АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объект исследования - творческие способности младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6
1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14
1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25
Выводы по первой главе……………………………………………………33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35
2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………….….….56
Заключение…………………………………………………………………….58
Список используемых источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

ЗАИКИНА дипломная (Восстановлен).docx

— 213.93 Кб (Скачать файл)

Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили Волшебные краски. Это краски для всех. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы испробуем наши Волшебные краски, и нарисуем нашу сказочную страну. Выбирайте себе материал, на котором будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и рисуйте то, что вы чувствуете».

Детям предлагается прессованный картон разного размера, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками.

«Какие прекрасные картины у нас получились! Они все такие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.

Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить Волшебные краски. Мы получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны. А теперь пришло время возвращаться. Наше волшебное кольцо поможет вернуться из волшебной страны домой».

Дети передают друг другу кольцо.

«Ну, вот мы и дома. Спасибо. До свидания».

 

ЗАНЯТИЕ 6. «СТРАНА ФАНТАЗИЯ»

Материалы:

  1. кукла-марионетка;
  2. темная ткань;
  3. большое зеркало;
  4. ножницы;
  5. клей;
  6. фломастеры;
  7. карандаши;
  8. восковые мелки;
  9. картон;
  10. бумага

Ход занятия:

«Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Сегодня мы поприветствуем, друг друга тихо, как капает дождик.

Ребята, что изменилось сегодня в нашей комнате? (Дети замечают, что большое зеркало закрыто тканью.) Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Кто пройдет через них, тот наделяется волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса. Итак, я предлагаю отправиться в путь».

У зеркала детей встречает Страж сказочных ворот — кукла-марионетка. Она говорит детям: «Здравствуйте, мои маленькие странники! Вы стоите у ворот сказочной страны Фантазии. Но эти ворота не простые, а волшебные. Они заколдованы тремя задачами, которые вам необходимо решить. Справитесь с ними — ворота откроются.

Первая задача:

В одной сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку?

Вторая задача:

 За лесами, за горами, за морями и полями течет  Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?

Третья задача:

Перед вами Чудо-Юдо зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себя спрятал?

Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну».

Ткань падает с зеркала, дети по одному подходят и смотрятся в зеркало. Таким образом, осуществляется «переход» в сказочный мир.

«Вот мы и добрались. Посмотрите, в стране Фантазии нас встречает главная мастерица Королевского дворца, зовут ее Искорка (психолог показывает куклу, сделанную из пластикового стаканчика). Она очень рада вас видеть и приглашает познакомиться с жителями страны Фантазии. Давайте сейчас закроем глаза и представим, как выглядят жители этой страны. Представили? А теперь каждый из вас сможет сам создать одного из жителей этой чудесной страны и рассказать о нем. Создать жителей страны Фантазии вы сможете из материалов, которые находятся на этом столе».

Дети с помощью психолога изготавливают кукол из стаканчиков.

«Какие замечательные жители появились в стране Фантазии! Давайте познакомимся с ними поближе».

Дети по очереди заходят за импровизированную ширму и представляют своих кукол.

«Спасибо! А сейчас нам пора прощаться с жителями страны Фантазии и возвращаться домой. Но мы еще непременно сюда вернемся и встретимся с ее жителями».

Дети выходят из страны так же, как и входили.

«На этом наше занятие заканчивается. До свидания».

Процесс изготовления куклы из стаканчика

На листе плотного картона нарисовать голову куклы, шею и руки. Шея у всех кукол длинная — приблизительно 4,5 см и шириной 1—1,5 см. Когда голова с длинной шеей и руки вырезаны, изготавливаем туловище из пластикового стаканчика (150— 200 г). В донышке стаканчика прорезается прорезь так, чтобы можно было вставить шею. По бокам делаются две прорези для рук. Дополнительно можно сделать кукле костюм, украшения и т. д. Наконец в туловище вставляются голова и руки.

Готовая кукла, словно варежка, надевается на руку ребенка, и, двигая рукой, ребенок может такой куклой манипулировать.

«Спасибо вам, ребята, большое. Вы многое узнали, многому научились, и теперь эти знания помогут вам в дальнейшей жизни, а кольцо, которое вручил вам волшебник Всевед, будет помогать каждому в трудную минуту. И пусть его не будет рядом с вами, но стоит только вспомнить наше совместное путешествие и приключения, которые вы все вместе пережили, кольцо сразу наделит вас своей волшебной силой — силой понимания и доброты».

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 - 2

9,0 (1,2)

7,5 (1,7)

10,3 (2,9)

22,4 (8,8)

3 - 4

8,9 (1,6)

7,6 (1,6)

9,7 (3,6)

31,7 (15,2)

5 - 6

9,0 (2,1)

6,8 (2,2)

9,2 (4,1)

30,4 (16,5)

7 – 8

9,1 (1,8)

7,4 (1,9)

9,6 (3,6)

31,8 (17,4)

9 – 11

9,7 (0,7)

8,1 (1,2)

10,7 (3,3)

40,4 (13,6)

1 - 11

9,2 (1,4)

7,6 (1,6)

10,0 (3,4)

31,3 (15,3)


 

 

Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( - ) показателей образной креативности (Российская выборка).

Возраст

Объем выборки

Беглость

Оригинальность

Разработанность названий

Сопротивление замыканию

М

σ

М

σ

М

σ

М

σ

6 – 7 лет

97

21,0

7,3

15,9

11,0

9,2

5,3

5,6

3,5

8 – 9 лет

81

20,3

6,6

12,6

7,6

4,7

1,9

7,7

3,6

10 лет

54

22,6

6,5

17,8

9,0

9,4

3,6

7,8

4,1

11 – 12 лет

190

21,5

8,2

14,6

9,5

7,6

3,3

8,6

3,8

13 – 15 лет

184

22,0

8,8

13,9

7,1

7,7

3,0

9,4

3,7


 

 

 

 

Средние показатели дивергентного мышления.

Методика “Круги”.

Параметр

Возраст, лет

8

10

мальчики

девочки

мальчики

девочки

гибкость

З,6

3,6

4,3

4,6

беглость

14,6

15,5

11,7

14,3


 

Средние значения дивергентной продуктивности.

Методика “Предложения”.

 

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

3,3

4,2

девочки

4,0

5,2


 

Сводная таблица результатов изучения образной креативности в экспериментальной группе.

Показатели креативности в Т - баллах

 

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

Сопротивление

замыканию

1.

56

52/52

34/52

34/48

38/42

2.

56

65/65

48/52

48/48

38/48

3.

56

65/65

48/52

48/48

42/52

4.

56

46/46

48/52

48/48

42/52

5.

56

65/75

68/68

68/70

42/42

6.

56

65/75

48/52

48/52

45/52

7.

56

46//52

70/70

70/80

57/57

8.

56

52/52

65/70

65/70

58/75

9.

56

52/52

65/70

65/70

64/70

10.

56

65/65

48/48

48/52

50/52

11.

56

65/65

70/80

70/70

64/75

12.

56

65/65

70/70

70/75

58/58

13.

50

52/52

34/52

34/52

58/65

14.

56

27/46

68/68

68/70

36/45

15.

50

50/65

48/48

48/52

60/60

16.

56

27/45

48/52

48/52

48/52

17.

56

52/52

45/45

45/50

62/60

18.

56

65/65

36/52

36/36

35/45

19.

56

65/65

48/52

48/52

62/70

20.

50

52/52

48/48

48/48

32/45


 

 

Сводная таблица результатов изучения образной креативности в контрольной группе.

Показатели креативности в Т - баллах

 

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

Сопротивление

замыканию

1.

50

52/60

48/50

32/42

42/42

2.

56

65/65

48/50

33/38

29/38

3.

56

52/60

70/70

68/68

50/50

4.

50

52/60

68/68

41/52

35/52

5.

56

46/46

70/75

68/68

41/41

6.

56

65/65

48/48

61/61

45/45

7.

31

52/60

70/70

56/56

33/38

8.

56

27/27

27/38

36/48

45/45

9.

56

65/65

70/70

70/70

70/70

10.

56

65/65

70/70

38/38

59/59

11.

50

52/52

48/48

38/38

57/57

12.

56

65/65

48/48

38/38

33/48

13.

56

52/52

65/65

33/42

57/57

14.

50

52/52

48/48

32/32

57/57

15.

56

65/65

48/52

68/68

56/56

16.

56

65/65

48/48

33/33

58/58

17.

56

65/65

48/48

38/38

58/58

18.

56

65/65

35/48

46/46

53/53

19.

56

65/65

48/48

33/33

46/46

20.

56

65/70

70/70

33/38

35/45

Информация о работе АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника