Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:56, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути коррекции.
Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:
своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста………………………………………………..13
1.3 Пути и методы коррекции агрессивного поведения……………………17
Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста……………………………………………………...23
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента……………...23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………36
Заключение………………………………………………………….………..44
Список литературы……………………………………………….…………46
Приложение
Количественные показатели с выявленными типами акцентуаций
№ |
Ф.И.О. |
Типы акцентуаций | |||||||||
Г |
Дис |
Цикл |
Д |
Экз |
Э |
Застр |
Пед |
В |
Т | ||
1 |
Лена Е. |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Даниил Е. |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Антон К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Настя Л. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Егор С. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Маша С. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Таня Т. |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Слава П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
9 |
Юля М. |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Радмир И. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Всего |
20 |
13 |
15 |
11 |
16 |
15 |
11 |
12 |
16 |
11 |
Сумма баллов показателей по методике «Акцентуации характера» Шмишека (детский вариант):
1. Гипертимность – 20 баллов;
2. Дистимичность – 13 баллов;
3. Циклотимность – 15 баллов;
4. Демонстративность - 11 баллов;
5. Экзальтированность – 16 баллов;
6. Эмотивность – 15 баллов;
7. Застревание – 11 баллов;
8. Педантичность – 12 баллов;
9. Возбудимость – 16 баллов;
10. Тревожность – 11 баллов.
Данные показателей типов акцентуаций зафиксированы в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Количественные
показатели у детей
Анализ результатов диагностики показал, что у девочек наблюдается больше признаков акцентуаций, чем у мальчиков. У 30% выявлена повышенная агрессивность, наблюдается неадекватная самооценка – у 50%, тревожность - у 20 %.
Таким образом, проявление агрессивного поведения связано с личностными особенностями подростков, в первую очередь такими, как высокий уровень агрессии, неадекватная самооценка, тревожность.
Данные результатов тестирования по методике Шмишека представлены в приложении 2.
В таблице 5, в диаграмме 2 представлены количественные результаты методики Басса-Дарки.
Таблица 5
Количественные результаты показателей агрессивности у детей подросткового возраста
№ |
Ф.И.О. |
Показатели агрессивности | |||||||
К.А. |
Р. |
Н. |
О. |
П. |
В.А. |
Ф.А. |
Ч.В. | ||
1 |
Лена Е. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Даниил Е. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Антон К. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Настя Л. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
Егор С. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Маша С. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
7 |
Таня Т. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
8 |
Слава П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
9 |
Юля М. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Радмир И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Всего |
18 |
19 |
14 |
14 |
17 |
27 |
20 |
16 |
Из таблицы следует, что сумма баллов показателей по методике Басса-Дарки:
Косвенная агрессия – 18 баллов;
Раздражительность – 19 баллов;
Негативизм – 14 баллов;
Обида – 14 баллов;
Подозрительность – 17 баллов;
Вербальная агрессия – 27 баллов;
Физическая агрессия – 20 баллов;
Чувство вины – 16 баллов.
Данные показателей агрессивности зафиксированы в Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Проявление агрессивности у экспериментальной группы на констатирующем эксперименте
В таблице 6 представлены количественные показатели индекса агрессивности и враждебности
Таблица 6
Количественные показатели индекса агрессивности и враждебности у детей подросткового возраста
№ |
Ф.И.О. |
Показатели индекса агрессивности и враждебности | |
1 |
Лена Е. |
30 |
15 |
2 |
Даниил Е. |
28 |
12 |
3 |
Антон К. |
32 |
12 |
4 |
Настя Л. |
33 |
11 |
5 |
Егор С. |
25 |
9 |
6 |
Маша С. |
27 |
8 |
7 |
Таня Т. |
32 |
6 |
8 |
Слава П. |
34 |
8 |
9 |
Юля М. |
34 |
6 |
10 |
Радмир И. |
27 |
14 |
Из таблицы 6
следует, выявлены высокие показатели
индекса агрессивности и
Данные показателей агрессивности испытуемых были зафиксированы в отдельной таблице 7:
Таблица 7
Виды реакций |
Количество детей по уровню | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Физическая агрессия |
9 |
90% |
1 |
10% |
- |
- |
Косвенная агрессия |
6 |
60% |
3 |
30% |
- |
- |
раздражительность |
6 |
60% |
4 |
40% |
- |
- |
негативизм |
2 |
20% |
6 |
60% |
2 |
20% |
обида |
4 |
40% |
3 |
30% |
3 |
30% |
подозрительность |
5 |
50% |
2 |
20% |
2 |
20% |
Вербальная агрессия |
10 |
100% |
- |
- |
- |
- |
Чувство вины |
2 |
20% |
4 |
40% |
4 |
40% |
Количественные показатели агрессивности в процентах
Из таблицы 7 следует, что в результате анализа полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 90% - 9 человек, средний уровень зафиксирован у 10% - 1 человека; высокий уровень косвенной агрессии – 60% - 6 человек, средний уровень зафиксирован у 30% - 3 человека; склонности к раздражительности зафиксирован у 60% - 6 человек, средний у 40% - 4 человека; высокий уровень негативизма у 20% - 2 человека, средний уровень у 60% - 6 человек; высокий уровень обиды у 40% - 4 человека, средний у 30% - 3 человека; подозрительности – 50% - 5 человек, средний у 20% - 2 человека; вербальной агрессии у 100% -10 человек; высокий уровень чувства вины – 20% - 2 человека, средний у 40% - 4 человека. Анализ показал, что все 10 подростков склонны к проявлению агрессивного поведения. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.
В таблице 8, в диаграмме 3 представлены количественные показатели результатов методики «Несуществующее животное»
Таблица 8
Количественные показатели методики «Несуществующее животное» по типу реакций
№ |
Ф.И.О. |
Несуществующее животное | ||||
агрессивность |
тревожность |
незащищенность |
Завышенная самооценка |
Недоверие к себе | ||
1 |
Лена Е. |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Даниил Е. |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Антон К. |
3 |
3 |
0 |
0 |
1 |
4 |
Настя Л. |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
5 |
Егор С. |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Маша С. |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
7 |
Таня Т. |
3 |
2 |
1 |
3 |
0 |
8 |
Слава П. |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
9 |
Юля М. |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
10 |
Радмир И. |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Всего |
17 |
13 |
2 |
7 |
10 |
Из таблицы 8 следует, что сумма баллов показателей по методике «Несуществующее животное»:
Данные показателей зафиксированы в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Количественные показатели у детей подросткового возраста (с выявленными типами реакций)
Из таблицы 8 и диаграммы 3 следует, что выше всего агрессивность (17 баллов), тревожность (13 баллов), недоверие к себе (10 балла), завышенная самооценка (7 балла) и незащищенность (2 балла)
Рисунки детей по проективной методике «Несуществующее животное» представлены в приложении 4.
По результатам социометрического опроса даны следующие результаты:
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Всего взаимных выборов пять. Отсюда следует: КВ= 5/10*100%=50%
Вывод: На основании данной социометрии можно утверждать, что группа по величине коэффициента получила довольно высокий показатель. Показатели социометрии представлены в приложении 3.
На основании таблиц 4,5,8 и диаграмм 1,2,3 следует сумма баллов показателей по всем методикам:
- агрессивность – 84 балла;
- тревожность – 24 балла;
- незащищенность – 2 балла;
- завышенная самооценка – 7 баллов;
- лабильность (циклотимность) – 15 баллов;
- недоверие к себе – 10 баллов.
Информация о работе Агрессивное поведение у детей подроскового возраста