Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:21, курсовая работа
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Введение
I. Теоретические основы проблемы.
1.1 Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников.
1.2 Классификация физкультурных праздников.
1.3 Педагогические требования к организации физкультурных праздников:
- составление программы;
- разработка сценария;
- подготовка детей;
- оформление праздника;
- судейство.
1.4 Методические требования к проведению физкультурных праздников:
- начало праздника;
- ход праздника;
- подведение итогов, награждение.
II. Содержание опытно-практической части.
2.1 Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
Приложение
Впечатлениями о мероприятии дети делятся в беседах со взрослыми, в самостоятельной деятельности повторяют отдельные упражнения, игры-эстафеты. Понравившиеся эпизоды праздника отражают в рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.
Награждение должно проходить торжественно и весело. Вымпелы, эмблемы, сувениры можно разместить на самом почетном месте в группе (спортивный уголок, информационный стенд для родителей). Если же это индивидуальные призы и дети хотят забрать их домой, посоветуйте родителям найти в детской комнате место (полка, шкаф), где призы будут видны всем. Такой «победный» уголок является предметом гордости ребенка. Здесь же можно расположить фотографии, рисунки на тему «Наш праздник». Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.
II. Содержание опытно-практической части.
2.1 Составление
проектов физкультурных
Проект
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
через физкультурные праздники»
Актуальность темы проекта
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, устный народный фольклор, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Все это помогло разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре через физкультурные по тематике и содержанию праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Эти праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица и др.). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, учащиеся школы, воспитанники других детских садов.
Использование фольклора на физкультурных праздниках позволит не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и окажет положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности дошкольников, а также сформирует у них интерес к систематическим занятиям физической культуры.
Основные цели и задачи проекта:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством физкультурных праздников.
Знакомство детей с календарными, народными праздниками, обычаями и традициями, народными играми.
Привлечь родителей
(социум) в воспитательно-
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Использовать все виды фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Примерный перспективный план физкультурных праздников
для детей старшего дошкольного возраста
месяц |
Старшая группа |
Сентябрь |
Развлечение по народным играм Поволжья «Я, ты, он, она – вместе дружная игра» |
Октябрь |
Праздник «Богатырские игрища» ( с детьми ДОУ № 48) |
Ноябрь |
Развлечение «Кузьминки по лету поминки» |
Декабрь |
Развлечение «Посиделки на Покров» |
Январь |
Праздник «Мы встречаем Рождество» |
Февраль |
«Праздник русского валенка» (с родителями) |
Март |
Праздник «Масленица дорогая» |
Апрель |
Развлечение «Смех да веселье» |
Май |
Прогулка-поход с родителями «Лета, лета, вылазь из-под клета» |
Июнь |
Праздник «Троица – девичий праздник» |
Июль |
Национальный татарский праздник «Сабантуй» (с детьми татарской школы № 22) |
Август |
Развлечение «Как у наших у ворот – Спас!» |
Примечание: конспекты праздников см. в приложении.
Ожидаемые результаты работы:
Использование детьми в двигательной активности потешек, считалок, загадок.
Умение играть в русские народные подвижные игры.
Знание сказок и сказочных героев, умение применять их в различных формах физического воспитания.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках и развлечениях (знают название праздника, играют в национальные игры, игры-забавы).
Использование атрибуты русской народной игры в самостоятельной деятельности.
Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Заключение
Таким образом,
методически правильно
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Физкультурные праздники являются действенной формой организации досуга детей, эффективным средством пропаганды физической культуры и спорта. Эти мероприятия требуют тщательной подготовки со стороны педагогического коллектива и родительской общественности, шефов, самих ребят. Праздники должны стать традиционными.
При проведении физкультурных праздников дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры.
Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки инструктора по физкультуре и воспитателей, тесный контакт с педагогическим и медицинским персоналом и семьёй.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.
Родители должны
проявлять большую
Список используемых источников
1. Аксенова З.Ф.
Спортивные праздники в
2. Бочарова Н.
Физкультурно-спортивные
3. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199
4. Лысова В.Я.,
Яковлева Т.С. Спортивные
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
6. Осокина Т.И.,
Тимофеева Е.А. Организация и
проведение физкультурных
7. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
8. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с
Приложение 1
Физкультурный праздник
«БОГАТЫРСКИЕ ИГРИЩА»
(для детей старшей группы ДОУ №…. и ДОУ № ……)
Цель:
Развитие у детей интереса к занятиям спортом,
Осуществление взаимосвязи физической культуры с народными традициям, с устным фольклором.
Формирование устойчивых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости).
Укрепление духовного
состояния и физического
Развитие любознательности; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.
Атрибуты: по 3 кегли и 1-й «лошадки» на команду, канат, 2 шлема, 2 щита, 2 меча, 2 обруча или 2 «трусов для двоих», 2 деревянные ложки, 2 яйца,
Оформление: зал оформлен в русском народном стиле. Дети с мечами, в шлемах богатырских, одеты в рубахи, подпоясаны кушаками, «воевода» - ребенок в красной накидке, ведущие – в русском народном костюме, жюри – в кокошниках.
На столе у жюри – молодильные яблоки или каравай (главный приз).
Участники: 2 команды по 7 человек, ведущие, члены жюри – 2-3 чел, Баба Яга.
Ход развлечения
Под песню «Богатырская наша сила…» в зал входят 2 дружины в богатырских одеждах.
1-й ведущий.
Ой, вы, красны девицы
И добры молодцы!
Приглашаем вас на игры богатырские
Собирайтесь скорей, гости добрые!
Пожалуйте, гости,
Милости просим!
2-й ведущий. Добрый день, гости дорогие. Наши мальчики уже подросли и стали сильными, смелыми. Ну, чем не богатыри? Предлагаю сегодня устроить богатырское состязание – пусть мальчики покажут нам свою ловкость, силу и удаль молодецкую. В некотором царстве, в некотором государстве, во русской земле увидите игрища славных дружин. Станем-ка, богатыри насупротив друг друга да представимся перед состязанием серьёзным. Сегодня на спортивной площадке участвуют 2 дружины.
1-й ведущий.
Как во славном городе, да во Димитровграде,
В детском саде ….. и …..
Да во старших группах
Жили, были, не тужили
На физкультуру все ходили
14 славных молодцов,
Все красавцы нету слов!
Представление команд.
Просим не жалеть ладоней и поддерживать наши дружины.
2-й ведущий.
Представление жюри.
Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам-Премудрым.
Вот решила как-то раз
Главная Василиса издать такой указ...
Слово главному
судье соревнований -
Главная Василиса: читает
Указ
Разудалы добры молодцы!
Собирайтесь-ка в дружины славные!
Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Дети, произносят клятву, повторяя слова за княжной.
Клятва
Обещаем бороться в бою честном!
Друга в беде не бросать!
Да не посрамим земли русской!
Главная Василиса:
Здесь веселые забавы
Будут весь народ смешить,
Не придется вам скучать
Время игрища начать.
Что ж, богатыри, внимание,
Начинаем состязания!
1-й ведущий. Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле.
Не удержать богатырей,
Вмиг вскочили на коней!
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 задание.
Мальчики прыгают на хопах или на «лошадках» между кеглями.
Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).
2-й ведущий. А сейчас мы должны убедиться в том, что вы и, правда богатыри.
2 задание.
Надо надеть шлем, взять меч и щит и сказать: «Я богатырь»
1-й ведущий. А сейчас мы проверим вашу силу - богатырскую.
3 задание.
Перетяни канат (без капитана-воеводы).
Конкурс воевод.
Соревнование по армрестлингу.
2-й ведущий.
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы.
Пока наши богатыри отдыхают, наши девицы - красавицы потешат их весёлыми частушками.
Частушки
1-й ведущий. Вот бревно, а вот мешки,
Выходите, мужички.
Тот, кого мешком собьет,
Тот победный балл возьмет.
4 задание.
Бой подушками.
Ударяя по сопернику подушкой, надо столкнуть его с бревна. За каждую победу жюри присуждает победный балл.
2-й ведущий. Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А вы можете вспомнить кто это такие? (ответы детей). Всех Елен Прекрасных на Руси заточили они в своих темницах. Надо их выручать.
Все преграды покорились,
Богатыри все в путь пустились.
звучит тревожная музыка
Но увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
5 задание.
Трехголовый Змей Горыныч.
Бег втроем в обруче.
1-й ведущий.
Вы змеюку одолели!