Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Содержание работы

Введение

I. Теоретические основы проблемы.

1.1 Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников.

1.2 Классификация физкультурных праздников.

1.3 Педагогические требования к организации физкультурных праздников:

- составление программы;

- разработка сценария;

- подготовка детей;

- оформление праздника;

- судейство.

1.4 Методические требования к проведению физкультурных праздников:
- начало праздника;
- ход праздника;
- подведение итогов, награждение.
II. Содержание опытно-практической части.
2.1 Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
Приложение

Файлы: 1 файл

значение физк. праздников.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Впечатлениями о мероприятии дети делятся в  беседах со взрослыми, в самостоятельной  деятельности повторяют отдельные  упражнения, игры-эстафеты. Понравившиеся  эпизоды праздника отражают в  рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.

Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.

 

II. Содержание  опытно-практической части.

 

2.1 Составление  проектов физкультурных праздников  для детей старшего дошкольного  возраста

 

Проект

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

через физкультурные  праздники»

Актуальность  темы проекта

Необходимость приобщения молодого поколения к  национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда  наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, устный народный фольклор, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Все это помогло  разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре через физкультурные по тематике и содержанию праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Эти праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица и др.). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, учащиеся школы, воспитанники других детских садов.

Использование фольклора на физкультурных праздниках позволит не только повысить эффективность  физкультурно-оздоровительного процесса, но и окажет положительное влияние  на состояние здоровья, динамику физической подготовленности дошкольников, а также сформирует у них интерес к систематическим занятиям физической культуры.

Основные цели и задачи проекта:

Создать систему  работы, по приобщению детей к истокам  русской народной культуры посредством  физкультурных праздников.

Знакомство детей  с календарными, народными праздниками, обычаями и традициями, народными играми.

Привлечь родителей (социум) в воспитательно-образовательный  процесс через участие в физкультурных  праздниках.

Создать условия  для самостоятельного отражения  полученных знаний, умений детьми.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Использовать  все виды фольклора, как богатейшего  источника познавательного и  нравственного развития детей.

 

Примерный перспективный  план физкультурных праздников

для детей старшего дошкольного возраста

месяц

Старшая группа

Сентябрь

Развлечение по народным играм Поволжья

«Я, ты, он, она  – вместе дружная игра»

Октябрь

Праздник «Богатырские игрища»

( с детьми ДОУ № 48)

Ноябрь

Развлечение «Кузьминки по лету поминки»

Декабрь

Развлечение «Посиделки на Покров»

Январь

Праздник «Мы  встречаем Рождество»

Февраль

«Праздник русского валенка»

(с родителями)

Март

Праздник «Масленица дорогая»

Апрель

Развлечение «Смех да веселье»

Май

Прогулка-поход  с родителями

«Лета, лета, вылазь из-под клета»

Июнь

Праздник «Троица  – девичий праздник»

Июль

Национальный  татарский праздник «Сабантуй»

(с детьми  татарской школы № 22)

Август

Развлечение «Как у наших у ворот – Спас!»


Примечание: конспекты праздников см. в приложении.

 

Ожидаемые результаты работы:

Использование детьми в двигательной активности потешек, считалок, загадок.

Умение играть в русские народные подвижные  игры.

Знание сказок и сказочных героев, умение применять их в различных формах физического воспитания.

Осмысленное и  активное участие детей в русских  народных праздниках и развлечениях (знают название праздника, играют в  национальные игры, игры-забавы).

Использование атрибуты русской народной игры в  самостоятельной деятельности.

Бережное отношение  к предметам быта, произведениям  народного творчества.

 

Заключение

 

Таким образом, методически правильно организованная работа по подготовке и проведению физкультурных праздников призвана удовлетворить естественную потребность  детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с  детьми дошкольного возраста ценна  и тем, что создает условия  для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Физкультурные праздники являются действенной  формой организации досуга детей, эффективным  средством пропаганды физической культуры и спорта. Эти мероприятия требуют  тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и родительской общественности, шефов, самих ребят. Праздники должны стать традиционными.

При проведении физкультурных праздников дети получают возможность проявлять большую  активность, самостоятельность и  инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки инструктора по физкультуре и воспитателей, тесный контакт с педагогическим и медицинским персоналом и семьёй.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать  родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.

Родители должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дошкольного  учреждения предусматривался активный отдых детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность.

 

Список используемых источников

 

1. Аксенова З.Ф.  Спортивные праздники в детском  саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

2. Бочарова Н.  Физкультурно-спортивные праздники  в детском саду: новые подходы,  методические рекомендации // Дошкольное  воспитание. 2004. № 1. С. 46-51.

3. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199

4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники  и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

5. Рунова М.А.  Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и  проведение физкультурных праздников  в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с

7. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

8. Шумилова В.А.  Спортивно – развлекательные  праздники в детском саду. –  Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с

 

Приложение 1

 

Физкультурный праздник

«БОГАТЫРСКИЕ ИГРИЩА»

(для детей  старшей группы ДОУ №…. и ДОУ  № ……)

Цель:

Развитие у  детей интереса к занятиям спортом,

Осуществление взаимосвязи физической культуры с  народными традициям, с устным фольклором.

Формирование  устойчивых двигательных навыков и  умений, развитие физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости).

Укрепление духовного  состояния и физического здоровья.

Развитие любознательности; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.

Атрибуты: по 3 кегли и 1-й «лошадки» на команду, канат, 2 шлема, 2 щита, 2 меча, 2 обруча или 2 «трусов для двоих», 2 деревянные ложки, 2 яйца,

Оформление: зал оформлен в русском народном стиле. Дети с мечами, в шлемах богатырских, одеты в рубахи, подпоясаны кушаками, «воевода» - ребенок в красной накидке, ведущие – в русском народном костюме, жюри – в кокошниках.

На столе у  жюри – молодильные яблоки или  каравай (главный приз).

Участники: 2 команды по 7 человек, ведущие, члены жюри – 2-3 чел, Баба Яга.

Ход развлечения

Под песню «Богатырская наша сила…» в зал входят 2 дружины  в богатырских одеждах.

1-й ведущий.

Ой, вы, красны девицы

И добры молодцы!

Приглашаем вас  на игры богатырские

Собирайтесь скорей, гости добрые!

Пожалуйте, гости,

Милости просим!

2-й ведущий. Добрый день, гости дорогие. Наши мальчики уже подросли и стали сильными, смелыми. Ну, чем не богатыри? Предлагаю сегодня устроить богатырское состязание – пусть мальчики покажут нам свою ловкость, силу и удаль молодецкую. В некотором царстве, в некотором государстве, во русской земле увидите игрища славных дружин. Станем-ка, богатыри насупротив друг друга да представимся перед состязанием серьёзным. Сегодня на спортивной площадке участвуют 2 дружины.

1-й ведущий.

Как во славном  городе, да во Димитровграде,

В детском саде ….. и …..

Да во старших  группах

Жили, были, не тужили

На физкультуру  все ходили

14 славных молодцов,

Все красавцы нету слов!

Представление команд.

Просим не жалеть ладоней и поддерживать наши дружины.

2-й ведущий.

Представление жюри.

Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам-Премудрым.

Вот решила как-то раз

Главная Василиса издать такой указ...

Слово главному судье соревнований - заведующей

Главная Василиса: читает

Указ

Разудалы добры  молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль  молодецкую!

Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!

А перед началом  испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за княжной.

Клятва

Обещаем бороться в бою честном!

Друга в беде не бросать!

Да не посрамим земли русской!

Главная Василиса:

Здесь веселые  забавы

Будут весь народ  смешить,

Не придется вам скучать

Время игрища начать.

Что ж, богатыри, внимание,

Начинаем состязания!

1-й ведущий. Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле.

Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры  не сбивать!

1 задание.

Мальчики прыгают  на хопах или на «лошадках» между  кеглями.

Каждому участнику  дают "лошадку" (палку с головой  лошади).

2-й ведущий. А сейчас мы должны убедиться в том, что вы и, правда богатыри.

2 задание.

Надо надеть шлем, взять меч и щит и сказать: «Я богатырь»

1-й ведущий. А сейчас мы проверим вашу силу - богатырскую.

3 задание.

Перетяни канат (без капитана-воеводы).

Конкурс воевод.

Соревнование  по армрестлингу.

2-й ведущий.

А красавицы  девицы

Петь большие  мастерицы.

Пока наши богатыри отдыхают, наши девицы - красавицы потешат  их весёлыми частушками.

Частушки

1-й ведущий. Вот бревно, а вот мешки,

Выходите, мужички.

Тот, кого мешком собьет,

Тот победный балл возьмет.

4 задание.

Бой подушками.

Ударяя по сопернику  подушкой, надо столкнуть его с  бревна. За каждую победу жюри присуждает победный балл.

2-й ведущий. Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А вы можете вспомнить кто это такие? (ответы детей). Всех Елен Прекрасных на Руси заточили они в своих темницах. Надо их выручать.

Все преграды покорились,

Богатыри все  в путь пустились.

звучит тревожная  музыка

Но увы, не тут-то было,

Вихрем все  вдруг закружило!

Змей Горыныч  трёхголовый

Повстречался  на пути,

Тут спасенья не ищи!

5 задание.

Трехголовый Змей Горыныч.

Бег втроем в  обруче.

1-й ведущий.

Вы змеюку одолели!

Информация о работе Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста