Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа
Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения
Ловушка – важнейший элемент учительской диагностики класса. Различение ребенком ситуаций, когда он буквально во всем должен следовать за учителем (отработка навыков, в частности навыков письма) и когда он и взрослый становятся партнерами, участниками дискуссии, - вот предмет самой глубинной учительской диагностики. Если учитель сумел научить детей, где надо следовать за ним, как «ниточка за иголочкой», а где, наоборот, спорить, возражать, - можно считать, что решена важнейшая задача начального этапа обучения. Средством диагностики этого умения является ловушка.
По существу задание, в котором учитель требует от детей решить заведомо не решаемую задачу, ответить на вопрос, заведомо не имеющий решения, то есть «ловит» детей. Ловушка – это разрыв в плавном течении учебного сотрудничества, толкающая ребенка на осознание того, что происходит на уроке, то есть первый шаг к рефлексии.
Занятие 3. Посвящение в ученики
Задачи: обобщить представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.
Этот урок – инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками. В этот день дети выполняют многие задания. За каждый удачный ответ они получают ордена. Их необходимо заранее изготовить. Важно, чтобы никто из детей не ушел с праздника ненагражденным, ведь все они должны стать в этот день учениками!
В игре на сюжет «Лесная школа» лучше, если дети будут сидеть не за партами, а на стульях, поставленных посредине класса в кружок. В центре круга – место для лесной школы.
Этот праздник должен стать для детей радостным событием.
В первые дни пребывания ребенка в школе необходимо показать отличие учения от игры. Процесс учения обладает рядом признаков [31]:
После проведения адаптационного курса первоклассники прошли вторичную диагностику по тем же самым методикам. Результаты представлены в виде диаграммы (Приложение 18).
По проведенной диагностике, получены следующие результаты: общий уровень готовности обследованных детей – выше среднего. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали три мальчика и одна девочка - Дима Я., Артем Я., Саша Т., Юля Р. Это благодаря тому, что детям уделялось внимание дома, с ними занимались родители. Невысокий уровень готовности к школьному обучению у одного мальчика: Дима Б. Очень низкий уровень готовности связан также с тем, что дома ребенок принадлежит сам себе, мальчик из неполной семьи, получает очень мало внимания со стороны взрослых.
Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей.
Улучшение результатов проведенных диагностик может свидетельствовать об успешном процессе адаптации детей к обучению в школе в результате проведения специальных адаптационных занятий.
Итак, программа курса
«Введение в школьную жизнь» позволяет
формировать личностные, познавательные,
регулятивные и коммуникативные
универсальные учебные
С первых дней обучения вводятся индивидуальные формы работы.
С самого начала прихода в школу ребенок должен познакомиться с новой «философией оценки». Оценка должна быть ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. Поддерживая положительную общую самооценку ребенка, учитель должен развивать способность ребенка к конкретной оценке своего учения. С этой целью разрабатываются правила «оценочной безопасности», которые соблюдаются и учителем и учащимися.
Параллельно с правилами «оценочной безопасности» в адаптационный период первоклассники обучаются приемам оценивания:
– обучение разумному оцениванию начинается с самооценочного суждения ребенка (если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок, либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает);
– оценка не должна быть глобальной (ребенку предлагается оценить разные аспекты своей работы);
– самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;
– там, где оценивается качество, не имеющее однозначный эталон-образец, каждый человек имеет право на собственное мнение (учитель обязан знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства).
На протяжении всего периода обучения в начальной школе «философия оценки» не меняется. В результате к концу начального этапа образования у детей формируются действия самоконтроля и самооценки.
Особая работа в адаптационный период проводится с родителями. Как только ребенок пришел в школу, то родитель приобрел новый статус – родитель первоклассника. Основа родительской позиции должна заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа [4; 12].
Групповая работа. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и используется учителем с первых дней прихода детей в школу.
Работа в группах организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Интеллектуальный конфликт разворачивается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует поиску способов решения задач, пониманию, принятию найденного решения. Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются задания - ловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, а как опытный помощник, коллега по общей работе [31].
Материальное обеспечение курса:
1. Колокольчик.
2. Именные медали для учащихся.
3. Ордена и т.д.
Выводы по второй главе
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни [3; 16; 32].
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Начало обучения ребенка в школе – экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе. Похвала со стороны родителей очень важна для малыша [4].
Программа курса «Введение в школьную жизнь», рассчитанная на одну неделю поможет первокласснику быстрее адаптироваться к новым условиям [14; 28; 31], так как позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для учащихся способствует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств решения задачи позволяет формировать планирование; правила взаимодействия со сверстниками, учителем с самим собой формируют коммуникативные действия.
С установлением положительного контакта с одноклассниками и учителем ребенок полностью освоится в школьной среде.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе мы раскрыли психолого-педагогические и методические аспекты адаптации первоклассников к школе, разработали программу, рассчитанную на одну неделю учебного времени, которая помогает наиболее успешно адаптироваться малышу, а также определили роль семьи и педагога в процессе его адаптации.
В первой главе мы рассмотрели психологические особенности первоклассников, а так же изучили понятие и сущность адаптации первоклассников к школьным условиям.
«Школьная адаптация» и проблемы связанные с нею волнуют и родителей, и педагогов, и психологов [4; 7; 8; 12; 21; 29]. Это проблема с каждым годом становится все более актуальной, так как все больше детей при поступлении в школу сталкиваются с трудностями адаптации, а у некоторых из них развивается синдром «школьной дезадаптации».
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме адаптации к школе свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика адаптации первоклассников к обучению в школе полностью не раскрыта. Это связано с возрастным своеобразием детей, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников, неготовностью учителей начальных классов к выбору содержательного материала.
Проблемами школьной адаптации занимались и занимаются в настоящее время многие учение. Среди них М.Р. Битянова, М.М. Безруких, Р.В. Овчарова, О.В. Даниленко, И.В. Ермакова и многие другие [2; 4; 5; 16; 17; 25].
В настоящее время образовательные учреждения не в полной мере реализуют условия, способствующие повышению уровня адаптации первоклассников к обучению в школе, по-прежнему преобладает формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.
Процесс протекания адаптационного периода у первоклассников – залог их успеваемости и эмоционального состояния, а значит, и здоровья на весь период обучения в школе. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребёнка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному [5; 6; 9; 12].
Центральное место занимает подготовка ребенка к школе. Готовность к обучению включает социально-психологическую, интеллектуальную и личностную готовность.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению труднее и длительнее проходит период адаптации. С трудностями адаптации сталкиваются и здоровые (психически и физически) дети, и дети с отклонениями. Необходимо вовремя заметить ребенка, который столкнулся с трудностями при адаптации, чтобы не допустить развития дезадаптации [5; 17].
Нами были изучены особенности адаптационного процесса в начальной школе и определены методические рекомендации по предупреждению дезадаптации. Эти рекомендации помогут вовремя выявить негативные проявления у первоклассников и помогут при работе с детьми, столкнувшимися с проблемами адаптации.
Во второй главе мы рассмотрели методы и приемы, способствующие успешной адаптации детей первых классов, а так же разработали программу занятий первых дней обучения первоклассников в школе.
Для выяснения уровня психологической готовности детей к обучению в школе нами совместно с психологом были проведены две диагностики – первичная и вторичная. Результаты вторичной диагностики подтвердили успешность проведения занятий по специально разработанному адаптационному курсу.
Адаптационный курс «Введение в школьную жизнь» был разработан на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), который реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первой недели учебных занятий [31]. Программа рассчитана на 15 часов.
Курс адаптационного периода:
– обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;
– способствует психологической адаптации детей в школе;
– знакомит с основными школьными правилами;
– прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
– обучает элементарным приемам обратной связи;
– развивает внимание, память, мышление, воображение;
Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе