Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические проблемы девиантного поведения, проанализировать направления работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие девиантного поведения, выделить его причины, виды и особенности.
2. Эмпирически изучить социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением.
3. Разработать направления социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Девиантное поведение и его основные особенности 5
1.2 Психологическая характеристика различных видов отклоняющегося поведения 9
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 14
2.1. Методы и этапы экспериментального исследования. Характеристика выборки 14
2.2. Результаты изучения социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 20
2.3 Результаты изучения взаимосвязи агрессивного поведения и акцентуаций характера у подростков с обычным и девиантным поведением 28
2.4 Результаты сравнительного анализа социально-психологических особенностей подростков с обычным и девиантным поведением 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМПОВЕДЕНИЕМ 36
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Результаты эмпирического исследования
У девушек наиболее высокие значения были получены по таким показателям девиантного поведения как «социальная желательность», «склонность к преодолению норм» и «контроль эмоциональных реакций». Склонность к аддиктивному поведению выражена в меньшей степени. Наиболее низкие показатели у девушек отмечены по выраженности склонности к агрессии и насилию.
Изучение аггравации показало, что у большинства девушек не проявилась тенденция к аггравации – 76%. 17% девушек характеризуется наличием определенных психологических проблем, у них проявилась тенденция к явной демонстрации таких качеств как решительность, активность, напористость. 5% девушек отличается высокой степенью риска отклонения от нормальных личностных реакций, склонностью к аггравации и симуляции. Иначе это называется психических эксбиционизм или тенденцией демонстрировать свои качества, их преувеличивать. В данном случае речь идет о выраженной склонности демонстрировать свои мужские черты – такие как активность, настойчивость, деловые качества.
Исследованием установлена значимая
положительная связь между
Исследование показало, что аггравация положительно связана со склонностью контролировать эмоциональные реакции. Иными словами, чем выше аггравация, тем больше склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки. Склонность к аггравации связана с несформированностью волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в ходе исследования, доказана на уровне статистической значимости: существует положительная связь аггравации и склонности к девиантному поведению.
По результатам исследования выделены направления групповой работы со студентами по профилактике девиантного поведения.
1. Авербух, Е.С. Краткое руководство по психиатрии / Е.С. Авербух, И.Е. Авербух. – Л.: Медицина, 1973.
2. Александров, А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера / А.А. Александров // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – С. 51-59.
3. Актуальные проблемы возрастной педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И. Иващенко и Я.Л. Коломинского. – Минск.: Высш. школа.- 1980.- 176 с.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. – М., 1977.
6. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь – М., 1988.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб., 1997.
8. Гилинский, Я.И.. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. – СПб., 1993.
9. Диагностика школьной
10. Девиантность и социальный контроль в России (XIX—XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000.
11. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2002 / А.В. Дмитриев. – 526 с.
12. .Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – М., 1994.
13. Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. – М., 1995.
14. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Изд-во «ПРИОР»,2002. – 560 с.
15. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
16. Клейнберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейнберг. – М., 2001.
17. Ковалев, В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С 11-23.
18. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты / В.Т.Кондратенко. – Минск, 1988.
19. Короленко, Ц.П . Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире) / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. – Новосибирск, 1990.
20. Криминологическая характеристика пьянства и девиантного поведения. – Минск, Прокуратура Республики Беларусь. 1999 – 2003.
21. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 688 с.
22. Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения / В.Н. Кудрявцев. – М.: Юрид. лит, 1989. – 368 с.
23. Лабковская, Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: учеб. пособие / Е.Б. Лабковская. – СПб., 2000.
24. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. — Л., 1991.
25. Личко, А. Подростковая психиатрия / А. Личко. – М., 1998.
26. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Киев, 1989.
27. Леонова, Е.Н. Адаптация как свойство субъектности / Е.Н. Леонова // Высшее образование сегодня. 2007. - № 6. – С.63-65.
28. Лодкина , Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
29. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. — М., 1994.
30. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Джоунс Нельсон. — СПб.,
2000.
31. Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. №4. – 1984. – С. 15-30.
32. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: изд-во Института Психиатрии, 2000.
33. Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.
34. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
35. Равич-Щербо И.В. Психогенетика / Равич-Щербо. — М, 2002.
36. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Колачевой. – 2-е изд. – Минск: БелЭн. – 2003. – 256 с.
37. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
38. Социальные отклонения //Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 1989.
39. Семья и личность: Пособие / Под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.
40. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2004. – 734 с.
Уровень агрессивных тенденций подростков с девиантным поведением
№ |
ФИО |
ФА |
КА |
Р |
Н |
О |
П |
ВА |
ЧВ |
ИА |
Ив |
1 |
БО |
7 |
4 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
9 |
17 |
15 |
2 |
БМ |
10 |
3 |
4 |
3 |
6 |
8 |
7 |
8 |
20 |
14 |
3 |
ВВ |
9 |
6 |
8 |
5 |
3 |
6 |
8 |
1 |
23 |
9 |
4 |
ГА |
10 |
8 |
7 |
4 |
6 |
9 |
7 |
8 |
25 |
15 |
5 |
КА |
9 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
8 |
7 |
20 |
8 |
6 |
КА |
8 |
3 |
7 |
4 |
4 |
6 |
10 |
7 |
21 |
10 |
7 |
КО |
7 |
5 |
5 |
3 |
5 |
7 |
8 |
8 |
20 |
12 |
8 |
ЛО |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
6 |
8 |
8 |
13 |
10 |
9 |
МВ |
6 |
7 |
7 |
5 |
7 |
4 |
8 |
6 |
21 |
11 |
10 |
НВ |
10 |
6 |
5 |
5 |
6 |
3 |
7 |
7 |
23 |
9 |
11 |
НМ |
9 |
8 |
9 |
4 |
5 |
8 |
9 |
4 |
26 |
13 |
12 |
ПА |
8 |
6 |
9 |
4 |
5 |
7 |
10 |
4 |
24 |
12 |
13 |
РД |
8 |
5 |
2 |
3 |
0 |
6 |
8 |
6 |
21 |
6 |
14 |
ЯН |
7 |
5 |
5 |
3 |
7 |
9 |
9 |
9 |
21 |
16 |
15 |
БА |
8 |
6 |
5 |
5 |
7 |
6 |
10 |
8 |
24 |
13 |
16 |
ГВ |
2 |
3 |
5 |
1 |
5 |
3 |
4 |
6 |
9 |
8 |
17 |
КД |
7 |
3 |
6 |
4 |
5 |
5 |
9 |
8 |
19 |
10 |
18 |
КС |
8 |
5 |
6 |
4 |
7 |
4 |
10 |
8 |
23 |
11 |
19 |
КА |
8 |
5 |
4 |
5 |
7 |
6 |
10 |
8 |
23 |
13 |
20 |
ЛА |
9 |
6 |
11 |
3 |
7 |
9 |
11 |
8 |
26 |
16 |
Уровень агрессивных тенденций подростков с обычным поведением
№ |
ФИО |
ФА |
КА |
Р |
Н |
О |
П |
ВА |
ЧВ |
ИА |
ИВ |
1 |
БА |
5 |
4 |
3 |
0 |
2 |
3 |
4 |
6 |
13 |
5 |
2 |
БЕ |
10 |
4 |
6 |
5 |
7 |
4 |
9 |
4 |
23 |
11 |
3 |
БА |
7 |
5 |
5 |
2 |
7 |
8 |
8 |
4 |
20 |
15 |
4 |
ГА |
8 |
5 |
5 |
4 |
7 |
6 |
5 |
2 |
18 |
13 |
5 |
КО |
7 |
6 |
8 |
3 |
5 |
5 |
5 |
6 |
18 |
10 |
6 |
КА |
8 |
5 |
3 |
5 |
4 |
6 |
11 |
7 |
24 |
10 |
7 |
ГА |
9 |
2 |
5 |
3 |
4 |
6 |
10 |
8 |
21 |
10 |
8 |
ГС |
10 |
3 |
1 |
4 |
4 |
5 |
8 |
6 |
21 |
9 |
9 |
КА |
7 |
4 |
6 |
3 |
6 |
2 |
11 |
3 |
22 |
8 |
10 |
КС |
8 |
2 |
3 |
4 |
2 |
5 |
8 |
0 |
18 |
7 |
11 |
КВ |
2 |
5 |
4 |
4 |
2 |
5 |
8 |
3 |
15 |
7 |
12 |
ЛА |
4 |
6 |
8 |
4 |
4 |
2 |
10 |
5 |
20 |
6 |
13 |
ЛА |
3 |
4 |
5 |
3 |
0 |
7 |
8 |
5 |
15 |
7 |
14 |
МК |
8 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
10 |
7 |
23 |
12 |
15 |
МП |
9 |
6 |
7 |
5 |
5 |
8 |
9 |
4 |
24 |
13 |
16 |
МА |
7 |
5 |
9 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
19 |
12 |
17 |
ПА |
7 |
1 |
5 |
4 |
3 |
5 |
7 |
2 |
15 |
8 |
18 |
ПВ |
6 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
7 |
3 |
15 |
5 |
19 |
РА |
9 |
7 |
6 |
4 |
5 |
4 |
9 |
7 |
25 |
9 |
20 |
СА |
9 |
3 |
3 |
5 |
1 |
8 |
9 |
0 |
21 |
9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты изучения
акцентуаций характера
№ |
ФИО |
Г |
З |
Э |
П |
Т |
Ц |
Д |
В |
Д |
ЭК |
1 |
БО |
15 |
10 |
21 |
6 |
25 |
21 |
14 |
9 |
9 |
6 |
2 |
БМ |
24 |
16 |
21 |
7 |
9 |
9 |
20 |
18 |
8 |
24 |
3 |
ВВ |
21 |
16 |
12 |
5 |
9 |
9 |
9 |
12 |
18 |
3 |
4 |
ГА |
21 |
14 |
15 |
4 |
6 |
21 |
8 |
15 |
18 |
12 |
5 |
КА |
27 |
12 |
15 |
7 |
6 |
13 |
24 |
21 |
12 |
18 |
6 |
КА |
21 |
18 |
15 |
5 |
9 |
9 |
16 |
21 |
12 |
12 |
7 |
КО |
21 |
12 |
15 |
5 |
9 |
15 |
10 |
21 |
9 |
24 |
8 |
ЛО |
6 |
10 |
15 |
6 |
8 |
18 |
10 |
15 |
8 |
12 |
9 |
МВ |
18 |
14 |
18 |
3 |
6 |
15 |
12 |
15 |
9 |
18 |
10 |
НВ |
24 |
12 |
21 |
5 |
9 |
12 |
18 |
15 |
8 |
18 |
11 |
НМ |
24 |
16 |
15 |
8 |
9 |
12 |
18 |
12 |
8 |
18 |
12 |
ПА |
12 |
10 |
18 |
5 |
9 |
15 |
8 |
18 |
5 |
6 |
13 |
РД |
24 |
10 |
15 |
5 |
9 |
12 |
12 |
18 |
12 |
18 |
14 |
ЯН |
6 |
12 |
18 |
5 |
9 |
12 |
14 |
15 |
15 |
18 |
15 |
БА |
12 |
12 |
18 |
5 |
10 |
21 |
12 |
15 |
18 |
12 |
16 |
ГВ |
6 |
12 |
3 |
4 |
6 |
12 |
4 |
12 |
15 |
12 |
17 |
КД |
12 |
14 |
18 |
0 |
18 |
15 |
16 |
6 |
12 |
6 |
18 |
КС |
24 |
16 |
18 |
5 |
15 |
15 |
12 |
15 |
9 |
14 |
19 |
КА |
21 |
8 |
21 |
5 |
12 |
12 |
24 |
18 |
15 |
24 |
20 |
ЛА |
24 |
20 |
18 |
4 |
15 |
12 |
18 |
18 |
12 |
24 |
Информация о работе Анализ социальной реабилитации подростков с девиантным поведением