Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение
Сравнив количественные
данные методик и сопоставив статусное
положение каждого ребенка
Заключение
Изучение проблемы выявления психических особенностей агрессивной личности является процессом завершенным.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия. Именно агрессивность приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения.
На этапе констатирующего эксперимента нами были подобраны методики и проведено диагностическое исследование: для выявления особенностей агрессивного поведения у детей подросткового возраста – опросник А.Басса-Дарки, опросник Шмишека (детский вариант) по выявлению типов акцентуаций характера, проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» и социометрическое исследование для выявления неофициального статусного аспекта в группе и межличностных взаимоотношений в группе.
Результаты констатирующего этапа выявили, что большинство подростков имеет повышенную агрессивность. Это указывало на проведение коррекционно-развивающей работы.
На этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для формирования и проведения коррекционно-развивающей программы направленное на выявление динамики и снижение агрессивного поведения.
- Разработана коррекционно-развивающая программа;
- Составлен тематический план занятий;
- Программа состоит из четырех структур.
На коррекционно-развивающем
занятии подростки изучили
Итак в целом по выполнению курсовой работы можно сделать следующие выводы. Данные полученные на контрольном этапе, позволили сделать вывод, о том, что коррекционная работа по снижению агрессивного поведения имела положительные результаты.
Цель исследования достигнута;
Задачи решены.
Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования по выявлению особенностей агрессивного поведения подтвердили нами выдвинутую гипотезу.
Дальнейшей перспективой может стать разработка программы занятий - тренингов с учителями, родителями по эффективному применению программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных учащихся разных возрастных категорий.
В заключение хочется отметить, что помимо проблемы социальной дезадаптации, проявление подростковой агрессивности в России осложняется культурным вакуумом и отсутствием жизненных перспектив для подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Временами
я не могу справиться с желание
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.
3. Я легко
раздражаюсь, но быстро
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Если я не одобряю поведение моих друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне
случалось обмануть кого-либо, я
испытываю мучительные
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда
снисходителен к чужим
12. Если мне
не нравится установленное
13. Другие умеют
почти всегда пользоваться
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более хорошо, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
19. Я гораздо
более раздражителен, чем
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто
оскорбляет меня или мою семью,
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я хочу, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. Я иногда бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя и
не показываю этого, меня
38. Иногда мне
кажется, что надо мной
39. Даже когда я злюсь, я не прибегаю к сильным "выражениям".
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко
даю сдачи, даже если кто-
42. Когда получается
не по-моему, я иногда
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я
разозлюсь, я могу ударить
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы
все знали, что я чувствую, меня
бы считали человеком, с
52. Я всегда
думаю о том, какие тайные
причины заставляют людей
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже, чем другие.
56. Я могу
вспомнить случаи, когда я был
настолько зол, что хватал
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю несправедливо, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю
грубоват по отношению к людям,
65. У меня отсутствуют врачи, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю
людей, которые способны
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто
просто угрожаю людям, хотя
и не собираюсь приводить
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать плохое отношение к людям.
75. Я лучше
с кем-либо соглашусь, чем
КЛЮЧ
1. Физическая агрессия: "да" -1,25,33,48,55,62; "нет" -9,17,41.
2. Косвенная агрессия: "да" - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - 26, 49.
3. Раздражительность: "да" - 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72;
"нет" - 11, 69.
4. Негативизм: "да" - 4, 12, 20, 28; "нет" - 36.
5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70.
7. Вербальная агрессия: "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
"нет" - 39,66,74,75.
8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
ПРОТОКОЛ 1
Испытуемые: Группа
Возраст: 10 – 11 лет
Класс, школа: 5, школа № 2 с.Красноусольска
Экспериментатор: Мавлеткулова У. М.
Цель эксперимента: определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения.
Методика (инструкция): Вам предлагается ответить на 75 вопросов.
Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласен, или «-» (нет), если не согласен. Отвечай быстро, долго не задумывайся.
Условия проведения: в классе после уроков, дети охотно согласились выполнить это тестирование.
На констатирующем эксперименте:
№ |
Ф.И.О. |
Показатели агрессивности | |||||||||
К.А. |
Р. |
Н. |
О. |
П. |
В.А. |
Ф.А. |
Ч.В. |
И.А. |
И.В. | ||
1 |
Лена Е. |
7 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
8 |
5 |
30 |
15 |
2 |
Даниил Е. |
5 |
4 |
4 |
6 |
6 |
11 |
8 |
8 |
28 |
12 |
3 |
Антон К. |
7 |
7 |
4 |
4 |
8 |
10 |
8 |
5 |
32 |
12 |
4 |
Настя Л. |
8 |
9 |
4 |
6 |
5 |
9 |
7 |
2 |
33 |
11 |
5 |
Егор С. |
5 |
5 |
5 |
3 |
6 |
6 |
9 |
3 |
25 |
9 |
6 |
Маша С. |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
11 |
8 |
1 |
27 |
8 |
7 |
Таня Т. |
4 |
8 |
3 |
7 |
7 |
10 |
5 |
5 |
32 |
14 |
8 |
Слава П. |
6 |
8 |
5 |
5 |
3 |
12 |
8 |
3 |
34 |
8 |
9 |
Юля М. |
8 |
9 |
3 |
3 |
3 |
10 |
7 |
5 |
34 |
6 |
10 |
Радмир И. |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
27 |
14 |
Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста