Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Сравнив количественные данные методик и сопоставив статусное  положение каждого ребенка группы в социометрии с присущими  им уровнями агрессивности мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся на III и IV статусах, большинство имеет высокий уровень агрессии, несколько детей имеет средний уровень агрессивности.

Заключение

 Изучение проблемы выявления психических особенностей агрессивной личности является процессом завершенным.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия. Именно агрессивность приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения.

На этапе  констатирующего эксперимента нами были подобраны методики и проведено диагностическое исследование: для выявления особенностей агрессивного поведения у детей подросткового возраста – опросник А.Басса-Дарки, опросник Шмишека (детский вариант) по выявлению типов акцентуаций характера, проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» и социометрическое исследование для выявления неофициального статусного аспекта в группе и межличностных взаимоотношений в группе.

Результаты  констатирующего этапа выявили, что большинство подростков имеет повышенную агрессивность. Это указывало на проведение коррекционно-развивающей работы.

На этапе  формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия  для формирования и проведения коррекционно-развивающей  программы  направленное на выявление динамики и снижение агрессивного поведения.

  • Разработана коррекционно-развивающая программа;
  • Составлен тематический план занятий;
  • Программа состоит из четырех структур.

На коррекционно-развивающем  занятии подростки изучили особенности  и стили поведения в конфликтной ситуации, с помощью ролевых игр. Особенно запомнилось то, что в начале занятия несколько ребят говорили о том, что в спорах чаще всего используют стиль соперничества, а в конце занятия они сказали, что хотят попробовать использовать стиль сотрудничества.

Итак в целом  по выполнению курсовой работы можно  сделать следующие выводы. Данные полученные на контрольном этапе, позволили сделать вывод, о том, что коррекционная работа по снижению агрессивного поведения имела положительные результаты.

Цель исследования достигнута;

Задачи решены.

Результаты  проведенного опытно-экспериментального исследования по выявлению особенностей агрессивного поведения подтвердили  нами выдвинутую гипотезу.

Дальнейшей  перспективой  может стать  разработка программы занятий  - тренингов с учителями, родителями по эффективному применению программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных учащихся разных возрастных категорий.

В заключение хочется  отметить, что помимо проблемы социальной дезадаптации, проявление подростковой агрессивности в России осложняется культурным вакуумом и отсутствием жизненных перспектив для подростков.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова / Екатеренбург. 1999. – с. 86.
  2. Аракелова, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка /Г.Г.   Аракелова/ М.: Высшая школа, 1990г., 304 с.
  3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток /Р.Т.Байярд/ М.: Просвещение, 1991г., с.224
  4. Бандура, А. Теория социального научения /А. Бандура/ СПб: Евразия, 2000г., 319 с.
  5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений/А. Бандура, Р. Уолтерс/ М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000г., 512 с.
  6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович/ М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995г., 352 с.
  7. Бочкарева, О.Д. Взаимодействие психолога и ²трудного подростка²/О.Д. Бочкарёва/ Народное образование 2001г. №7, 166 с.
  8. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи/М.И. Буянов/М: Просвещение, 1988г., 207 с.
  9. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия/Р. Бэрон, Д. Ричардсон/ СПб.: Изд-во Питер, 1999г., 352 с.
  10. Выготский, Л.С. Психология/Л.С. Выготский/М., 2000г., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1008 с.
  11.   Гриценко, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков/А.В. Гриценко/М., Изд-во «Просвещение», 1999г., 207 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК  АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами  я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я  сплетничаю о людях, которых  я не люблю.

3. Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня  не попросят по-хорошему, я не  выполню просьбы.

5. Я не всегда  получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что  люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не  одобряю поведение моих друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне  случалось обмануть кого-либо, я  испытываю мучительные угрызения      совести.

9. Мне кажется,  что я не способен ударить  человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда  снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне  не нравится установленное правило,  мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют  почти всегда пользоваться благоприятными  обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более  хорошо, чем я ожидал.

15. Я часто  бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне  на ум приходят мысли, которых  я стыжусь.

17. Если кто-нибудь  первым ударит меня, не отвечу  ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.

19. Я гораздо  более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то  корчит из себя начальника, я  всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного  огорчает моя судьба.

22. Я думаю,  что многие люди не любят  меня.

23. Я не могу  удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие  от работы, должны испытывать  чувство вины.

25. Тот, кто  оскорбляет меня или мою семью,  напрашивается на драку. 

26. Я не способен  на грубые шутки. 

27. Меня охватывает  ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди  строят из себя начальников,  я делаю все, чтобы они не  зазнавались.

29. Почти каждую  неделю я вижу кого-нибудь, кто  мне не нравится.

30. Довольно  многие люди завидуют мне.

31. Я хочу, чтобы  люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые  постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их щелкнули по  носу.

34. Я иногда  бываю мрачен от злости.

35. Если ко  мне относятся хуже, чем я того  заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя и  не показываю этого, меня иногда  гложет зависть.

38. Иногда мне  кажется, что надо мной смеются.

39. Даже когда  я злюсь, я не прибегаю к  сильным "выражениям".

40. Мне хочется,  чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко  даю сдачи, даже если кто-нибудь  ударит меня.

42. Когда получается  не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди  раздражают меня одним своим  присутствием.

44. Нет людей,  которых я бы по-настоящему  ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать  все, что я о нем думаю.

47. Я делаю  много такого, о чем впоследствии  сожалею.

48. Если я  разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства  я никогда не проявлял вспышек  гнева.

50. Я часто  чувствую себя как пороховая  бочка, готовая взорваться.

51. Если бы  все знали, что я чувствую, меня  бы считали человеком, с которым  не  легко ладить.

52. Я всегда  думаю о том, какие тайные  причины заставляют людей делать  что- нибудь приятное для меня.

53. Когда на  меня кричат, я начинаю кричать  в ответ

54. Неудачи огорчают  меня.

55. Я дерусь  не реже, чем другие.

56. Я могу  вспомнить случаи, когда я был  настолько зол, что хватал  попадающуюся мне под руки вещь и ломал ее.

57. Иногда я  чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я  чувствую, что жизнь поступает  со мной несправедливо

59. Раньше я  думал, что большинство людей  говорят правду, но теперь я  в это не  верю.

60. Я ругаюсь  только со злости.

61. Когда я  поступаю несправедливо, меня мучает совесть.

62. Если для  защиты своих прав мне надо  применить физическую силу, я  применяю ее.

63. Иногда я  выражаю свой гнев тем, что  стучу кулаком по столу.

64. Я бываю  грубоват по отношению к людям,  которые мне не нравятся.

65. У меня  отсутствуют врачи, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею  поставить человека на место,  даже если он того заслуживает.

67. Я часто  думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю  людей, которые способны довести  до драки.

69. Я не огорчаюсь  из-за мелочей.

70. Мне редко  приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить  меня.

71. Я часто  просто угрожаю людям, хотя  и не собираюсь приводить угрозы  в  исполнение.

72. В последнее  время я стал занудой. 

73. В споре  я часто повышаю голос. 

74. Я стараюсь  обычно скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше  с кем-либо соглашусь, чем стану  спорить.

КЛЮЧ

1. Физическая  агрессия: "да" -1,25,33,48,55,62; "нет" -9,17,41.

2. Косвенная  агрессия: "да" - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - 26, 49.

3. Раздражительность: "да" - 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72;

      "нет" - 11, 69.

4. Негативизм: "да" - 4, 12, 20, 28; "нет" - 36.

5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70.

7. Вербальная  агрессия: "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

        "нет" - 39,66,74,75.

8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

 

 

ПРОТОКОЛ 1

Испытуемые: Группа

Возраст: 10 – 11 лет

Класс, школа: 5, школа № 2 с.Красноусольска

Экспериментатор: Мавлеткулова У. М.

     Цель эксперимента: определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения.

   Методика (инструкция): Вам предлагается ответить на 75 вопросов.

 Рядом с номером вопроса  поставьте знак «+» (да), если  согласен, или «-» (нет), если не согласен. Отвечай быстро, долго не задумывайся.

Условия проведения: в классе после уроков, дети охотно согласились выполнить это тестирование.

На констатирующем эксперименте:

Ф.И.О.

Показатели агрессивности

К.А.

Р.

Н.

О.

П.

В.А.

Ф.А.

Ч.В.

И.А.

И.В.

1

Лена Е.

7

5

6

7

8

10

8

5

30

15

2

Даниил Е.

5

4

4

6

6

11

8

8

28

12

3

Антон К.

7

7

4

4

8

10

8

5

32

12

4

Настя Л.

8

9

4

6

5

9

7

2

33

11

5

Егор С.

5

5

5

3

6

6

9

3

25

9

6

Маша С.

4

5

4

2

4

11

8

1

27

8

7

Таня Т.

4

8

3

7

7

10

5

5

32

14

8

Слава П.

6

8

5

5

3

12

8

3

34

8

9

Юля М.

8

9

3

3

3

10

7

5

34

6

10

Радмир И.

7

7

8

7

7

6

7

6

27

14

Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста