Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа
Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения
Эти же причины определяют
и характерные трудности
При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю [21; 31]. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Выводы по первой главе
По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе – приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника [7]. Такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным. Значит, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Поступив в первый класс, ребенок не становится учеником автоматически, ему только предстоит научиться осуществлять учебную деятельность. Параллельно происходит физиологический процесс адаптации к новым интеллектуальным, эмоциональным и физическим нагрузкам [5; 6].
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников впервые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
Поступление в школу -
не только большая радость для
детей, но и огромные нагрузки, ведь
первоклассник осваивает
Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса [2; 27].
В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.
Однако мы считаем, что работа по организации адаптации первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.
В первые дни в школе обучение первоклассников строится на доступном практически всем детям дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Домашние задания в первом классе не задаются [14; 31].
Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены два структурных элемента: оргмомент и основная часть.
Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
Основная часть урока - «дробная», то есть состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития [1; 4; 7]. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
- задания разной степени трудности;
- специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
- предлагаемый детям
на уроке дополнительный
Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, так как оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.
Итак, в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе [8; 9; 11].
Наиболее существенным
для педагогической деятельности является определение сформированности
предпосылок к овладению грамотой и математикой,
т.е. тех компонентов, которые составляют
основу усвоения этих предметов. Причем
такую диагностику должен осуществлять
именно учитель, с тем, чтобы использовать
данные, полученные в процессе ее проведения,
для осуществления индивидуально-
Задания диагностики
должно максимально учитывать
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень [25; 26; 31].
Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе можно использовать методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе которой выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.
Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе можно использовать методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.
Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников - анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.
Анкета для родителей
первоклассников «Адаптация ребенка
к школе» М.Р. Битяновой [7] направлена
на определение уровня сформированности
предпосылок учебной
Кроме того, учитель может использовать специальные методы диагностики для определения готовности ребенка к школьному обучению.
Готовность ребенка
к школьному обучению определяется
системным обследованием
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного
отношения к школьному
Особенности интеллектуального развития. Особенности развития мышления:
- протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений;
- установление причинно-
- затруднения в построении
выводов, обобщений,
- особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного;
- состояние наглядно-
- индивидуальные качества мышления.
Особенности развития памяти:
- протекание запоминаний и воспроизведения;
- значение волевой установки в запоминании;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- соотношение образной и словесной памяти;
- состояние оперативной слуховой памяти.
Особенности развития фонематического слуха:
- понимание детской обращенной речи. Речевое общение;
- состояние аналитико-
- нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
Развитие математических представлений:
- умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке;
- умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом);
- выполнение элементарных операций с предметами;
- владение представлений равенства, «больше», «меньше».
Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Особенности эмоций:
- эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения;
- индивидуальный эмоциональный статус.
Особенности волевой регуляции:
- волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установки. Работоспособность, инициативность.
Особенности развития мотивационной сферы личности ребенка. Особенности мотивации отношения к школьному обучению:
- интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.
Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе