Значение подвижных игр на прогулке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективности использования подвижных игр в повышении активности детей подготовительной группы на прогулке.
Объект исследования - двигательная активность детей подготовительной группы.
Предмет исследования - роль подвижных игр в повышении двигательной активности детей подготовительной группы на прогулке.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что прогулка может способствовать повышению двигательной активности дошкольников при следующих условиях:
целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированной на развитие основных видов движений;
использование расширенного объема подвижных игр в сравнении с традиционной методикой.

Файлы: 1 файл

Значение под.игр.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)



 

 

 

 

Таким   образом,   результаты   диагностики   уровня двигательной активности детей привели нас к выводу,   что  дошкольники в  ДОУ недостаточно реализуют свою биологическую потребность в движении, что может отрицательно сказаться на их здоровье. Следует пересмотреть план воспитательно-образовательной работы, с целью ее повышения.

 

2.2. Выявление роли подвижных игр в повышении двигательной активности детей на прогулке.

Следующим этапом нашей работы стал формирующий эксперимент.

Цель: использование подвижных игр как средства повышения двигательной активности дошкольников на прогулке.

С целью  повышения двигательной активности детей мы пересмотрели план воспитательно-образовательной работы и решили более эффективно использовать прогулку (Приложение № 5).

В ее содержание целенаправленно включили систему подвижных игр, ориентированную на развитие  основных видов движений, особенно бега и прыжков; мы запланировали расширенный объем подвижных игр в сравнении с традиционной методикой.

Учитывая, что летом дети большую часть времени находятся на участке, мы постарались создать оптимальные условия для разных видов детской деятельности.

На физкультурной площадке установили необходимое оборудование. Была изготовлена комбинированная гимнастическая стенка из труб разного диаметра (от 1 до 3 см), состоящая из 3 секций прямоугольной формы и 4 плоских пролетов. К этой стенке изготовлен набор лестниц с гладкими и ребристыми скатами, со специальными крючками на концах. Лестницы могут устанавливаться на разную высоту, что позволяет использовать их и для упражнений в ползании на четвереньках. На двух боковых секциях стенки на высоте 5 м укрепили два обруча с сетками для забрасывания мяча.

Комбинированная  гимнастическая  стенка  была  создана с расчетом на то, чтобы осуществлять обучение разным  видам физических  упражнений одновременно   нескольких  детей.  Она  установлена    на   правой   стороне физкультурной площадки.

С левой стороны подготовили яму для прыжков размером 2X1.5 м (заполнив ее смесью опилок и песком).

Для прыжков в высоту используются деревянные переносные стойки. Для прыжков в глубину есть также специальная яма, заполненная той же смесью (опилки с песком).

Вдоль длинной стороны площадки установили лесенку с площадкой для лазания, арку для подлезания высотой 70 см. Такое расположение пособий мы считаем педагогически оправданным, так как при проведении физических упражнений в старших возрастных группах имеем возможность использовать поточный способ организации детей.

Свободная часть площадки используется для организации подвижных игр и других видов движений. В центре расположено футбольное поле с воротами размером 190X70X70 см. В левом крыле площадки выделено место с утрамбованным грунтом для игр в кегли и городки. Место направления удара огорожено передвижным щитом, на котором нарисованы фигуры.

Таким образом, на физкультурной площадке созданы благоприятные условия для организации разных видов двигательной деятельности, что позволяет нам обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Физкультурную площадку используем не только для занятий, но и для организации игр с элементами спортивных упражнений. Наши дети любят игры в кегли, городки, серсо, которые способствуют укреплению мышц рук и ног, туловища, позволяют выработать у детей легкость, точность в движениях. Мы с удовлетворением отмечаем, что дети, ранее бывшие медлительными, стали активными, уверенными в своих силах, подвижными.

Учитывая, что детей старшего возраста интересует не только содержание игры, но и ее результаты (быстрее пробежать, точнее попасть в цель), мы проводим игры с элементами соревнования, которые способствуют развитию таких физических качеств, как точность, ловкость, быстрота движений. Такие игры сначала сопровождались криками, спорами, но со временем дети научились вести себя более сдержанно, правильно реагировать в разных ситуациях.

С внешней стороны физкультурной площадки проложили асфальтированную дорожку длиной 150 м, шириной 1,7 м, которая используется для катания на велосипедах. Вдоль дорожки установлены дорожные знаки: направление движения, переходы обозначены на асфальте белой краской, над дорожкой горит светофор, в котором можно регулировать сигналы. Все это дает нам возможность упражнять детей в правилах дорожного движения.

В детском саду часто бывают работники ГАИ, которые беседуют с детьми, с воспитателями и с родителями. Организуются игры, в которых дети усваивают основы правильного поведения по улице. Вся эта работа направлена на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

В распоряжении детей -- скакалки, обручи, мячи, атрибуты для игр. Для подвижных игр, требующих простора, отведено свободное пространство посреди участка из расчета 2--2,5 м/2 на одного ребенка.

Для упражнений в лазании используются двух - трех - гранные заборчики, лесенки разной конструкции высотой до 1,5 м. На них могут одновременно заниматься двое-трое детей. Для подлезания и метания изготовлены металлические конструкции -- цыпленок, Чебурашка, разноцветные дуги, шиты на стойке с нарисованной мишенью, обручи разного диаметра.

Для упражнения в ходьбе на равновесие используются бум-крокодил, пеньки, выкрашенные под березу, бревна, гладко выструганные доски, уложенные на деревянные или металлические опоры.

К скамейкам прикреплены фигурки животных из фанеры (гусь, медведь, лошадь), они используются для спортивных игр и упражнений в набрасывании колец. На групповых участках имеются металлические и деревянные качалки в виде машины с рулем, лошади, птицы.

В летнее время значительное место в жизни детей занимают игры с песком. У малышей на групповых участках установлены ящики с крышками на ножках, стол для формочек, совков, плоских фигурок и других игрушек. Песочницы расположены под деревьями с редкой кроной, предупреждает детей от перегревания, и в то же время солнечные лучи, проникают сквозь крону деревьев.

Мы продумали и условия для сюжетно-ролевых игр. Для таких игр на участке имеется также специально изготовленная деревянная мебель. Ее можно переносить с места на место, что позволяет детям развертывать    содержательные    игры    «в    детский    сад», |«семью»,  «школу»,  «больницу»,  «библиотеку»  и др.   в разных уголках участка.

В любое время года при проведении прогулки наблюдаю за самочувствием и тепловым состоянием детей.  В холодное время года  не допускаю переохлаждения, а в теплое - перегревания. Комфортное состояние детей на прогулке обеспечиваю ее интересным содержанием.  Планирую прогулку на каждый день работы.

В  структуру плана прогулки включали разные  виды деятельности.

Самостоятельная деятельность - на прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей

Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой.  Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу  и выполнить задуманное. Наша роль, как воспитателей, заключается в организации условий  для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.)

Познавательная деятельность - известно, что ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Мы предоставляли детям возможность действовать с объектами в окружающем его мире. Кроме этого, использовали   разнообразные дидактические задания и игры. Например, « Что взять для похода», «Круглый год».

С целью усиления внимания к речевой работе  на прогулке рекомендуется использовать речевые игры и задания - «Что ты слышишь вокруг?», «Кто позвал?» и др. развивающие слуховое восприятие и фонематический слух детей.

Трудовая деятельность - для ее организации соблюдали требования гигиены детского труда, правила  охраны жизни и здоровья детей  (использование не травмоопасных предметов, предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей). Летом дети трудятся в цветнике и на огороде.

Двигательная деятельность: подвижные игры, (сюжетные, бессюжетные игры, с элементами спортивных игр), эстафеты, физкультурные развлечения, разнообразные игровые упражнения с предметами и без них, упражнения с игровыми материалами: обручами, мячами, скакалками, ракетками, кеглями и.т.д.  это  тот перечень двигательных форм, которые мы активно используем на прогулке с целью повышения двигательной активности детей.

Ежедневно планируем две подвижных игры (утром и вечером). Кроме того, наши дети предлагают провести их любимую игру.

   В методике планирования работы по развитию движений на прогулке старались обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. Мы не допускали, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то организовывали игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни организовали двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволило обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

При проведении игр и упражнений используем разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей.

Подвижную игру проводили со всей группой и повторяли ее 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 10-12 мин.

Спортивные упражнения и упражнения в основных видах движений организовывали по подгруппам, сформированным с учетом двигательной активности детей.

При организации известных игр предоставляем детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила, обращаем внимание лишь на важные, от которых зависят ход игры и выполнение правил.

При разучивании новой игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания.

Во время проведения игр и упражнений на прогулке создаем такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.

   Мы подбирали игры с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей шестого года жизни и вызывали у них интерес и желание играть.

   Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности с учетом сложности движений. Подвижные игры проводились ежедневно со всей группой детей. В начале эксперимента по одной игре в день, позднее (через месяц) один день в неделю отводили для проведения одновременно двух игр. При этом подбирали игры разного характера - одна более спокойная, вторая подвижная. От времени проведения игр зависела их последовательность. В первую половину дня, когда дети были достаточно активны, начинали с игр большей подвижности, а после нее проводили мало подвижную, чтобы несколько успокоить детей, постепенно снизить физическую нагрузку. Например, сначала шла игра - «наседка и коршун», а потом - игровое упражнение «найди мяч» или «передай мяч», сначала игра - «маяк», а затем - «удочка».

   Во вторую половину дня (в час игр после дневного сна) наоборот, начинали с более спокойной и переходили к игре с активными действиями (с бегом, подпрыгиванием, ползанием). Мы включали детей в деятельность, постепенно увеличивая ее интенсивность. Например, сначала мы проводили подвижную игру «Ловишка», а затем - переключались на игровое упражнение «передай мяч».

   При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводилась первый раз, мы учили детей играть, разъясняли правила  игры. Проводя игру во второй раз, мы использовали  ее как средство

для развития быстроты. Для этого мы ставили перед детьми задачу, как можно быстрее убежать от «Ловишки». В этом случае мы проводили игру на большой площадке, чтобы дети, убегая от «Ловишки», могли проявить максимальную быстроту. При третьем повторении выдвигалась  новая задача - развивать у детей преимущественно ловкость. Кроме того, выбрались 2-3 «Ловишки» и, чтобы увернуться от них, детям приходилось проявить большую активность.

   Наиболее интересными нашим детям для развития быстроты и бега показались такие игры, как «Ловишка с ленточкой и без нее», «Найди мяч», «Маяк», «Лови - убегай», «Гуси - лебеди», «Коршун и наседка», а также игры - эстафеты.

Мы сочли возможным для повышения двигательной активности детей на прогулке организовывать игры-эстафеты.

Вначале мы организовывали игры по подгруппам по 6 человек. Это позволило быстро и легко организовать детей, сосредоточивать их  внимание на   объяснении условий игры-эстафеты, поддерживать дисциплину, контролировать выполнение   игровых   действий. Через месяц постепенно довели количество участвующих в игре детей до 15-20 человек и стали   заменять подвижную игру   игрой-эстафетой.

Информация о работе Значение подвижных игр на прогулке