Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Результаты
изучения взаимосвязи агрессивного
поведения и акцентуаций
Таблица 2.8 - Сводная матрица интеркореляций агрессивного поведения (индекс агрессивности и индекс враждебности) и акцентуаций характера
ИВ |
ИА | |
Гипертимность |
-0,43 |
0,19 |
Застревание |
0,06 |
0,12 |
Эмотивность |
-0,14 |
-0,02 |
Педантичность |
-0,16 |
-0,26 |
Тревожность |
0,53 |
0,25 |
Циклотимность |
0,64 |
0,33 |
Демонстративность |
0,43 |
0,72 |
Возбудимость |
0,19 |
-0,21 |
Дистимичность |
0,52 |
0,88 |
Экзальтированность |
0,03 |
0,01 |
Как видно из таблицы интеркорреляций существует положительная взаимосвязь между индексом агрессивности с одной стороны, и такими акцентуациями как «тревожность», «циклотимность», «дистимичность» с другой стороны. Это значит, что высокому уровню враждебности соответствуют более высокие показатели тревожности, циклотимности и дистимичности.
Также с помощью корреляционного анализа установлена положительная связь между индексом враждебности и акцентуациями характера по демонстративному типу дистимичности.
На рис. 2.6. и рис. 2.7. показана корреляция индекса агрессивных реакций и индекса враждебности с акцентуациями характера подростков с девиантным поведением.
Рисунок 2.6 - Диаграмма, отражающая взаимосвязь индекса агрессивности и акцентуаций характера подростков с девиантным поведением
Рисунок 2.7 - Диаграмма, отражающая взаимосвязь индекса враждебности с акцентуациями характера у подростков с девиантным поведением
Результаты
изучения взаимосвязи агрессивного
поведения и акцентуаций
Таблица 2.9 - Сводная матрица интеркореляций агрессивного поведения (индекс агрессивности и индекс враждебности) и акцентуаций характера
ИА |
ИВ | |
Гипертимность |
-0,17 |
-0,18 |
Застревание |
0,04 |
0,18 |
Эмотивность |
0,08 |
-0,43 |
Педантичность |
0,03 |
-0,04 |
Тревожность |
-0,44 |
-0,50 |
Циклотимность |
-0,25 |
-0,13 |
Демонстративность |
0,12 |
-0,21 |
Возбудимость |
0,53 |
0,09 |
Дистимичность |
0,26 |
0,78 |
Экзальтированность |
0,36 |
-0,04 |
Как видно из данных таблицы, существует отрицательная связь индекса агрессивности и враждебности и тревожности подростков с обычным поведением и положительная связь индекса агрессивности и возбудимости. Также установлена положительная связь индекса враждебности и дистимичности.
Рисунок 2.8 - Диаграмма, отражающая взаимосвязь индекса агрессивности с акцентуациями характера у подростков с обычным поведением
Сравнительный
анализ агрессивности подростков с
обычным и агрессивным
Для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения агрессивности статистически достоверно друг от друга используют t-критерий Стьюдента. Таблица 2.10. отражает значения коэффициента при котором существуют достоверные различия в уровне агрессивных тенденций.
Таблица 2.10 - Результаты t-критерия Стьюдента при сравнительном анализе агрессивных тенденции подростков с обычным и девиантным поведением
Mean |
Std.Dv. |
N |
Diff. |
Std.Dv. |
t |
df |
p | |
О1 |
5,30000 |
1,750188 |
||||||
О2 |
4,10000 |
2,023546 |
20 |
1,2000 |
2,330575 |
2,3027 |
19 |
0,032772 |
ЧВ1 |
6,90000 |
1,970840 |
||||||
ЧВ2 |
4,50000 |
2,417045 |
20 |
2,4000 |
2,998245 |
3,5798 |
19 |
0,001998 |
ИВ1 |
11,55000 |
2,837252 |
||||||
ИВ2 |
9,30000 |
2,773939 |
20 |
2,2500 |
3,837145 |
2,6223 |
19 |
0,016766 |
Примечания: О1 и О2 – «обида» подростков с девинантным и обычным поведением, ЧВ1 И ЧВА 2 – «чувство вины» подростков с девинантным и обычным поведением, ИВ1 и ИВ 2 .- индекс враждебности подростков с девинантным и обычным поведением
Таким образом, наше исследование выявило наличие достоверных различий по таким показателям агрессивности, как обида (p=0, 03772), чувство вины (p=0, 001998), и индекс враждебности (p=0, 016766).
У подростков с девиантным поведением более выражена зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Высокие показатели чувства вины выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются, убежденность том, что они являются плохими людьми, совершающим неправильные поступки.
Сравнительный анализ акцентуаций характера подростков с обычным и девиантным поведением
Как видно из данных таблицы 2.11, существует достоверные различия по таким типам акцентуаций, как педантичность (p=0,000080), циклотимность (р=0,041500), возбудимость (р=0,014107).
Таблица 2.11 - Результаты t-критерия Стьюдента при сравнительном анализе акцентуаций характера подростков с обычным и девиантным поведением
Mean |
Std.Dv. |
N |
Diff. |
Std.Dv. |
t |
df |
p | |
П1 |
11,00000 |
4,834089 |
||||||
П2 |
4,95000 |
1,637553 |
20 |
6,0500 |
5,414163 |
4,99734 |
19 |
0,000080 |
Ц1 |
16,80000 |
4,763899 |
||||||
Ц2 |
14,00000 |
3,783621 |
20 |
2,8000 |
5,727128 |
2,18643 |
19 |
0,041500 |
В1 |
18,30000 |
3,495862 |
||||||
В2 |
15,45000 |
3,926630 |
20 |
2,8500 |
4,715875 |
2,70270 |
19 |
0,014107 |
Примечания: П1 и П2 – педантичность подростков с девиантным и обычным поведением, Ц1 и Ц2 – циклотимность подростков с девиантным и обычным поведением, В1 и В2 – возбудимость подростков с девиантным и обычным поведением.
Сравнительный анализ личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением
Таблица 2.12 - Результаты t-критерия Стьюдента при сравнительном анализе личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением
Mean |
Std.Dv. |
N |
Diff. |
Std.Dv. |
t |
df |
p | |
Н1 |
6,800000 |
1,908430 |
||||||
Н2 |
4,550000 |
2,964261 |
20 |
2,25000 |
3,668859 |
2,74263 |
19 |
0,012940 |
П1 |
7,950000 |
1,820208 |
||||||
П2 |
4,550000 |
2,139233 |
20 |
3,40000 |
2,945112 |
5,16288 |
19 |
0,000055 |
РС1 |
6,950000 |
2,038446 |
||||||
РС2 |
4,400000 |
2,326054 |
20 |
2,55000 |
3,203206 |
3,56017 |
19 |
0,002089 |
Р1 |
6,550000 |
1,468081 |
Продолжение таблицы 2.12
Р2 |
3,800000 |
2,525658 |
20 |
2,75000 |
2,291288 |
5,36745 |
19 |
0,000035 |
О1 |
5,150000 |
0,988087 |
||||||
О2 |
7,400000 |
1,957442 |
20 |
-2,25000 |
2,446802 |
-4,11243 |
19 |
0,000593 |
ПН1 |
6,850000 |
1,631112 |
||||||
ПН2 |
4,450000 |
2,305029 |
20 |
2,40000 |
3,084767 |
3,47940 |
19 |
0,002510 |
Д1 |
5,850000 |
1,899446 |
||||||
Д2 |
4,350000 |
2,109502 |
20 |
1,50000 |
2,282658 |
2,93877 |
19 |
0,008428 |
И1 |
6,700000 |
1,341641 |
||||||
И2 |
4,050000 |
2,305029 |
20 |
2,65000 |
2,560325 |
4,62877 |
19 |
0,000183 |
Примечания: Н1 и Н2 – «невротизм» подростков с девиантным и обычным поведением, П1 П2. – «психотизм» подростков с девиантным и обычным поведением, РС1 и РС2– «расторможенность» подростков с девиантным и обычным поведением, Р1 и Р2 - «робость» подростков с девиантным и обычным поведением, О1 и О2 – «общительность» подростков с девиантным и обычным поведением, ПН1 и ПН2 - ««психическая неуравновешенность» подростков с девиантным и обычным поведением, Д1 и Д2 – «девиантность» подростков с девиантным и обычным поведением, И1 и И2 «интроверсия» подростков с девиантным и обычным поведением.
У подростков с девиантным поведением выше показатели по шкалам «невротизм» (р=0,012940), «психотизм» (р=0,000055), «расторможенность» (р=0,002089), «робость» (р=0,000035), «общительность» (р=0,000593), ««психическая неуравновешенность» (р=0,002510), «девиантность» (р=0,008428), «интроверсия» (р=0,000183).
Результаты изучение агрессивного поведения, акцентуаций характера и личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением.
1. Исходя из результатов исследования личностных свойств подростков с девиантным поведениям можно охарактеризовать их как неуверенных в себе, нерешительных, неспособных преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. Высокий уровень психотизма характеризует подростков с девиантным поведением как находящихся во внутреннем конфликте с собой. Существующее хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п. Для таких подростков характерен высокий уровень социальной конфликтности, низкий самоконтроль, импульсивность, низкий уровень психической устойчивости, трудности социальной адаптации, негативное отношение к социальным требованиям.
Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением
1. Наше исследование установило наличие положительной взаимосвязи между индексом агрессивности с одной стороны, и такими акцентуациями как «тревожность», «циклотимность», «дистимичность» с другой стороны среди подростков с девиантным поведением. Была установлена положительная связь между индексом враждебности и акцентуациями характера по демонстративному типу дистимичности.
Существует отрицательная
Результаты сравнительного
анализа социально-
1. Наше исследование выявило
наличие достоверных различий
по таким показателям
2. Существует достоверные
3. Существуют достоверные
В соответствии с комплексной программой по профилактике детской беспризорности и преступности несовершеннолетних Республики Беларусь социальным педагогами и другими педагогическими работниками проводится системный анализ информации банка данных многодетных семей, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, опекунских семей, семей социального риска, семей социально опасного положения, семей воинов-интернационалистов, семьи, в которых родители инвалиды (1, 2 гр.), малообеспеченных семей; своевременно выявляются причины неблагополучия в семейных отношениях: проводится ранняя диагностика девиантного поведения учащихся, выявляются проблемы семейного воспитания, изучение психологического микроклимата семьи; осуществляется повышение педагогической культуры семьи: проводятся родительские лектории, психологические тренинги, индивидуально-профилактические беседы, индивидуальные беседы с родителями подростков, находящихся в социально опасном положении, проводятся дни открытых дверей («родительские субботы»), формируется уважение к семье у учащихся, социальной ответственности через преподавание общеобразовательных предметов, проводится обследование условий жизнедеятельности подростков, своевременное информирование в КДН о случаях выявления социально опасного положения, осуществляется своевременное информирование КДН о случаях домашнего насилия над подростками; посещаются семьи учащихся: с родителями устанавливаются отношения партнёрства и сотрудничества, изучаются взаимоотношения в семье и отношения родителей к детям.
Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением