АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объект исследования - творческие способности младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6
1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14
1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25
Выводы по первой главе……………………………………………………33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35
2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………….….….56
Заключение…………………………………………………………………….58
Список используемых источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

ЗАИКИНА дипломная (Восстановлен).docx

— 213.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО  «АГАО»)

Факультет психологии

                                               Кафедра педагогики

 

 

 

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Дипломная работа

 

 

                              Исполнитель:

                                                              студент 6 курса П-ПП082 группы

                                           факультета психологии

                                                   Заикина Елена Сергеевна

 

                                                  Научный руководитель:

                                                               канд. педагог.наук

                                                               Манузина Елена Борисовна

 

Допустить к защите

______________________

Зав. кафедрой Манузина Е.Б.

«____»___________ 2013 г.

 

Оценка___________________    

«___» _________________2013 г.

Председатель ГАК:

канд. пед. наук, доцент

Андреева Елена Викторовна


 

 

Бийск - 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6

1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6

1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14

1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25

Выводы по первой главе……………………………………………………33

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35

2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35

2.2 Методы  и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37

2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47

2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53

Выводы по второй главе…………………………………………….….….56

Заключение…………………………………………………………………….58

Список используемых источников и литературы………………………59

Приложения……………………………………………………………………63

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Постиндустриальный этап развития общества предъявляет качественно новые требования к человеку, обусловливает необходимость становления успешной, коммуникативной, творческой, яркой индивидуальности, что находит отражение в материалах Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекте «Современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года».

Формирование творчески активный личности, имеющий способность эффективно решать проблемы жизни нестандартно, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием для дальнейшего развития личности, ее успешной творческой деятельности.

В трудах местных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева,Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия «творческие способности», представлены особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования. Данное противоречие так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.

Исследователи подчеркивают вероятность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях воспитания креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения – арт-терапия. Данный прием способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии.

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Объект исследования - творческие способности младших школьников.

Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.

Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Провести диагностику творческих способностей младших школьников.
  3. Составить и апробировать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
  4. Выявить эффективность программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

В качестве методов исследования нами были использованы теоретический анализ, тестирование,  методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Практическая значимость результаты исследования и составленная программа, направленная на развитие творческих способностей  младших школьников средствами арт-терапии, могут быть использованы в практике школьной психологической службой.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 40 учащихся. Возраст школьников 8-9 лет, учащиеся 2 класса КГБОШИ «Бийский лицей-интернат Алтайского края».

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Глава I содержит теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии. В главе II описано экспериментальное исследование творческих способностей в младшем школьником возрасте и создание условий развития творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии. 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

1.1. Теоретические и экспериментальные  подходы к проблеме творчества  и творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии

Творчество – одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.

Значительный вклад в протекание проблемы творчества внесли как отечественные (Богоявленская Д.Б., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. и др.), так и зарубежные исследователи (Де Боно, Гилфорд Дж., Маслоу А., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Танненбаум А., Торренс Е. П., Раштон Ф., Рензулли Дж., Роджерс К., Роджерс Н., Стернберг Р., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К. и др.) [25].

Вопрос творчества первоначально получила широкое распространение в зарубежной психологии. Здесь этот вопрос особенно широко рассматривался представителями когнитивного направления.

Фактически к первым исследованиям можно отнести уже работы Ф. Гальтона, занимавшегося исследованием интеллектуальной одаренности (творчество здесь выступает в качестве интеллектуальной одаренности). Интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта [34].

Главный признак творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа видят в специфической мотивации.

Разница заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. 3. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер рассматривал творчество как метод восполнения “комплекса неполноценности”. Наибольшее интерес феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем обнаружение архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за Адлером А.) считал творчество процессом восхождения личности к “идеальному Я”, способом ее самораскрытия.

Гуманистические психологи (Оллпорт Г. и Маслоу А.) считали, что первоначальная основа творчества - мотивация личностного роста , не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия, по Маслоу, это потребность в самореализации , полного и независимого осуществления своих талантов и возможностей в жизни [16].

Систематическое изучение творчества в зарубежной психологии начинается в начале 50-х и связана с именем Дж. Гилфорда , который предложил психологи сосредоточиться на развитии возможностей для творчества. Его концепция , которая является кубообразной структурой моделью интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций : конвергентной и дивергентной [34].

Конвергентное мышление (схождение ) актуализируется только тогда, когда человек решает проблему , нужно найти правильное решение. . Дивергентное мышление определяется как « тип мышления , идущего в разных направлениях. " Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дивергентного мышление стало определением творческого мышления в этом направлении [34] .

Линия исследования, начатая Дж. Гилфордом, наиболее последовательно продолжал E.П. Торранс . В основе работ проведенных E.П. Торрансом , лежит мнение о том, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации – от обнаружения задачи до сообщения о ее решении, – имеют прямое отношение к творчеству. Само определение предполагает, что E.П. Торренс включает в число проявлений творчества не только специфические для него феномены (например, формулировку гипотез), но и те особенности, которые непосредственно связаны с общим интеллектом (например, проверку гипотез).Значительные пересечения интеллекта и творчества были найдены в экспериментальном изучении характеристик творчества , выделенной ЕР Торрансом - беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.

Итак, Дж. Гилфорд и П. Торренс принадлежат к сторонникам определения творчества по характеристикам результатов ее проявления. Подход этих авторов позволил иначе взглянуть на вопрос связи между творчеством и интеллектом [34].

Исследователи интеллекта пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на отличие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Вопрос творчества является одной из основных загадок для психологии личности и ее развития.

Идея “творчество” в самом общем виде означает разработку новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовного смысла, обладающего объективной или субъективной ценностью.

Э. Фромм сужает мысль до определения его как “способности удивляться и познавать, способность находить ответ в нестандартных ситуациях, нацеленности не открытие нового и способности к глубокому освоению своего опыта”, подчеркивая не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность [21].

К. В. Тэйлор рассматривает творчество как решение задач, выделяет шесть групп определений творчества:

  1. определения типа “Гештальт”, в которых подчеркивается создание новой целостности;
  2. определения, ориентированные на “конечный продукт”, или “инновационные” определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового;
  3. “Эстетические”, или “экспрессивные”, определения, в которых подчеркивается самовыражение;
  4. определения в терминах “мышления, ориентированного на решение”, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс;
  5. разнообразные определения, не укладывающиеся ни в одну из вышеперечисленных категорий [39].

Информация о работе АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника