Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата  в классе, несомненно, принадлежит  учителю [21; 31]. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе  – приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника [7]. Такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным. Значит, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

Поступив в первый класс, ребенок не становится учеником автоматически, ему только предстоит научиться осуществлять учебную деятельность. Параллельно происходит физиологический процесс адаптации к новым интеллектуальным, эмоциональным и физическим нагрузкам [5; 6].

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников впервые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Включение в новую  социальную среду, начало освоения учебной  деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса

 

    1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов

 

Поступление в школу - не только большая радость для  детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько  эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное  состояние ребенка, его дальнейшее  отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации  школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему  его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса [2; 27].

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако мы считаем, что  работа по организации адаптации  первоклассника не ограничивается помощью  в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.

В первые дни  в школе обучение первоклассников  строится на доступном практически  всем детям дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Домашние задания в первом классе не задаются [14; 31].

Учитывая  особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены два структурных элемента: оргмомент и основная часть.

Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная», то есть состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

В процессе обучения важно  учитывать индивидуальные особенности  ребенка. Известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития [1; 4; 7]. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

- задания разной степени  трудности;

- специально подобранные  общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

- предлагаемый детям  на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется  от каждого ребенка запоминания  дополнительного содержания, так как оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Итак, в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе [8; 9; 11].

Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Задания диагностики  должно максимально учитывать особенности  и возможности 7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса [20; 25; 26].

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя  с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень [25; 26;  31].

Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе  можно использовать методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе которой выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.

Для выявления психологической  и эмоциональной готовности ребенка  к обучению в школе можно использовать методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать  школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к  ситуации школьного обучения.

Для изучения уровня учебной  мотивации первоклассников - анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее  включено 10 вопросов, отражающих отношение  к школе и обучению. На основании  ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.

Анкета для родителей  первоклассников «Адаптация ребенка  к школе» М.Р. Битяновой [7] направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Кроме того, учитель может  использовать специальные методы диагностики  для определения готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность ребенка  к школьному обучению определяется системным обследованием состояния  интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой  и мотивационной сфер [11; 12; 15; 20]. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:

1) уровня психического  развития;

2) наличия необходимых  навыков и умений;

3) состояния мотивационного  отношения к школьному обучению.

Особенности интеллектуального  развития. Особенности развития мышления:

- протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений;

- установление причинно-следственных  зависимостей и функциональных  связей;

- затруднения в построении  выводов, обобщений, умозаключений;

- особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного;

- состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного  мышления;

- индивидуальные качества  мышления.

Особенности развития памяти:

- протекание запоминаний  и воспроизведения;

- значение волевой  установки в запоминании;

- развитие зрительной  и слуховой памяти;

- соотношение образной  и словесной памяти;

- состояние оперативной  слуховой памяти.

Особенности развития фонематического  слуха:

- понимание детской  обращенной речи. Речевое общение;

- состояние аналитико-синтетической  фонематической деятельности;

- нарушение речи. Общее  недоразвитие речи.

Развитие математических представлений:

- умение считать предметы. Владение порядковым счетом в  прямом и обратном порядке;

- умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом);

- выполнение элементарных  операций с предметами;

- владение представлений  равенства, «больше», «меньше».

Особенности развития эмоционально-волевой  сферы. Особенности эмоций:

- эмоциональное отношение  к деятельности, эмоциональная выраженность  в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения;

- индивидуальный эмоциональный  статус.

Особенности волевой  регуляции:

- волевая регуляция  и саморегуляция в заданной  деятельности. Настойчивость, склонность  к завершению деятельности. Колебания в волевой установки. Работоспособность, инициативность.

Особенности развития мотивационной  сферы личности ребенка. Особенности мотивации отношения к школьному обучению:

- интерес к школе.  Наличие собственного желания.  Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе