Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективности использования подвижных игр в повышении активности детей подготовительной группы на прогулке.
Объект исследования - двигательная активность детей подготовительной группы.
Предмет исследования - роль подвижных игр в повышении двигательной активности детей подготовительной группы на прогулке.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что прогулка может способствовать повышению двигательной активности дошкольников при следующих условиях:
целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированной на развитие основных видов движений;
использование расширенного объема подвижных игр в сравнении с традиционной методикой.
Дети проявили большой интерес к играм-эстафетам, их увлекало разнообразие движений в одной игре: добежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, перепрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., соревновательный характер.
Все игры-эстафеты мы составляли из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их было вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышали интерес детей, стимулировали проявление различных свойств ловкости.
Для развития быстроты и повышения двигательной активности детей мы проводили игры-эстафеты. Такие игры, с элементами соревнования, включают преодоление различных препятствий знакомых детям, однако, в такие игры мы не включали ползание на четвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могли травмировать коленный сустав.
Игры-эстафеты мы строили на таких заданиях как:
а) ходьба по гимнастической скамейке и бег змейкой между предметами.
б) подлезание под веревку (рейку), перепрыгивание через ручеек.
в) ведение «дриблингом» (ударами о пол) мяча по прямому направлению или огибая положенные предметы.
г) пролезание в один обруч, затем прыжки из обруча в обруч на двух ногах.
д) бег с метанием, подлезанием, перелезанием;
е) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
ж) бег с прыжками;
з) бег с переносом различных предметов.
и) бег, между предметами
И по окончании заданий бегом, как можно быстрее, вернуться назад.
Наличие хорошо оборудованной спортивной площадки и групповых участков позволило широко использовать игры-эстафеты, знакомство с которыми осуществлялось на физкультурных занятиях. Содержание их составляли доступные детям движения, соответствующие их физическим возможностям:
Для детей подготовительной группы игры-эстафеты состояли из 3-4 основных движений в определенном сочетании, например: пробежать по бревну, сохраняя равновесие, подлезть под дугу, добежать до мяча и забросить его в баскетбольную корзину. Двигательные задания в играх усложнялись постепенно. Все действия выполнялись детьми поточно и командами, которые соревновались между собой. Соревновательный момент усиливал интерес к играм, позволял повышать двигательную, эмоциональную, творческую активность детей.
Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на овладении бегом.
Осуществляя дифференцированное педагогическое руководство развитием движений детей на занятии, в процессе проведения прогулки, мы обращали особое внимание на малоподвижных детей, старались вовлечь их в игры. развить у таких детей физические качества, в том числе быстроту.
В течение года игры систематически повторяются, но с постепенным усложнением в содержании, правилах, в количестве ролей, двигательных заданиях, в использовании пособий и оборудования. Подвижная игра проводится одновременно со всей группой в течение 12-15 минут. После этого дети выполняют физические упражнения (спортивные) и упражнения в основных видах движений по подгруппам. Например, дети одной подгруппы бегут между предметами, а другой - ходят по бревну прямо и боком. Мы контролируем все движения детей.
Содержание и длительность организованной двигательной деятельности старших дошкольников зависит от предыдущей физической нагрузки. Так, в день проведения физкультурного занятия содержание включает подвижную игру и какое-либо физическое упражнение (спортивное или в основном виде движения), длительность составляет 25-30 минут. В дни, когда физкультурные занятия не проводятся, в содержание организованных форм работы входят подвижная игра, спортивное упражнение и одно из основных видов движений; длительность составляет 30-35 минут.
Детям легче находить самостоятельно наиболее целесообразный вид бега в знакомых играх. На развитие способности правильно решать двигательную задачу положительно влияет оценка воспитателем проявления таких физических качеств, как быстрота и ловкость.
Как показали наблюдения, различные варианты только одной игры «Мы веселые ребята» подводят детей к пониманию, что в том случае, когда в качестве средства достижения цели используется бег с увертыванием, успех в игре не зависит от начала действий раньше сигнала.
Приобретенные умения позволяют детям достигать успеха в игре. Удачные действия вызывают у них радость, чувство удовлетворения и уверенность в своих силах. Дети начинают действовать смелее и решительнее. Такие действия играющих предъявляют повышенные требования к водящему. Поэтому дети, даже с хорошо развитыми двигательными навыками, при выполнении роли водящего должны действовать собранно, проявлять максимум усилий для достижения своей цели.
В результате обучения создается основа для перехода к предварительному решению двигательных задач в знакомых играх с использованием бега. С этой целью проведились игры «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди» и др. Условия выполнения изменялись при изменении местонахождения водящего. Во всех вариантах дети сначала определяли способ действий в зависимости от требований игры, а затем уже проверяли правильность своего выбора непосредственно в игре.
Научив детей самостоятельно справляться с заданиями в знакомых играх, предлагалось решение двигательной задачи в совершенно новой игре: до начала действий или сразу после объяснения содержания и правил. Например, после объяснения игры «Ловишка, бери ленту» дети самостоятельно определяли рациональность использования бега с увертыванием, а затем уже приступали к практическому выполнению.
Такая работа по повышению двигательной активности детей на прогулке стала систематически проводиться в экспериментальной группе.
2.3. Сравнительный анализ полученных данных.
Заключительным этапом нашей работы стал контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень двигательной активности старших дошкольников, сравнительный анализ полученных данных.
Мы провели сравнительный анализ уровня развития двигательной активности у детей подготовительной группы до и после проведения эксперимента на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. После повторного обследования детей с помощью шагомера и хронометража нами были выявлены результаты по уровню их двигательной активности (Приложение № 6,7).
В экспериментальной группе мы добились на прогулке, повысить двигательную активность до 90%.
В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
Контрольная группа
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Объём двигатель- ной активности в группе |
Объём двигательной активности на прогулке Прогулка Прогулка День Вечер |
Норма 13000-15000 | |
1 |
Алекссева А. |
3567 |
5623 |
2158 |
11348(-) |
2 |
Гуреев Д |
3325 |
5358 |
4367 |
13050(+) |
3 |
Ветчинкина Н. |
3232 |
3959 |
2784 |
9975(-) |
4 |
Жидова С. |
4715 |
4168 |
4933 |
13816(+) |
5 |
Зажицкий А. |
3836 |
4285 |
3745 |
11866(-) |
6 |
Киценко М. |
3587 |
5722 |
2954 |
12263(-) |
7 |
Иситомина С. |
4759 |
5215 |
3178 |
13152(+) |
8 |
Малюков В. |
3012 |
5155 |
3184 |
11352(-) |
9 |
Скопинцева Н. |
3973 |
4439 |
4151 |
12563(-) |
10 |
Тингайкин В. |
3538 |
4654 |
2756 |
10948(-) |
Экспериментальная группа
№ |
Фамилия,имя ребёнка |
Объём двигательной активности в группе |
Объём двигательной активности на прогулке Прогулка Прогулка День Вечер |
Соотношение нормы 13000-15000 | |
1 |
Фёдоров И. |
3778 |
3983 |
3221 |
12982(-) |
2 |
Чекрыжова М. |
3924 |
6317 |
4024 |
14265(-+) |
3 |
Наумова К. |
4216 |
4428 |
4356 |
13000(-+) |
4 |
Ситников А. |
3586 |
6573 |
4741 |
14900(-+) |
5 |
Фролова А. |
4696 |
6321 |
3763 |
14780(-+) |
6 |
Воробьёва В. |
3863 |
4789 |
3935 |
12587(-) |
7 |
Чернышов К. |
3032 |
6932 |
5303 |
15267(+) |
8 |
Свиридова С. |
4212 |
6211 |
4570 |
14993(-+) |
9 |
Терновская О. |
3975 |
6416 |
4609 |
15000(-+) |
10 |
Шестеров В. |
3400 |
6154 |
6235 |
15789(+) |
Итог: у 20% объём двигательной активности ниже нормы, у 60% детей нормальный, а у 20% объём двигательной активности выше нормы.
Контрольная группа.
№ |
Фамилия, имя ребёнка
|
Содержание прогулки ( длительность прогулки 70мин.) Д.А.(двигательная активность) | |||||
Наблюдение 15мин. Д.А. |
Подвижная игра 15мин. «Ловишки» «Догони пару» Д.А. |
Трудовая деятельность 20мин. Д.А. |
Самостоятельная деятельность 20мин. Д.А. |
Итого Прогулка*Д.А.=% | |||
1 |
Алина А. |
12мин. |
12 мин. |
15мин. |
15 мин. |
52% | |
2 |
Дима Г. |
10мин. |
8 мин. |
10 мин. |
8 мин. |
48% | |
3 |
Алина Ф. |
12 мин. |
13 мин. |
15 мин. |
15 мин. |
53,3% | |
4 |
Катя Н. |
10 мин. |
12 мин. |
15 мин. |
12 мин. |
65,3% | |
5 |
Никита Д. |
12 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
15мин. |
59,3% | |
6 |
Вика В. |
8 мин. |
10 мин. |
10 мин. |
12 мин. |
53,3% | |
7 |
Андрей С |
10 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
12мин. |
42,6% | |
8 |
Миша А. |
8 мин. |
8 мин. |
12 мин. |
10 мин. |
40,6% | |
9 |
Серёжа К. |
11 мин. |
13 мин. |
11 мин. |
13 мин. |
42% | |
10 |
Маша Ч. |
9 мин. |
12 мин. |
12 мин. |
15 мин. |
50% | |
Средний показатель:43,5% |
Экспериментальная группа
№ |
Фамилия, имя ребёнка
|
Содержание прогулки (длительность прогулки 70 мин) Д.А.(двигательная активность) | |||||
Наблюдение 15мин. Д.А. |
Подвижная игра 15мин. «Ловишки» «Догони пару» Д.А. |
Трудовая деятельность 20мин. Д.А. |
Самостоятельная деятельность 20мин. Д.А. |
Итого Прогулка*Д.А.=% | |||
1 |
Данил Б. |
14мин. |
13 мин. |
118мин. |
20мин. |
62,5% | |
2 |
Даша Г. |
12мин. |
10 мин. |
17 мин. |
14 мин. |
55% | |
3 |
Артём Ж. |
14 мин. |
16 мин. |
19 мин. |
17 мин. |
57,3% | |
4 |
Варя Л. |
11 мин. |
13 мин. |
17 мин. |
18 мин. |
70,3% | |
5 |
Вика М. |
14 мин. |
12 мин. |
16 мин. |
17 мин. |
62% | |
6 |
Аня О. |
10 мин. |
15 мин. |
16 мин. |
19 мин. |
67,3% | |
7 |
Соня Р. |
14 мин. |
14 мин. |
15 мин. |
18 мин. |
58,6% | |
8 |
Вова С. |
10 мин. |
16мин. |
116 мин. |
19 мин. |
59,6% | |
9 |
Артём Ц. |
12мин. |
14 мин. |
18 мин. |
18 мин. |
65% | |
10 |
Даша Ч. |
12 мин. |
13 мин. |
19 мин. |
16 мин. |
59% | |
Средний показатель:75% |
Объем двигательной активности на прогулке
Объем двигательной активности в течение дня
Контрольная группа
Заключение
Процесс воспитания детей непрерывен.
Большие потенциальные возможности для
всестороннего гармонического развития