Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Данные клинико-психолого-педагогической характеристики позволяют сделать следующие выводы: большинство подростков живут в неблагополучных семьях. Матери в некоторых семьях отсутствуют или ведут аморальный  образ жизни, отцы  в некоторых семьях как правило, полностью отстранены от воспитания. Подростки предоставлены самим себе. Если в школе они находятся под опекой педагогического коллектива, который все же сдерживает их необдуманные поступки, и учителей, которые хоть как-то пытаются внушить им общечеловеческие ценности и нормы поведения, то за стенами школы их время провождение никем не контролируется.

В констатирующем эксперименте использовались следующие методики:

Опросник Басса-Дарки (1957)

В диагностике качественного  своеобразия проявлений агрессии у  подростков возможно применять опросник Басса – Дарки.

Создавая опросник, авторы исходили из положения о том, что агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

  • мотивационная агрессия, как самоценность
  • инструментальная, как средство

При этом авторы подразумевали, что и тот и другой вид агрессии могут проявляться как под  контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Опросник Басса - Дарки  направлен на выявление присущих личности деструктивных тенденций. По мнению авторов, определив их уровень  можно с большой степенью вероятности  прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки  выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия –   агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечают "да" или "нет". При составлении опросника авторами использовались принципы:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются  по восьми шкалам, а так же вычисляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Нормой агрессивности  является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4.

Нормой враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3.

При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Опросник Шмишека (детский вариант) (1970)

Методика предназначена для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Она состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
  10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Методика «Социометрия» Дж. Морено(1930)

      Термин "Социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. Целью нашего социометрического исследования является выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый".

Инструкция: "Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Ваши ответы оглашению не подлежат.

Вопросы следующие:

  • Кого бы Вы пригласили на День рождения? Укажите 3 фамилии из класса. Кого бы Вы не пригласили на День рождения?
  • С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной? С кем бы Вы не хотели сидеть за одной партой?
  • Кто может быть капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях? Кто не может быть капитаном команды?

При проведении социометрии  необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надёжность получаемых результатов:

1) необходимо, чтобы  члены группы отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить с ответом;

3) для того, чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов группы, на доске написать фамилии отсутствующих.

По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица по каждому вопросу в отдельности, по горизонтали и по вертикали которой, в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений:

"+"- положительный  выбор, а "-" - отрицательный  выбор.

Нижние строки являются итоговыми. В них вносят суммарные данные о количестве выборов  и отклонений, полученных каждым из членов группы. Для получения более наглядного описания взаимоотношений, сложившихся в группе, прибегают к социограммам.

Методика проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» М.З.  Друкаревич (1947)

Методика предназначена для диагностики личностных особенностей детей и взрослых, выявления личностных черт, бессознательных личностных конфликтов, установок, влечений, потребностей.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас  развито воображение, фантазия (как  ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования и просят придумать животному название, предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно по следующим вопросам:

  • Как его зовут? • Чем оно питается?
  • Где живет? Какое оно? • Что любит делать больше всего
  • А чего больше всего не любит? • С кем оно живет?
  • Есть у него друзья? Кто они? • А враги у него есть? Кто?

Так как в  методике мы затрагиваем сознаваемый  аспект проявления агрессивности, то в рисунках можно получить эмоционально-бессознательный ответ на интересующие нас вопросы. При анализе рисунков мы сравнивали образы и в зависимости от того, присутствуют ли элементы агрессии в рисунках и в названии животных мы делали вывод об агрессивности, свойственной испытуемому.

Параметрами констатирующего  эксперимента явились: агрессивность; тревожность; лабильность; незащищенность; недоверие к себе.

Критериями  количественного и качественного  анализа результатов констатирующего эксперимента явилась таблица 3, выполненная на основании анализа литературы,   проективной методики «Несуществующее животное», методик Басса-Дарки, «Акцентуации характера» Шмишека (детский вариант) – (Д.Я. Райгородский, Р.С. Немов, Рогов Е.И.). Для удобства обработки нами были введены числовые показатели, позволяющие дать качественно-количественную оценку результатов выполнения всех методик.

 

 

 

 

Таблица 3

Количественно-качественные критерии констатирующего эксперимента

Параметры

Баллы

Уровни

Агрессивность

      Тревожность

  Незащищенность

Завышенная  самооценка

Лабильность

 Недоверие  к себе

3 балла

Высокий уровень. Наличие большинства признаков

2 балла

Средний уровень. Присутствие некоторых признаков

0-1 балл

Низкий уровень. Отсутствие признаков, либо незначительные признаки


 

По методике Шмишека (детский вариант) был выявлен  параметр –  циклотимность (лабильность);

По методике Басса-Дарки были выявлен общий  параметр –  агрессивности;

По методике «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич были выявлены параметры – незащищенность, завышенная самооценка, недоверие к себе и тревожность.

Из таблицы 3 следует, что на констатирующем эксперименте были выявлены высокие уровни агрессивности и тревожности, средний уровень – незащищенность и завышенная самооценка, низкий уровень – лабильность и недоверие к себе. Если показатель отсутствует, во всех случаях ставится нуль, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 3 или 2 балла, в зависимости от значимости данного признака.

 

 

 

 

2.2  Анализ результатов констатирующего  эксперимента

На основе анализа  литературы, наблюдения за подростками и клинико-психолого-педагогической характеристики,  нами были составлены таблицы диагностически значимых показателей.

 Например, выражение  таких основных признаков как  оскал, заостренных углов, зубов,  игл, свидетельствует о наличии  агрессивности.

Выделяют пять показателей, косвенно свидетельствующие  об органическом поражении центральной  нервной системы: двойные линии в рисунке; несоединенные между собой линии; сильный уклон нарисованной фигуры; очень большая голова; дрожащие («трясущиеся») линии. Количественные показатели проведенных методик представлены в таблицах 4,5,7. По методике Шмишека (детский вариант) были исследованы такие показатели акцентуаций, как: гипертимность; дистимичность; циклотимность; демонстративность; экзальтированность;               эмотивность;      застревание;     педантичность;       возбудимость; тревожность. В таблице 4, в диаграмме 1 представлены количественные показатели типов акцентуаций характера.

Таблица 4

Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста