской школы в сравнении с западноевропейской и североамериканской.
Задачи исследования:
- проанализировать основные этапы исторического развития западноевропейского и российского образования;
- изучить особенности североамериканского образования;
- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования;
- представить генезис российской школы как явления европейского образования;

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования.

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время, сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого. Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в контексте европейского образования.

Цель работы – изучить своеобразие российской школы в сравнении с западноевропейской и североамериканской.

Задачи исследования:

-                     проанализировать основные этапы исторического развития западноевропейского  и российского образования;

-                     изучить особенности североамериканского образования;

-                     охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования;

-                     представить генезис российской школы как явления европейского образования;

Девиз Русской школы: К России благоденствия – на крыльях Русской школы.

Современная русская национальная школа готовит более совершенного русского человека, чем человек предыдущих культурных ступеней.

В совершенстве русского массового ума – одна из важнейших причин того, что Россия исторически является «зоной рискованной жизни» «недостроенной храминой» и страной людей малого достатка. Именно школа, только школа является оазисом развития мышления, одаренность ума. Такой школы как государственного организма не было. И русский ум формировался преимущественно стихийно, на эмпирической основе. А таланты и гений – продукт разумного семейного воспитания, самообразования и самовоспитания.

Возбуждающая жажду познания, устремленная к свободной мысли, сбросившей шаблоны «образованщины», это увлечение истинными, независящими от политической конъюктуры знаниями, помогающими отличать истину от установок; это свободное воспитание «по-русски широко образованного человека» (Ф.М. Достоевский), творчески, самобытно мыслящей личности, совершенствование её умственной квалификации. Русская школа – школа овладения эрудицией, фундаментальными гуманитарными и естественно-математическими научными знаниями.

Это – противостояние «прикладной» рассудочности, технотронному утилитаризму – порождению обезличенного «глобализма», стандартам «цивилизации». Здесь источник и причина духовной немощи современной «массовой» и «прикладной» культуры. Утилитарный рассудок беспомощен перед глубинным ходом бытия; его «расчетливость» лишь усугубляет трудно разрешимые проблемы. Вот почему цельность и разумность должны стать основой русской умственной жизни. Русская школа преодолевает односторонности рассудка. Подлинный разум воплощает единство интуитивного и рационального постижения жизни мира и человека. Преодоление утилитарного рационализма, стихии рассудочности, опора на целостное, всеобъемлющее постижение жизни есть «точка опоры для всего будущего развития нашего мышления» (А.С. Хомяков). Этой традиции следует современная русская школа.

 

Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского  и российского образования

 

1.1 Особенности становления западноевропейского  и российского образования

 

В историческом развитии западноевропейского образова­ния можно выделить ряд крупных этапов.

Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась система средневекового образования, включая его идеологию, содержание, формы, методы и органи­зацию. С этого времени образование стало делом церкви.

Содержание средневекового образования составляла ухо­дящая своими корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя реальное со­держание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума), но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения.

Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая половина IX вв. В  это время, благодаря дея­тельности Карла Великого и Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его содержание и ор­ганизация; открыты элементарные школы при сельских церквях и школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях; организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла. «Система» обра­зования, созданная в этот период, просуществовала века, а на­чальная школа — до конца XVIII в.

Третий этап начинается с XII в., когда в Европе склады­вается светская система образования, имеющая определенную — особенно университеты — автономию и существовавшая на­ряду с церковными школами. В этот период значительно увели­чивается объем содержания образования, особенно университет­ского. В него включается много новых предметов и произведений, прежде всего античных и арабских авторов. В это же вре­мя создаются новые формы обучения: лекция, экзамен. Про­гресс образования и его содержания, в первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной культуры: философии, логики, которые ста­новятся важнейшими предметами в университетах.

Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории европейского образования, но и всего челове­чества, начинается в эпоху Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования, утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности.

Пятый, принципиально новый этап в развитии европей­ского образования приурочен к XVII в. В этот период произо­шло формирование общественного и педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах мира и каждой отдельной страны, каж­дого сословия и каждого человека. Отсюда настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образо­вания — от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением) содержание образова­ния. Осуществлен постепенный переход от древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его звеньях.

Совершенствование форм и методов обучения было направлено на максимальное развитие творческих способностей каждого ре­бенка. С конца XIX в. началась интенсивная разработка и мо­дернизация организационных форм и технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие лич­ности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания можно выделить следующие характеристики.

Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено народной, нормативной и теоретической педагоги­кой, оно было тесно связано с христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией, представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других сред­невековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педа­гогические произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и Нового времени.

Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яр­кое выражение нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А. Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках гуманистического движения педагогика фактически выделилась в самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично) развитого свободного индивида, организации образования построения его содержания в соответствии с возрастом ребенка  и др.

Педагогическое сознание Просвещения, представленное  сотнями имен выдающихся  философов, литераторов, государ­ственных и общественных деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения, воспитания, образования в исправлении общества и человека,  "человеческого рода", что нашло выражение в многочисленных  моделях воспитания и образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и "педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и технологий образования.

Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике, его развитие начинается с конца XIX в. можно определить как сугубо сциентический способ познания и преобразования педагогической действительности. В рамках его ло­жились новые отрасли и направления психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения.

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в ко­роткий срок на Руси была создана «целостная система» образо­вания от начальной школы до «академии», которая существова­ла в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образова­тельная система с достаточно сложным содержанием, что объ­ясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

Страшнейший удар развитию русской культуры и образо­ванию нанесло монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое   освобождение   и   определившее    социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана вос­хождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нрав­ственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в мона­стырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его  организации  принимались  высшими  органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дво­рянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается сре­ди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государ­ственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со вто­рой половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России -  Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы совре­менного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский харак­тер. С его именем связано приобщение российской школы к ев­ропейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гар­низонные, горнозаводские; средние и высшие — школа матема­тических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гим­назией.

Информация о работе Западноевропейского и российского образования