Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:06, дипломная работа
Актуальность. В законе Российской Федерации «Об образовании», образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка, изменяются социальные условия, режим деятельности, требования. Это очень сложный для первоклассников период, период адаптации к школе. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, называется адаптированным. Но есть дети, которые испытывают трудности в адаптации, по данным разных авторов таких учащихся от 15 % до 40%, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Важно чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, самооценки. Способствовало дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Введение………………………………………………………………………..… ...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты адаптации к школе
Психологические особенности первоклассников………………… ……… 6
Понятие и сущность адаптации первоклассников ………………………..11
Выводы по первой главе…..……………….…………………….…………..…..18
Глава 2. Методические основы организации адаптационного процесса
2.1. Методы и приемы, используемые в процессе адаптации детей первых классов…………………………… ……………………………………………..….19
2.2. Программа занятий первых дней обучения первоклассников в школе …...29
Выводы по второй главе……….…………………………………………….… .44
Заключение…………………………………………………………………….......45
Литература……………….……………………………..……………………..…...48
Приложения
Вводный курс «Введение в школьную жизнь» позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы. Наша программа рассчитана на пять дней: во все дни проводится – по три занятия (возможно проведение четвертого занятия в этот период: динамическая перемена, музыка, рисование, труд и др.).
Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания [14].
Цели курса «Первые дни в школе» [14]:
- психологическая адаптация детей;
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучение элементарным приемам обратной связи;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- организация классного коллектива.
Для занятий в первую школьную неделю детям необходимы:
- тонкая тетрадь в клетку (без полей);
- ручка;
- цветные карандаши.
Рекомендации по работе с тетрадью:
- тетрадь должна быть подписана;
- детям тетради на дом не раздаются;
- все задания выполняются
только на правой странице
тетради, для того чтобы во
время выполнения заданий
- на каждой странице
выполняется только одно
Весь учебный материал дается в виде диалогов, игр сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Перед первым сентября учитель проводит родительское собрание. На нем родителей учитель знакомит с основным содержанием курса, его целями и задачами. Конкретный разговор определяется тем, как учитель решил провести этот курс. В частности тем, будут ли родители приглашены на уроки. Нам это представляется очень желательным: родители помогают учителю, а главное, их присутствие делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной [31].
Содержание курса
День первый (Приложение 13):
Занятие 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
В нашей программе обучение происходит в совместной форме, где работают группами, поэтому необходимо, чтобы дети познакомились друг с другом. Для обеспечения линии сотрудничества необходимо адресоваться к учителю, к другому, вообще фиксировать свое желание что-то сказать, выразить собственное мнение, для этого вводится знак «Поднятая рука». Вся дальнейшая работа на этом уроке идет по линии отработки навыка использования знака.
Другая линия, начинающаяся на этом уроке – образование групп. В первый день она лишь обозначается – группы организовываются за счет определенной расстановки мебели. Поэтому группы и все, что с этим связано, по содержанию возникнут позже, на этом занятии мы лишь назовем их (дадим «общие имена»), поэтому на первом уроке не создается специальных ситуаций, не «разыгрывается» необходимость введения групповой работы. Пока группа – это механизм поддержки.
Занятие 2. Умение договариваться
Задачи: помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.
В начале урока – повторение знака «Поднятая рука». Подчеркивается, что такая форма обращения является сугубо школьной.
Умение договариваться берет свое начало при организации групп. Учитель при помощи родителей учащихся поясняет детям, как можно договориться между собой, не произнеся ни одного звука, то есть использовать жесты. Дети выбирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось. Это школьное правило способствует положительной атмосфере в классе.
Занятие 3. Приветствие учителя
Задачи: выработать школьное правило «Приветствие учителя»; помочь детям осознать позицию школьника на основе сравнения «школьник – дошкольник».
На этом уроке вводится новый ритуал – приветствие детьми учителя и друг друга. Как и любая другая ритуальная форма, в нашем курсе она дается на противопоставлении школьной формы дошкольной. Поэтому главное – показать детям разные формы приветствия. На данном уроке разыгрывается сцена приветствия учителя, а затем разыгрывается новая сцена, акцентируются моменты различия.
День второй (Приложение 14):
Занятие 1. Выбор приветствия
Задачи: помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.
Учитель на уроке расширяет
кругозор учащихся за счет знакомства
детей с разными формами
Так как слова приветствия относятся к вежливым словам, учитель выражает уверенность в том, что все дети постараются быть вежливыми и воспитанными школьниками.
Занятие 2. Введение знака «Хор»
Задачи: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Эта работа осуществляется на материале рассказа о сказочных героях. Главная цель – привлечь внимание детей к новому знаку. Поэтому вводится различение – правильно по форме, неправильно по содержанию и наоборот. Упражнения, которые проводятся на данном уроке, являются пропедевтикой дифференцированной оценки. Дети должны научиться различать содержание ответа и его форму.
Занятие 3. Лента школьного времени
Задачи: уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.
Смысловой центр урока – введение схемы времени. Дети работают со знаком времени – линией, своего рода «временным лучом». Мы рассматриваем схему времени как значение длительности, временной протяженности. В результате работы со схемой времени «ребенок должен овладеть своим временем», ребенок должен овладеть еще одним средством организации своего поведения. Кроме того важную роль играет и моделирование новой для ребенка предметности – времени.
На рассматриваемом
уроке важным является введение знака
– «звонок». С его помощью производится
первоначальная разметка временной
оси – детям открываются
День третий (Приложение 15):
Занятие 1. Введение знаков внимания «+» и «–»
Задачи: ввести и учить использовать знаки «+» и «–» для демонстрации внимательного слушания; учить детей слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Этот урок – продолжение организации детского сотрудничества. Главная задача урока – добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю. Известно, что в начале обучения в школе внимание детей концентрируется на учителе. Поэтому одна из задач первых дней – открыть для каждого ребенка партнеров – сверстников, научить адресоваться к ним, обращать к ним свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы.
Учителю нужно обязательно привлекать внимание детей к тем случаям, когда они обращаются не по адресу.
Занятие 2. Введение знака «Мы готовы»
Задачи: формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Вся работа на этом уроке сосредотачивается на противопоставлении индивидуальной формы работы и работы парами.
На общем положительном эмоциональном фоне дети впервые упражняются делать что-либо вместе. Причем «вместе» на данном этапе означает буквальное уподобление «слияния» действий.
На этом уроке вводят знак «Мы» и соответствующий ему жест. Далее переходят к упражнениям, в которых ребенок должен обратить внимание на партнера. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать партнера, относиться к его высказываниям.
Занятие 3. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
Задачи: формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.
Содержание урока провоцирует детей на разные мнения. Очень важным эмоциональным моментом является разыгрывание ссоры персонажей (Зайчонок и Бельчонок). Здесь можно разыграть разные варианты ссор и споров (на усмотрение учителя). Такие ссоры и споры возможны только в исполнении учителя, иначе могут возникнуть нежелательные, «непарламентские» выражения, обиды, продолжение конфликта вне игровой роли.
Интересным вариантом может стать разыгрывание вежливой, но бессодержательной ссоры – ситуация, когда персонажи не оскорбляют друг друга, но и не обсуждают суть противоречия. Таким образом, главное в ситуации несогласия – выявление сути противоречия и попытка найти конструктивное решение.
Данный урок – важный этап в становлении линии учебной дискуссии, поэтому его следует готовить особо.
День четвертый (Приложение 16):
Занятие 1. Учимся спорить.
Задачи: формировать умение вести дискуссию; ввести критерии оценки: «ровно», «точно».
На данном уроке учитель продолжает работу с учащимися над умением выражать свои мысли, а так же доказывать правоту своего мнения.
Вводит критерии оценки, которые можно отрабатывать на различном материале.
Урок должен пройти в спокойной, комфортной атмосфере; все друг друга любят, все доброжелательны, все получается очень хорошо.
Занятие 2. Знак «Вопрос»
Задачи: дать детям возможность выхода из ситуации, когда чего-то не знаешь; формировать умение задавать вопросы по существу.
Тренировать детей в применении знаков можно на материале любых вопросов, любого по содержанию взаимодействия ребенка и взрослого. Эта тренировка имеет двоякую цель – повторить с детьми то, что введено на предыдущих уроках и ввести новый знак – «Вопрос».
Введение этого знака как нового средства взаимодействия, сотрудничества – пример учебно-игровой ситуации, которая является ключом к организации всего курса.
Значение этого символа очень велико для всей дальнейшей работы детей. Введение знака «Вопрос» - переломный момент в развитии линии адресованности. Иначе говоря, сейчас ребенку впервые предоставляется возможность самому обращаться к учителю брать на себя инициативу, следовательно, его роль из реактивной превращается в активную.
Занятие 3. Оценка. Введение линейки оценок
Задачи: познакомить детей с оценочной линейкой; учить определять критерии оценки; учить оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.
На данном уроке вводится различение оценок за красоту и за правильность. Обычная проблема в школе – ребенок не знает, за что он получил оценку (отметку). Необходимо добиться такой ситуации в классе, чтобы дети всегда четко знали, за что и какую оценку они получили. Для этого учитель, задавая какую – либо работу, всегда должен оговаривать, на что детям надо обратить внимание – каков главный критерий оценки, каков предмет работы. Итак, всякая оценка должна быть очень точной, то есть дифференцированной, узконаправленной.
Подобный подход к оценке позволяет на первых порах избежать порицания. Ведь поначалу ребенок особенно открыт, и тем более ранит его негативная оценка. Если же предусмотрена оценка и за красоту, и за правильность, и за старание, всегда есть возможность похвалить ребенка.
День пятый (Приложение 17):
Занятие 1. Оценка. Взаимооценка
Цель: формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения.
На данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оценкой учителя. Таким образом, предмет работы – соотнесение внешней оценки и самооценки.
Впервые на уроке вводится взаимооценка. Сначала дети оценивают работы друг друга. Вся предшествующая работа с ними должна быть направлена на то, чтобы они были справедливы и доброжелательны друг к другу. Это предмет внимания учителя. Оценка должна доставить детям удовольствие, а не привести к конфликтам. Задача учителя – обеспечить благожелательную обстановку в классе. Ему следует быть все время наготове, чтобы успеть предупредить разногласия.
Занятие 2. Ловушка
Задачи: познакомить с новой ситуацией на уроке и знаком ее распознавания; формировать умение осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия.
Информация о работе Адаптация первоклассников посредством организации первых дней обучения в школе