Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения  имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи [40, с.18-43].

Таким образом, мы рассмотрели возрастные особенности агрессивного поведения  у подростков в их личностных характеристиках.

 

                   1.3  Пути и методы коррекции агрессивного поведения

 

Сторонники  основных подходов к объединению  природы агрессии, предполагают различные пути преодоления агрессивных тенденций. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Л.С. Выготский  считал, что в качестве основного  содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста [10, с. 455].

Коррекционная работа по преодолению агрессивных  тенденций в поведении подростков строиться на основании результатов психолого-педагогической диагностики, осуществить которую необходимо по двум основным направлениям:

  1. Определение имеющегося уровня агрессивных тенденций у подростков, а также наиболее типичных форм агрессивного поведения, применяемых ими для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций;
  2. Выявление основных факторов, обуславливающих возникновение и проявление агрессивности в поведении подростков.

Для выявления  наличия агрессивных тенденций  в поведении подростков используются различные методы, такие, как наблюдение, беседа, экспертные опросы педагогов, родителей, сверстников, различные проективные техники и рисуночные тесты: методика  «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), «Рисунок несуществующего животного»; «Тест руки» (Hand-тест Э. Вагнера); опросник Басса-Дарки; шкала агрессивности в методике Т. Лири.

Второе направление психолого-педагогической диагностики предполагает выявление  основных факторов, обуславливающих  возникновение и проявление агрессивности  в поведении подростков.

Учитывая все многообразие причин возникновения агрессивности  в этом возрасте, выделяется ряд  основных задач диагностической  работы  этого направления [11, с. 174-175]:

  • изучение личностных особенностей агрессивных подростков (диагностика темперамента, характерологических черт, особенностей развития мотивационной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер);
  • изучение особенностей семейного воспитания (общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи, особенности воспитательных воздействий, ведущий тип семейного воспитания, характерологические особенности родителей, родительские установки по отношению к детям);
  • диагностика межличностных отношений подростка со сверстниками (социометрический статус ребенка в коллективе сверстников, особенности его установок по отношению к ним, степень удовлетворенности его потребности в общении и взаимодействии с ними, особенности восприятия подростком группы сверстников);
  • изучение особенностей взаимоотношений подростка с педагогами (стиль взаимоотношений, особенности педагогических воздействий, особенности установок по отношению друг к другу).

Как указывает  А.К. Осницкий, психолого-педагогическая помощь по преодолению и профилактике агрессивности в поведении подростков прежде всего должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в этом возрасте могут стать ее основными причинами [31, с. 66].

Так, если в основе агрессивного поведения подростков лежат те или  иные направления в эмоционально-волевой  или нравственной сферах, то коррекционные мероприятия в первую очередь должны быть направлены на преодоление этих нарушений. Если основной причиной возникновения и проявления агрессивности в поведении подростков являются недостатки семейного воспитания, то ведущим направлением психолого-педагогической коррекции должна стать работа с родителями агрессивного подростка. Основными задачами этой работы являются гармонизация имеющихся межличностных отношений; обогащение и переориентация совместного эмоционального опыта родителей и ребенка; коррекция имеющихся взглядов, установок, позиций родителей по отношению к ребенку; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, а также коррекция отдельных характерологических особенностей родителей, обуславливающих выбор тактики воспитания ребенка[27, с. 44-45].

Нередко коррекционная работа по преодолению того или иного  личностного нарушения у ребенка  осложняется отсутствием у родителей  элементарных психолого-педагогических знаний. Поэтому в целях коррекции  агрессивности в поведении необходимо осуществление психологического и педагогического просвещения родителей.

Безусловно, как утверждает Е. И. Рогов, «само устранение  стрессора  не ликвидирует имеющегося личностного  нарушения» [37, c. 405]. Поэтому не менее важной является непосредственная психологическая коррекция самого нарушения, а именно работа с подростками, имеющими агрессивные тенденции в поведении. Большую трудность в проведении коррекционных мероприятий представляет отсутствие личной заинтересованности подростков в изменении собственного поведения. В целях преодоления этого сопротивления И.А. Фурманов рекомендует обсуждение  с подростком возрастных проблем, личностных трудностей, возникающих во взаимоотношениях с окружающими и предложение оказания психологической помощи в их разрешении путем устранения основных препятствий, мешающих достижению целей [49, с. 35-36]. После получения согласия самого подростка коррекционную работу необходимо строить поэтапно, последовательно осуществляя следующие задачи: расширение информации подростка о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка собственного поведения и его последствий, как для самого подростка, так и для окружающих его людей; формирование и закрепление осознанного намерения изменить собственное нежелательное поведение и укрепление уверенности подростка в собственной способности сделать это; поиск и обучение альтернативным способам поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию; формирование и закрепление уверенности подростка в способности предотвратить рецидив агрессивного поведения в любых условиях [8, с. 138].

Изучение литературных данных по проблеме коррекции агрессивного поведения позволило выделить два  основных подхода к решению этого  вопроса. В первом предлагается использовать рациональную организацию педагогического процесса (В.И. Енин, М.М. Калашникова, Л.М. Кацук, К.В. Маслова, Д.И. Фельдштейн и др.). В основе второго (С.А. Кулакова, А.Е. Личко, Д.В. Лубовский, С. П. Хоружий, С.И. Чаев, И.Е. Шварц и др.) лежат психологические и психотерапевтические методы, среди которых социально-психологический и ролевой тренинг, гештальттерапия, психодрама [45, с. 289].

В предупреждении и коррекции агрессивного поведения  также используются общие методы воспитания: формирование сознания, формирование поведения, стимулирование и специальные методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию отклоняющего поведения: субъективно-прогматический, естественных последствий, метод возмещений, трудовой метод, метод «взрыва» [13, с. 441].

Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками являются: обучение приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.

Поэтому в коррекционной  работе по преодолению агрессивных  тенденций у подростков необходимо уделять большое внимание расширению активно используемого инструментария в их поведении и общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения у детей подросткового возраста

 2.1  Организация и методы констатирующего эксперимента

 

 

  Цель исследования: выявление особенностей  агрессивного поведения детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

  1. Оценить уровень агрессивности учащихся в данном возрасте;
  2. Выявить различия проявления агрессии у мальчиков и девочек подростков;
  3. Разработать и апробировать процедуру экспертной оценки проявлений различных форм агрессивного поведения.

В исследовании приняли участие: учащиеся 5А и 5Б  классов,МОБУ СОШ № 2 с.Красноусольск Всего было исследовано 36 человек (20 девочек и 16 мальчиков) в возрасте 10-11 лет, у 10 подростков было выявлено агрессивное поведение. Они составили экспериментальную группу.

Список участников экспериментного исследования:

  1. Елена Е.    6. Маша С.
  2. Даниил Е.   7. Таня Т.
  3. Антон К.   8. Слава П.
  4. Настя Л.   9.  Юля М.
  5. Егор С.   10. Радмир И.

Для реализации задач исследования использовались следующие

методы:

  1. Анализ отечественной и зарубежной психологической, педагогической литературы;
  2. Наблюдение за подростками;
  3. Беседы с детьми, учителями и родителями;
  4. Клинико-психолого-педагогическая документация;
  5. Психодиагностические методики:
    • методика Басса-Дарки;
    • методика «Акцентуации характера» Шмишека (детский вариант);
    • методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич;
    • «Социометрия» Дж. Морено;
  1. Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

На основании наблюдения и бесед с подростками, учителями, родителями была составлена клинико-психолого-педагогическая характеристика.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика экспериментального исследования на учащихся

  1. Елена Е. 14.02.00 г.р. – проживает с мамой и дедушкой, обучается в данной школе с первого класса. Лена общительная, веселая, очень эмоциональная, но импульсивная, нервная и рассеянная девочка. На уроках часто отвлекается, выкрикивает с места, ей очень трудно сдерживать эмоции. Домашние задания выполняет не регулярно, постоянно забывает, теряет тетради, дневники и учебные принадлежности. Мать Лены с воспитанием дочери не справляется: девочка ей дерзит, переговаривается с ней, не слушается. Склонна ко лжи. У девочки очень слабое здоровье в следствии чего она много пропускает. Программный материал нагоняет с трудом. Речь в норме (из медицинской документации). В классе Лена имеет много друзей и подруг, хотя часто с ними ссорится. Требуется строгий контроль за успеваемостью и посещаемостью, необходимо поддерживать постоянную связь с матерью.
  2. Даниил Е.  5.02. 99 г.р. – физически здоров, проживает с бабушкой-опекуном и дедушкой, обучается в данной школе с первого класса. Из медицинского заключения – здорова. Даниил активный, подвижный, вежливый. Хорошо работает на уроках, программный материал усваивает на «4» и «5», но иногда ленится выполнять письменные домашние задания и начинает лгать о забытых тетрадях. Контроль за обучением и воспитанием в полной мере осуществляют бабушка и дедушка, но они не всегда могут на него повлиять – мальчик «отбивается от рук». Склонен ко лжи и легко поддается дурному влиянию. В связи со сложившейся трудной жизненной ситуацией мать умерла, отец лишен родительских прав). Даниил является очень тревожным ребенком, импульсивным со слабой нервной системой, состоит на учете у невропатолога, с ним ведет работу психолог школы. В классе имеет много друзей, со взрослыми ведет себя достойно, разговаривает вежливо.
  3. Антон К. 4.02.00 г.р. – физически здоров, проживает с отцом, матерью и младшей сестрой, обучается в данной школе с первого класса. Антон подвижный, активный, эмоциональный мальчик. Хорошо работает устно, но речь недостаточно развита, словарный запас беден. Из медицинской документации, следует, что у Антона выражена сложная дислалия (ОНР-III). Программный материал усваивает, но необходимо помогать по русскому языку, домашние задания выполняет вовремя и в полном объеме. Большой проблемой является поведение мальчика, из-за мягкости характера он легко поддается дурному влиянию. Требуется строгий контроль над успеваемостью и поведением, необходимо поддерживать постоянную связь с родителями. Взаимоотношения в семье доброжелательные, родители регулярно посещают родительские собрания, интересуются успеваемостью сына. Антон уважает и любит своих родителей, но не всегда они могут повлиять на него, мальчик отбивается от рук. В классе имеет много друзей.
  4. Настя Л. 14.02.99 г.р. – проживает вместе с матерью, отцом и младшим братом, обучается в школе с первого класса. Настя уравновешенная, веселая, внимательная, но скрытая девочка. Из медицинского заключения – здорова. Хорошо усваивает программный материал, активно работает на уроках, однако может явиться в школу с невыполненным домашним заданием, так как мать зачастую оставляет на ее попечении младшего брата. Склонна ко лжи и воровству, часто опаздывает в школу. В семье сложилась очень сложная ситуация: отец постоянно на работе, а мать в его отсутствие ведет аморальный образ жизни (пьет и избивает дочь). В классе Настя имеет друзей и подруг, хотя и часто с ними ссориться. Требуется строгий контроль за успеваемостью и посещаемостью, необходимо поддерживать постоянную связь с родителями, либо с бабушкой.
  5. Егор С. 22.10.00 г.р. – проживает с мамой, папой и младшей сестрой, обучается в данной школе с первого класса. Взаимоотношения в семье доброжелательные, родители регулярно посещают родительские собрания, интересуются успеваемостью сына, принимают активное участие в жизни класса. Егор уважает и любит родителей. С первых дней в школе Егор успешно занимался по всем предметам, довольно активно работал устно, успевал за темпом урока. С 4 класса все изменилось: он потерял интерес к учебе, стал пассивным и рассеянным. На уроках не успевает, невнимателен, устно не работает, на вопросы учителя отвечать затрудняется, стал медленно читать. Постоянно теряет и забывает учебные принадлежности, тетради. Очень испортился почерк, ухудшилась успеваемость. Невропатолог поставил диагноз – осложнения после сотрясения головного мозга. Из медицинской документации видно, что у мальчика выраженный ротацизм. Егор очень добрый, отзывчивый мальчик, пользуется уважением у одноклассников и учителей. Имеет много друзей в классе.
  6. Маша С.  29.10.00 г. р. – проживает вместе с бабушкой, обучается в школе с первого класса. Маша активная, общительная девочка, хорошо работает на уроках. Из медицинской документации – здорова. Программный материал усваивает хорошо, побеждала на олимпиадах, в городском конкурсе стихов. В данный момент Маша находится в трудной жизненной ситуации: с малых лет она воспитывалась бабушкой и папой, мамы она не знала. После смерти отца, родная мать решила забрать Машу к себе, пыталась наладить отношения с девочкой. Девочка находится под постоянным давлением- с одной стороны бабушка, которая считает общение Маши с мамой предательством, с другой стороны мама, которая пытается построить отношения с ней. В связи со сложившейся ситуацией считаю необходимым продолжить работу с психологом школы.
  7. Таня Т. 30.04.00 г. р. – проживает вместе с матерью, отцом и младшим братом, обучается в данной школе с первого класса. Таня активная, но нервная вспыльчивая девочка с завышенной самооценкой. Ей трудно найти общий язык с одноклассниками и учителями, она постоянно со всеми ссорится по пустякам, ни с кем не может усидеть за одной партой. Девочка излишне избалована родителями. Склонна ко лжи. Программный материал Таня усваивает, домашние задания выполняет не всегда, постоянно теряет и забывает тетради и дневник. Требуется строгий контроль за успеваемостью, необходимо поддерживать постоянную связь с родителями. Взаимоотношения в семье доброжелательные, родители регулярно посещают родительские собрания, принимают активное участие в жизни класса.
  8. Слава П. 23.11.99 г. р. – мальчик с 5 лет воспитывается в неполной семье, которая состоит из 3 человек (мама, сестра-ученица этой же школы). Слава поступил в первый класс МОБУ СОШ № 2 1.09. 2005 года. К поступлению в первый класс интеллектуальное развитие равнялось 6,5 годам, эмоциональное развитие составляло 7 лет (из медицинской документации). Мальчик подвижный, активный, эмоционально-неуравновешенный, агрессивный, вспыльчивый, в поступках непредсказуемый. Слава хорошо работает устно, техника чтения в пределах возрастной нормы, умеет пересказывать текст, но речь развита недостаточно. На уроках русского языка работает, систематически отвлекается, не может сосредоточено работать, т.е. концентрация внимания низкая. Иногда приходит в школу с невыполненным заданием. Большой проблемой является поведение мальчика, из-за низкого уровня саморегуляции он постоянно нарушает дисциплину на уроках: беспричинно смеется, выкрикивает с места, перебивает одноклассников если хочет ответить сам. На уроках может выражаться нецензурно. Чтобы помочь мальчику преодолеть трудности в учебе и поведении нужна консультация ПМПК.
  9. Юля М. 22.08.00 г.р. – проживает вместе с матерью и сожителем матери, обучается в данной школе с первого класса. Юля веселая, скромная и очень ранимая девочка. С поступлением в школу была педагогически запущена. На уроках пассивная, часто отвлекается, разговаривает. Программный материал усваивает, письменные домашние задания выполняет, а вот устные выполняет не всегда, ленится. Часто опаздывает. У девочки слабое здоровье, регулярно болеет простудными заболеваниями и потом программный материал нагоняет с трудом. Взаимоотношения в семье доброжелательные, мать посещает родительские собрания, оказывает посильную помощь дочери при подготовке домашнего задания, интересуется успеваемостью дочери. Требуется строгий контроль за успеваемостью и посещаемостью. Необходимо поддерживать постоянную связь с матерью, т.к. Юля поддается дурному влиянию. В классе у Юли много детей и подруг.
  10. Радмир И. 12.05.00 г. р. – проживает вместе с матерью и отцом, физически здоров, обучается в данной школе с первого класса. Радмир активный, подвижный. Хорошо работает на уроках, программный материал усваивает на «4» и «5», но иногда ленится выполнять письменные домашние задания и начинает лгать о забытых тетрадях. Контроль за обучением и воспитанием в полной мере осуществляет мать. Словарный запас в пределах нормы. Из медицинской документации видно, что у Радмира выражена сложная дислалия (ОНР-III), уровень развития ниже нормы.  Программный материал усваивает хорошо можно сказать на отлично. Взаимоотношения в семье доброжелательные, мать посещает родительские собрания. У Радмира много друзей в классе и в школе.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста