Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
2. Косвенная агрессия – агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.)
3. Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
4. Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).
8. Угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
Для целей нашего
исследования был взят тест Баса-Дарки,
так как он позволяет измерить
как общий уровень
В опроснике Басса – Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия (ФА),
2. Косвенная агрессия (КА),
3. Раздражение (Р),
4. Негативизм (Н),
5. Обида (О)),
6. Подозрительность (П),
7. Вербальная агрессия (ВА),
8. Чувство вины (ЧВ).
Анализируя эти реакции можно высчитать
- индекс агрессивности: (ИА = ФА + КА + ВА, где норма 21 ± 4)
- индекс враждебности: (ИВ = О + П, где норма 6,5 – 7 ± 3).
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
2. Опросник Шмишека на определение акцентуаций характера
Методика определения
1. Гипертимность.
2. Застревание (ригидность).
3. Эмотивность (лабильность).
4. Педантичность.
5. Тревожность.
6. Циклотимность.
7. Демонстративность.
8. Возбудимость.
9. Дистимность.
10. Экзальтированность.
Оценка результатов
Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 18 баллов. Если ни одно свойство не превышает 18 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которого выше среднего.
3. Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского
В исследовании личностных свойств подростков был использован психодиагностический тест Ямпольского Л.Т. (ПДТ), основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого, и предназначенный для изучения структуры личности в границах определенных факторов.
Методика ПДТ представляет собой опросник, состоящий из 174 пунктов в виде утверждений типа: «Кое-кто настроен против меня», «Я человек твердых убеждений» и др.
Пункты опросника
Шкалы нижнего уровня описывают невротизм, психотизм, депрессию, совестливость, эстетическую впечатлительность, женственность, расторможенность, общую активность, робость (стеснительность), общительность.
Шкалы верхнего уровня харакеризуют психическую неуравновешенность (группируются на базе 1, 2 и 3 шкал нижнего уровня), девиантность (4 и 5 шкалы), интроверсию (6, 7 и 8 шкалы) и сензитивность (9 и 10 шкалы).
Краткая характеристика шкал теста:
А. Нижний уровень
1. Невротизм. Предназначена для измерения уровня невротизации. Содержательно фактор «невротизм» близок к понятию астенической личности в пограничной психиатрии и фиксирует уровень тревожности, возбудимости, впечатлительности, эмоциональной зрелости. К характеристикам астенического типа подростка относят неуверенность в себе, нерешительность, неспособность преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения .
2. Психотизм.
Предназначена для измерения
степени психической
3. Депрессия.
Шкала предназначена для
4. Совестливость. Предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Шкала фиксирует чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов.
5. Расторможенность.
Измеряет степень сдержанности,
специализированности
6. Общая активность.
Предназначена для измерения
общего уровня активности, энергичности
и стеничности личности. Высокая
активность, как правило, сопровождается
умением сплотить коллектив,
7. Робость, стеснительность.
Предназначена для измерения
робости, стеснительности.
8. Общительность.
Данная шкала направлена на
измерение широты и
9. Эстетическая
впечатлительность. Шкала
10. Женственность. Измеряет предписываемую культурой и обществом степень идентификации испытуемого с женской ролью. Шкала фиксирует склонность к волнениям, уступчивости, скромность в поведении, погруженность в личные проблемы, к самооценке и самоанализу. Однако фиксации погруженности в личные проблемы и переживания не имеет невротической и инфантильной природы.
Б. Верхний уровень
11. Психическая
неуравновешенность. Предназначена
для интегральной оценки
12. Девиантность.
Оценивает социальную
13. Интроверсия.
Шкала измеряет степень
14. Сензитивность.
Шкала предназначена для
4. Методы математической статистики
Корреляционный анализ позволяет установить прямые связи между величинами по их абсолютным значениям и может быть использован при применении шкалы интервалов и шкалы значений.
Для расчета корреляции используют коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
При линейной корреляции применяется коэффициент корреляции Пирсона. С помощью электронной программы Статистика мы получили значение коэффициента корреляции (в таблице 2. выделены жирным шрифтом те значения, при которых такая связь существует. При линейной корреляции применяется коэффициент корреляции Пирсона.
Оценка достоверности различий часто необходима при сравнительном анализе полярных групп. В нашем исследовании такие полярные группы выделены по признаку обычного и девиантного поведения.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга используют t-критерий Стьюдента. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, делают вывод о том, что сравниваемые значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной. Вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая чем 0,05 считается достаточной для научно убедительных выводов. Чем меньше эта вероятность, тем точнее и убедительнее делаемые выводы
Для установления достоверности полученных данных мы использовали t-критерий Стьюдента, определяемый с помощью электронной программы Статистика.
Этапы экспериментального исследования
1. Подбор методик для реализации
целей экспериментального
2. Этап мотивирования и
3. Диагностика уровня
3. Диагностика акцентуаций характера с помощью опросника Шмишека.
4. Диагностика личностных
5. Корреляционный анализ для
установления взаимосвязи
6. Установление достоверности
7. Интерпретация полученных
Экспериментальное исследование осуществлено при разрешении администрации Минского государственного профессионально-технического колледжа строительства и коммунального хозяйства и помощи социально-психологической службы колледжа.
Результаты изучения уровня агрессии подростков с обычным и девиантным поведением
Определение индекса
агрессивности и индекса
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение содержит сводную таблицу первичных данных по видам агрессии и индексам агрессивности и враждебности.
Результаты изучения индекса агрессивности
Табл. 2.1. отражает результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с девиантным поведением
Таблица 2.1 - Результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с девиантным поведением
№ |
Индекс агрессивности |
Кол-во (чел) |
% |
1 |
Низкий |
3 |
15 |
2 |
Средний |
15 |
75 |
3 |
Высокий |
2 |
10 |
4 |
Итого |
20 |
100 |
Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением