Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Как видно из данных таблицы, 75% подростков с девиантным поведением имеют индекс агрессивности в пределах нормы, 15% испытуемых характеризуется низким уровнем агрессивных тенденций и 10% подростков с девиантным поведением характеризуется высоким уровнем индекса агрессивности. Табл. 2.2. отражает результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с обычным поведением
Таблица 2.2 - Результаты изучения индекса агрессивности среди подростков с обычным поведением
№ |
Индекс агрессивности |
Кол-во (чел) |
% |
1 |
Низкий |
6 |
30 |
2 |
Средний |
14 |
70 |
3 |
Высокий |
||
4 |
Итого |
20 |
100 |
Из предоставленных табличных данных видно, что для большинства подростков с обычным поведением характерен средний уровень агрессивности, 30% испытуемых характеризуется низким уровнем агрессии и, высокий уровень агрессивных тенденций не диагностирован среди подростков с обычным поведением.
Рис. 2.1. наглядно отражает сравнительный анализ индекса агрессивности среди подростков с девиантным и обычным поведением.
Рисунок 2.1 - Результаты сравнительного анализа индекса агрессивности среди подростков с девиантным и обычным поведением.
Примечания: 1 группа – подростки с девиантным поведением, 2 группа – подростки с обычным поведением.
Как видно на рис.2.1. агрессивные тенденции более выражены у подростков с девиантным поведением. Среди подростков с обычным поведением нашей выборки не выявлен высокий уровень агрессивного поведения, низкий уровень индекса агрессии у них более выражен по сравнения с подростками с девиантным поведением.
Результаты изучения индекса враждебности
Табл. 2.3. отражает результаты изучения индекса враждебности среди подростков с девиантным поведением
Таблица 2.3 - Результаты изучения индекса враждебности среди подростков с девиантным поведением
№ |
Индекс агрессивности |
Кол-во (чел) |
% |
1 |
Низкий |
- |
- |
2 |
Средний |
8 |
40 |
3 |
Высокий |
12 |
60 |
4 |
Итого |
20 |
100 |
Как видно из данных таблицы, 40% подростков с девиантным поведением характеризуется средний уровнем враждебности, для 60% испытуемых характерен высокий уровень индекса враждебности.
Табл. 2.4. отражает результаты изучения индекса враждебности среди подростков с обычным поведением
Таблица 2.4 - Результаты изучения индекса враждебности среди подростков с обычным поведением
№ |
Индекс агрессивности |
Кол-во (чел) |
% |
1 |
Низкий |
- |
- |
2 |
Средний |
14 |
70 |
3 |
Высокий |
6 |
30 |
4 |
Итого |
20 |
100 |
Как видно из данных таблицы, для 70% подростков с обычным поведением характерен средний уровень враждебности и для 30% - высокий уровень враждебных тенденций.
Рис. 2.2. наглядно отражает сравнительный анализ индекса враждебности среди подростков с девиантным и обычным поведением.
Рисунок 2.2 - Результаты сравнительного анализа индекса враждебности среди подростков с девиантным и обычным поведением.
Примечания: 1 группа – подростки
с девиантным поведением, 2 группа –
подростки с обычным
Как видно на рис.2.2. для подростков с обычным поведением характерно преобладание среднего уровня враждебности, высокий уровень враждебности преобладает среди подростков с девиантным поведением.
Результаты изучения акцентуаций характера подростков с обычным и девиантным поведением
Наличие акцентуации определялось, если количество баллов по выделенной типу превышало 18 баллов.
Таблица 2.5. содержит результаты изучения
типов акцентуаций среди
Как видно из данных таблицы всего среди подростков выявлено 9 акцентуаций характера по следующим типам:
1) гипертимному типу (13 человек, что составляет – 65% всех подростков);
2) по застревающему типу (2 человека, что составляет 10%);
3) эмотивному типу (11 человек, что составляет 55%);
4) тревожному типу (2 человека, что составляет 10%);
5) циклотимному типу (3 человека, что составляет 15%);
6) демонстративному типу (6 человек, что составляет 30%);
Таблица 2.5 - Акцентуации характера среди подростков с девиантным поведением
№ |
Тип акцентуации |
АВ |
% |
1 |
Гипертимность |
13 |
65 |
2 |
Застревание (ригидность) |
2 |
10 |
3 |
Эмотивность (лабильность) |
11 |
55 |
4 |
Педантичность |
- |
- |
5 |
Тревожность |
2 |
10 |
6 |
Циклотимность |
3 |
15 |
7 |
Демонстративность |
6 |
30 |
8 |
Возбудимость |
8 |
40 |
9 |
Дистимичность |
3 |
15 |
10 |
Экзальтированность |
11 |
55 |
11 |
Не выявлено акцентуации |
1 |
5 |
Всего |
20 |
100 |
7) возбудимому типу (8 человек, что составляет 40%);
8) дистимичному (3 человек, что составляет 15%);
9) экзальтированному типу (11 человек, что составляет 55).
У одного человека не выявлено акцентуации характера (5%).
Выделенные типы акцентуаций среди подростков можно представить наглядно в виде следующей гистограммы (рис. 2.3.).
Рисунок 2.3 - Типы акцентуаций среди подростков с девиантным поведением
Таблица 2.6. содержит результаты изучения типов акцентуаций среди подростков с обычным поведением
Таблица 2.6 - Акцентуации характера среди подростков с обычным поведением
№ |
Тип акцентуации |
АВ |
% |
1 |
Гипертимность |
17 |
85 |
2 |
Застревание (ригидность) |
3 |
15 |
3 |
Эмотивность (лабильность) |
4 |
20 |
4 |
Педантичность. |
3 |
15 |
5 |
Тревожность |
3 |
15 |
6 |
Циклотимность |
10 |
50 |
7 |
Демонстративность |
11 |
55 |
8 |
Возбудимость |
17 |
85 |
9 |
Дистимичность |
1 |
5 |
10 |
Экзальтированность |
12 |
60 |
Всего |
20 |
100 |
Как видно из данных таблицы всего среди подростков выявлено 9 акцентуаций характера по следующим типам:
1) гипертимному типу (17 человек, что составляет – 85% всех подростков);
2) по застревающему типу (3 человека, что составляет 15%);
3) эмотивному типу (4 человек, что составляет 20%);
4) педантичному типу (3 человека, что составляет 15%);
4) тревожному типу (3 человека, что составляет 15%);
5) циклотимному типу (10 человек, что составляет 50%);
6) демонстративному типу (11 человек, что составляет 55%);
7) возбудимому типу (17 человек, что составляет 85%);
8) дистимичному (1 человек, что составляет 5%);
9) экзальтированному типу (12 человек, что составляет 60%).
Выделенные типы акцентуаций среди подростков можно представить наглядно в виде следующей гистограммы (рис. 2.4.).
Рисунок 2.4 - Типы акцентуаций среди подростков с обычным поведением
Сравнительный анализ акцентуаций подростков с обычным и девиантным поведением показывает, что у подростков с девиантным поведением более выражены акцентуации характера по циклотимному, демонстративному, возбудимому типам, а также акцентуация по экзальтированному типу. У подростков с девиантным поведением проявилась акцентуация по педантичному типу. Педантичный тип личности отличается повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
Результаты изучения личностных особенностей подростков с обычным и девиантным поведением
На основе полученных результатов исследования личностных свойств в каждой выборке испытуемых подростков были определены средние значения стэнов по каждой из шкал методики: «невротизм», «психотизм», «депрессия», «совестливость», «расторможенность», «общая активность», «робость», «общительность», «эстетическая впечатлительность», «женственность», «психическая неуравновешенность», «девиантность», «интроверсия», «сензитивности» (Приложение).
Следующим этапом было вычисление средних значений в целом по двум группам подростков, которые отражены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Средние значения по шкалам ПДО
№ шкалы |
Подростки с обычным поведением |
Подростки с девиантным поведением |
1 |
4,5 |
6,8 |
2 |
4,5 |
7,9 |
3 |
4,4 |
6,9 |
4 |
6,3 |
5,4 |
5 |
5,4 |
6,2 |
6 |
6,7 |
7,5 |
7 |
3,8 |
6,5 |
8 |
7,4 |
5,1 |
9 |
6,1 |
5,3 |
10 |
6 |
5,4 |
11 |
4,4 |
6,8 |
12 |
4,3 |
5,8 |
13 |
4 |
6,7 |
14 |
5,3 |
4,8 |
На основе средних значений была выстроена диаграмма личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением, отраженная на рис.2.5.
Рисунок 2.5 - Выраженность личностных свойств подростков с обычным и девиантным поведением
Примечания: 1 группа – подростки с обычным поведением, 2 группа – подростки с девиантным поведением.
По диаграмме видно, что значения подростков с девиантным поведением по шкалам «невротизм», «психотизм», «расторможенность», «робость», «психическая неуравновешенность», «девиантность», «интроверсия» выше значений подростков с обычным поведением. Подростки с девиантным поведением имеют высокие уровни психотизма, невротизма, депрессии, что соответственно отражается на высоком уровне психической неуравновешенности, дифференцируемой из названных шкал; высокий уровень девиантности, интроверсии, робости и низкий уровень общительности по сравнению с уровнями соответствующих шкал подростков с обычным поведением.
Исходя из результатов исследования личностных свойств подростков с девиантным поведениям можно охарактеризовать их как неуверенных в себе, нерешительных, неспособных преодолевать житейские трудности, психическую невыносливость. Наряду с этим у части подростков отмечаются такие проявления, как ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. Высокий уровень психотизма характеризует подростков с девиантным поведением как находящихся во внутреннем конфликте с собой. Существующее хроническое напряжение может без внешнего повода прорваться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т.п. Для таких подростков характерен высокий уровень социальной конфликтности, низкий самоконтроль, импульсивность, низкий уровень психической устойчивости, трудности социальной адаптации, негативное отношением к социальным требованиям.
Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением