Значение подвижных игр на прогулке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективности использования подвижных игр в повышении активности детей подготовительной группы на прогулке.
Объект исследования - двигательная активность детей подготовительной группы.
Предмет исследования - роль подвижных игр в повышении двигательной активности детей подготовительной группы на прогулке.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что прогулка может способствовать повышению двигательной активности дошкольников при следующих условиях:
целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированной на развитие основных видов движений;
использование расширенного объема подвижных игр в сравнении с традиционной методикой.

Файлы: 1 файл

Значение под.игр.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В работе с детьми  организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и пособий.

Итак, самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является  прогулка в первой половине дня. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Используются такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование роли подвижных игр в повышении двигательной активности детей на прогулке.

2.1. Выявление уровня двигательной активности детей  подготовительной группы.

Экспериментальные исследования проводились на базе МДОУ № 68 г. Липецка с детьми старшей группы не имеющих медицинских ограничений в двигательном режиме.

Для проверки нашей гипотезы мы организовали и провели педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного на базе МДОУ № 68 г. Липецка.

В экспериментальном исследовании по определению роли прогулки в повышении двигательной активности дошкольников шестого года жизни принимали участие 20 детей старшей группы, которые были поделены на две подгруппы - контрольную и экспериментальную, по 10 человек в каждой.

Педагогический эксперимент, состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Цель констатирующего эксперимента: 

- выявить уровень двигательной активности детей в обеих подгруппах в течение дня.

На начальном этапе была проведена комплексная оценка двигательной активности  детей на основе показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определялась гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников оценивалась в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов. После сравнения результатов с региональными нормативами обе группы (КГ и ЭГ) были отнесены ко второй подгруппе - дети первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним и ниже среднего уровнем физической подготовленности и двигательной активности.

В процессе комплексной оценки физического состояния дошкольников помимо выявления индивидуальных характеристик каждого ребенка, мы определили и общегрупповые особенности.

Для оценки уровня двигательной активности детей подготовительной группы на прогулке работая по обычному плану (Приложение №2) мы использовали шагомер. Двигательная активность детей измерялось в разное время суток с учётом разных видов деятельности (Приложение №3) в первой половине дня и во второй половине дня. Полученные данные сравнивались с нормой двигательной активности детей данного возраста.

Контрольная группа

Фамилия, имя ребёнка

Объём двигатель-

ной активности

в группе

Объём двигательной активности на прогулке

Прогулка Прогулка

День                      Вечер

Норма

13000-15000

1

Алекссева А.

3567

5623

2158

11348(-)

2

Гуреев Д

3325

5358

4367

13050(+)

3

Ветчинкина Н.

3232

3959

2784

9975(-)

4

Жидова С.

4715

4168

4933

13816(+)

5

Зажицкий А.

3836

4285

3745

11866(-)

6

Киценко М.

3587

5722

2954

12263(-)

7

Иситомина С.

4759

5215

3178

13152(+)

8

Малюков В.

3012

5155

3184

11352(-)

9

Скопинцева Н.

3973

4439

4151

12563(-)

10

Тингайкин В.

3538

4654

2756

10948(-)


 

Соответствует норме двигательная активность у 3 детей, что составляет 30%, ниже нормы у 7 детей, что составляет 70%, выше нормы результаты двигательной активности не показал никто.

Экспериментальная группа

Фамилия, имя ребёнка

Объём дигатель-

ной активности

в группе

Объём двигательной активности на прогулке

Прогулка Прогулка

День                      Вечер

Соотношение

Нормы

13000-15000

1

Блинков Д.

3678

6883

4211

14772(+)

2

Гончарова Д.

3824

5217

2924

11956(-)

3

Жужжин А.

4216

4328

3437

11981(-)

4

Лапошко В.

4158

4561

2746

11456(-)

5

Мышлявкина В.

3685

5734

2875

12294(-)

6

Огаркова А.

3761

6445

3563

13769(-)

7

Рощупкина С.

4032

4936

2258

11226(-)

8

Свешников В.

3583

5650

4190

13423(+)

9

Цаплин А.

3797

4756

3602

12151(-)

10

Чурсина Д.

4390

5041

3289

12720(-)


 

Соответствует норме двигательная активность у 2 детей, что составляет 20%, ниже нормы у 8 детей, что составляет 80%, выше нормы результаты двигательной активности не показал никто.

Контрольная группа                                Экспериментальная группа

 

 Для того, чтобы убедиться в том, что дети действительно не реализовывают свою биологическую потребность в движениях, мы провели хронометрирование движений детей. С помощью секундомера мы засекали время в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце первой половины дня время движений суммировали ( Приложение №4). В результате оказалось, что у детей двигательная активность снижена, и примерно составляет от 45 до 55%, вместо положенных 70%.

Диагностика  двигательной активности на прогулке.

Контрольная группа.

Фамилия, имя     ребёнка

 

                   Содержание прогулки ( длительность прогулки 70мин.)

                Д.А.(двигательная активность)

Наблюдение 15мин.

Д.А.

Подвижная игра 15мин. «Ловишки» «Догони пару»

Д.А.

Трудовая деятельность 20мин.

Д.А.

Самостоятельная деятельность 20мин.

Д.А.

Итого

Прогулка*Д.А.=%

1

Алина А.

12мин.

12 мин.

15мин.

15 мин.

52%

2

Дима Г.

10мин.

8 мин.

10 мин.

8 мин.

48%

3

Алина Ф.

12 мин.

13 мин.

15 мин.

15 мин.

53,3%

4

Катя Н.

10 мин.

12 мин.

15 мин.

12 мин.

65,3%

5

Никита Д.

12 мин.

10 мин.

15 мин.

15мин.

59,3%

6

Вика В.

8 мин.

10 мин.

10 мин.

12 мин.

53,3%

7

Андрей С

10 мин.

10 мин.

15 мин.

12мин.

42,6%

8

Миша А.

8 мин.

8 мин.

12 мин.

10 мин.

40,6%

9

Серёжа К.

11 мин.

13 мин.

11 мин.

13 мин.

42%

10

Маша Ч.

9 мин.

12 мин.

12 мин.

15 мин.

50%

Средний показатель:43,5%




 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

 

Фамилия, имя     ребёнка

 

                   Содержание прогулки (длительность прогулки 70мин.)

                Д.А.(двигательная активность)

Наблюдение 15мин.

Д.А.

Подвижная игра 15мин. «Ловишки» «Догони пару»

Д.А.

Трудовая деятельность 20мин.

Д.А.

Самостоятельная деятельность 20мин.

Д.А.

Итого

Прогулка*Д.А.=%

1

Данил б.

13мин.

12 мин.

15мин.

15 мин.

52%

2

Даша Г.

10мин.

8 мин.

13 мин.

8 мин.

48%

3

Артём Ж.

12 мин.

14 мин.

15 мин.

15 мин.

55,3%

4

Варя Л.

10 мин.

12 мин.

15 мин.

12 мин.

65,3%

5

Вика М.

12 мин.

12 мин.

17 мин.

18мин.

59,3%

6

Аня О.

9 мин.

10 мин.

10 мин.

12 мин.

53,3%

7

Соня Р.

10 мин.

12мин.

15 мин.

12мин.

42,6%

8

Вова С.

12 мин.

10 мин.

12 мин.

10 мин.

40,6%

9

Артём Ц.

12 мин.

14 мин.

11 мин.

15мин.

44%

10

Даша Ч.

10 мин.

12 мин.

12 мин.

15 мин.

50%

Средний показатель:48%

Информация о работе Значение подвижных игр на прогулке