Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель работы – изучить своеобразие российской школы в сравнении с западноевропейской и североамериканской.
Задачи исследования:
- проанализировать основные этапы исторического развития западноевропейского и российского образования;
- изучить особенности североамериканского образования;
- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования;
- представить генезис российской школы как явления европейского образования;
Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования.
Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время, сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого. Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в контексте европейского образования.
Цель работы – изучить своеобразие российской школы в сравнении с западноевропейской и североамериканской.
Задачи исследования:
- проанализировать основные этапы исторического развития западноевропейского и российского образования;
- изучить особенности североамериканского образования;
- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования;
- представить генезис российской школы как явления европейского образования;
Девиз Русской школы: К России благоденствия – на крыльях Русской школы.
Современная русская национальная школа готовит более совершенного русского человека, чем человек предыдущих культурных ступеней.
В совершенстве русского массового ума – одна из важнейших причин того, что Россия исторически является «зоной рискованной жизни» «недостроенной храминой» и страной людей малого достатка. Именно школа, только школа является оазисом развития мышления, одаренность ума. Такой школы как государственного организма не было. И русский ум формировался преимущественно стихийно, на эмпирической основе. А таланты и гений – продукт разумного семейного воспитания, самообразования и самовоспитания.
Возбуждающая жажду познания, устремленная к свободной мысли, сбросившей шаблоны «образованщины», это увлечение истинными, независящими от политической конъюктуры знаниями, помогающими отличать истину от установок; это свободное воспитание «по-русски широко образованного человека» (Ф.М. Достоевский), творчески, самобытно мыслящей личности, совершенствование её умственной квалификации. Русская школа – школа овладения эрудицией, фундаментальными гуманитарными и естественно-математическими научными знаниями.
Это – противостояние «прикладной» рассудочности, технотронному утилитаризму – порождению обезличенного «глобализма», стандартам «цивилизации». Здесь источник и причина духовной немощи современной «массовой» и «прикладной» культуры. Утилитарный рассудок беспомощен перед глубинным ходом бытия; его «расчетливость» лишь усугубляет трудно разрешимые проблемы. Вот почему цельность и разумность должны стать основой русской умственной жизни. Русская школа преодолевает односторонности рассудка. Подлинный разум воплощает единство интуитивного и рационального постижения жизни мира и человека. Преодоление утилитарного рационализма, стихии рассудочности, опора на целостное, всеобъемлющее постижение жизни есть «точка опоры для всего будущего развития нашего мышления» (А.С. Хомяков). Этой традиции следует современная русская школа.
В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить ряд крупных этапов.
Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась система средневекового образования, включая его идеологию, содержание, формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом церкви.
Содержание средневекового образования составляла уходящая своими корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума), но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения.
Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая половина IX вв. В это время, благодаря деятельности Карла Великого и Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его содержание и организация; открыты элементарные школы при сельских церквях и школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях; организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла. «Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а начальная школа — до конца XVIII в.
Третий этап начинается с XII в., когда в Европе складывается светская система образования, имеющая определенную — особенно университеты — автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период значительно увеличивается объем содержания образования, особенно университетского. В него включается много новых предметов и произведений, прежде всего античных и арабских авторов. В это же время создаются новые формы обучения: лекция, экзамен. Прогресс образования и его содержания, в первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной культуры: философии, логики, которые становятся важнейшими предметами в университетах.
Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории европейского образования, но и всего человечества, начинается в эпоху Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования, утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности.
Пятый, принципиально новый этап в развитии европейского образования приурочен к XVII в. В этот период произошло формирование общественного и педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах мира и каждой отдельной страны, каждого сословия и каждого человека. Отсюда настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образования — от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением) содержание образования. Осуществлен постепенный переход от древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его звеньях.
Совершенствование форм и методов обучения было направлено на максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца XIX в. началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие личности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания можно выделить следующие характеристики.
Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено народной, нормативной и теоретической педагогикой, оно было тесно связано с христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией, представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других средневековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педагогические произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и Нового времени.
Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А. Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках гуманистического движения педагогика фактически выделилась в самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично) развитого свободного индивида, организации образования построения его содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.
Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения, воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и "педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и технологий образования.
Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике, его развитие начинается с конца XIX в. можно определить как сугубо сциентический способ познания и преобразования педагогической действительности. В рамках его ложились новые отрасли и направления психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения.
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.
С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.
На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.
Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.
Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.
С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.
Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.
Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.
В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.
Информация о работе Западноевропейского и российского образования