Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Ловушка – важнейший элемент учительской диагностики класса. Различение ребенком ситуаций, когда он буквально во всем должен следовать за учителем (отработка навыков, в частности навыков письма) и когда он и взрослый становятся партнерами, участниками дискуссии, -  вот предмет самой глубинной учительской диагностики. Если учитель сумел научить детей, где надо следовать за ним, как «ниточка за иголочкой», а где, наоборот, спорить, возражать, - можно считать, что решена важнейшая задача начального этапа обучения. Средством диагностики  этого умения является ловушка.

По существу задание, в котором учитель требует  от детей решить заведомо не решаемую задачу, ответить на вопрос, заведомо не имеющий решения, то есть «ловит»  детей. Ловушка – это разрыв в  плавном течении учебного сотрудничества, толкающая ребенка на осознание того, что происходит на уроке, то есть первый шаг к рефлексии.

Занятие 3. Посвящение в ученики

Задачи: обобщить представления  детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе  важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.

Этот урок – инициация, подтверждение того, что дети стали  школьниками. В этот день дети выполняют  многие задания. За каждый удачный ответ  они получают ордена. Их необходимо заранее изготовить. Важно, чтобы никто из детей не ушел с праздника ненагражденным, ведь все они должны стать в этот день учениками!

В игре на сюжет «Лесная  школа» лучше, если дети будут сидеть не за партами, а на стульях, поставленных посредине класса в кружок. В центре круга – место для лесной школы.

Этот праздник должен стать для детей радостным  событием.

В первые дни  пребывания ребенка в школе необходимо показать отличие учения от игры. Процесс учения обладает рядом признаков [31]:

  1. контролируемость (учебное пространство учащегося опосредованно или непосредственно всегда находится в поле деятельности учителя);
  2. временной регламент (учебная деятельность ученика всегда определяется расписанием или режимом дня. Регламентируется не только ее начало и конец, но и темп, и ритм);
  3. заданность средств, способов действия (есть действия, которые учитель обязан указать ребенку для выполнения задания, есть же задания, где ученик должен осуществить выбор или изобрести для себя новый способ действия);
  4. результативность (любая деятельность завершается получением какого-либо «продукта». «Продуктом» УД может быть и сам процесс «делания»);
  5. оцениваемость (есть деятельность, которая подлежит оцениванию, а есть действия, не предназначенные для оценки).

После проведения адаптационного курса первоклассники прошли вторичную диагностику по тем же самым методикам. Результаты представлены в виде диаграммы (Приложение 18).

По проведенной диагностике, получены следующие результаты: общий уровень готовности обследованных детей – выше среднего. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали три  мальчика  и одна девочка -  Дима Я., Артем Я., Саша Т., Юля Р. Это благодаря тому, что детям уделялось внимание дома, с ними занимались родители. Невысокий уровень готовности к школьному обучению у одного мальчика: Дима Б. Очень низкий уровень готовности связан также с тем, что дома ребенок принадлежит сам себе, мальчик из неполной семьи, получает очень мало внимания со стороны взрослых.

Такие аспекты как: смысловая  память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания  имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей.

Улучшение результатов  проведенных диагностик может свидетельствовать  об успешном процессе адаптации детей  к обучению в школе в результате проведения специальных адаптационных занятий.

Итак, программа курса  «Введение в школьную жизнь» позволяет  формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные  универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование; правила взаимодействия со сверстниками, учителем с самим собой формируют коммуникативные действия [31].

С первых дней обучения вводятся индивидуальные формы работы.

С самого начала прихода  в школу ребенок должен познакомиться  с новой «философией оценки». Оценка должна быть ориентирована на личные достижения каждого конкретного  ученика. Поддерживая положительную  общую самооценку ребенка, учитель  должен развивать способность ребенка к конкретной оценке своего учения. С этой целью разрабатываются правила «оценочной безопасности», которые соблюдаются и учителем и учащимися.

Параллельно с правилами  «оценочной безопасности» в адаптационный  период первоклассники обучаются приемам оценивания:

– обучение разумному  оцениванию начинается с самооценочного суждения ребенка (если оценка взрослого  предшествует детской, то ребенок, либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает);

– оценка не должна быть глобальной (ребенку предлагается оценить разные аспекты своей работы);

– самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;

– там, где оценивается  качество, не имеющее однозначный эталон-образец, каждый человек имеет право на собственное мнение (учитель обязан знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства).

На протяжении всего  периода обучения в начальной  школе «философия оценки» не меняется. В результате к концу начального этапа образования у детей формируются действия самоконтроля и самооценки.

Особая работа в адаптационный  период проводится с родителями. Как  только ребенок пришел в школу, то родитель приобрел новый статус – родитель первоклассника. Основа родительской позиции должна заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа [4; 12].

Групповая работа. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих  детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и используется учителем с первых дней прихода детей в школу.

Работа в группах  организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Интеллектуальный конфликт разворачивается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует поиску способов решения задач, пониманию, принятию найденного решения. Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются задания - ловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе [31].

Материальное обеспечение  курса:

1. Колокольчик.

2. Именные медали для  учащихся.

3. Ордена и т.д.

Выводы по второй главе

 

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни  ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни [3; 16; 32].

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Начало обучения ребенка  в школе – экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Отсутствие у родителей  понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе. Похвала со стороны родителей очень важна для малыша [4].

Программа курса «Введение в школьную жизнь», рассчитанная на одну неделю поможет первокласснику быстрее адаптироваться к новым условиям [14; 28; 31], так как позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование; правила взаимодействия со сверстниками, учителем с самим собой формируют коммуникативные действия.

С установлением положительного контакта с одноклассниками и учителем ребенок полностью освоится в школьной среде.

 

Заключение

 

В данной выпускной  квалификационной работе мы раскрыли психолого-педагогические и методические аспекты адаптации первоклассников к школе, разработали программу, рассчитанную на одну неделю учебного времени, которая помогает наиболее успешно адаптироваться малышу, а также определили роль семьи и педагога в процессе его адаптации.

В первой главе  мы рассмотрели психологические особенности первоклассников, а так же изучили понятие и сущность адаптации первоклассников к школьным условиям.

«Школьная адаптация» и  проблемы связанные с нею волнуют  и родителей, и педагогов, и психологов [4; 7; 8; 12; 21; 29]. Это проблема с каждым годом становится все более актуальной, так как все больше детей при поступлении в школу сталкиваются с трудностями адаптации, а у некоторых из них развивается синдром «школьной дезадаптации».

Начало обучения в  школе – один из наиболее сложных  и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

Наличие большого числа  научных и практических работ  по проблеме адаптации к школе  свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика адаптации первоклассников к обучению в школе полностью не раскрыта. Это связано с возрастным своеобразием детей, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников, неготовностью учителей начальных классов к выбору содержательного материала.

Проблемами школьной адаптации занимались и занимаются в настоящее время многие учение. Среди них М.Р. Битянова, М.М. Безруких, Р.В. Овчарова, О.В. Даниленко, И.В. Ермакова и многие другие [2; 4; 5; 16; 17; 25].

В настоящее время  образовательные учреждения не в  полной мере реализуют условия, способствующие повышению уровня адаптации первоклассников  к обучению в школе, по-прежнему преобладает  формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.

Процесс протекания адаптационного периода у первоклассников –  залог их успеваемости и эмоционального состояния, а значит, и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному [5; 6; 9; 12].

Центральное место занимает подготовка ребенка к школе. Готовность к обучению включает социально-психологическую, интеллектуальную и личностную готовность.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению труднее и длительнее проходит период адаптации. С трудностями адаптации  сталкиваются и здоровые (психически и физически) дети, и дети с отклонениями. Необходимо вовремя заметить ребенка, который столкнулся с трудностями при адаптации, чтобы не допустить развития дезадаптации [5; 17].

Нами были изучены  особенности адаптационного процесса в начальной школе и определены методические рекомендации по предупреждению дезадаптации. Эти рекомендации помогут вовремя выявить негативные проявления у первоклассников и помогут при работе с детьми, столкнувшимися с проблемами адаптации.

Во второй главе мы рассмотрели методы и приемы, способствующие успешной адаптации детей первых классов, а так же разработали программу занятий первых дней обучения первоклассников в школе.

Для выяснения уровня психологической готовности детей  к обучению в школе нами совместно с психологом были проведены две диагностики – первичная и вторичная. Результаты вторичной диагностики подтвердили успешность проведения занятий по специально разработанному адаптационному курсу.

Адаптационный курс «Введение  в школьную жизнь» был разработан на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), который реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первой недели учебных занятий [31]. Программа рассчитана на 15 часов.

Курс адаптационного периода:

– обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и  педагогами, со школьным пространством  и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами  сотрудничества на уроке и правилами  поведения вне урока;

  – способствует психологической адаптации детей в школе;

  – знакомит с основными школьными правилами;

  – прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

  – обучает элементарным приемам обратной связи;

  – развивает внимание, память, мышление, воображение;

Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе