Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:44, дипломная работа
Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объект исследования - творческие способности младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6
1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14
1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25
Выводы по первой главе……………………………………………………33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35
2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………….….….56
Заключение…………………………………………………………………….58
Список используемых источников и литературы……………………
Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили Волшебные краски. Это краски для всех. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы испробуем наши Волшебные краски, и нарисуем нашу сказочную страну. Выбирайте себе материал, на котором будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и рисуйте то, что вы чувствуете».
Детям предлагается прессованный картон разного размера, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками.
«Какие прекрасные картины у нас получились! Они все такие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.
Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить Волшебные краски. Мы получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны. А теперь пришло время возвращаться. Наше волшебное кольцо поможет вернуться из волшебной страны домой».
Дети передают друг другу кольцо.
«Ну, вот мы и дома. Спасибо. До свидания».
ЗАНЯТИЕ 6. «СТРАНА ФАНТАЗИЯ»
Материалы:
Ход занятия:
«Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Сегодня мы поприветствуем, друг друга тихо, как капает дождик.
Ребята, что изменилось сегодня в нашей комнате? (Дети замечают, что большое зеркало закрыто тканью.) Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Кто пройдет через них, тот наделяется волшебной силой и сам может творить самые разные чудеса. Итак, я предлагаю отправиться в путь».
У зеркала детей встречает Страж сказочных ворот — кукла-марионетка. Она говорит детям: «Здравствуйте, мои маленькие странники! Вы стоите у ворот сказочной страны Фантазии. Но эти ворота не простые, а волшебные. Они заколдованы тремя задачами, которые вам необходимо решить. Справитесь с ними — ворота откроются.
Первая задача:
В одной сказочной стране есть огненная река, ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти огненную реку?
Вторая задача:
За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?
Третья задача:
Перед вами Чудо-Юдо зверь диковинный. Отгадайте, каких зверей он в себя спрятал?
Ну, молодцы! Теперь я вижу, что вас можно пустить в нашу страну».
Ткань падает с зеркала, дети по одному подходят и смотрятся в зеркало. Таким образом, осуществляется «переход» в сказочный мир.
«Вот мы и добрались. Посмотрите, в стране Фантазии нас встречает главная мастерица Королевского дворца, зовут ее Искорка (психолог показывает куклу, сделанную из пластикового стаканчика). Она очень рада вас видеть и приглашает познакомиться с жителями страны Фантазии. Давайте сейчас закроем глаза и представим, как выглядят жители этой страны. Представили? А теперь каждый из вас сможет сам создать одного из жителей этой чудесной страны и рассказать о нем. Создать жителей страны Фантазии вы сможете из материалов, которые находятся на этом столе».
Дети с помощью психолога изготавливают кукол из стаканчиков.
«Какие замечательные жители появились в стране Фантазии! Давайте познакомимся с ними поближе».
Дети по очереди заходят за импровизированную ширму и представляют своих кукол.
«Спасибо! А сейчас нам пора прощаться с жителями страны Фантазии и возвращаться домой. Но мы еще непременно сюда вернемся и встретимся с ее жителями».
Дети выходят из страны так же, как и входили.
«На этом наше занятие заканчивается. До свидания».
Процесс изготовления куклы из стаканчика
На листе плотного картона нарисовать голову куклы, шею и руки. Шея у всех кукол длинная — приблизительно 4,5 см и шириной 1—1,5 см. Когда голова с длинной шеей и руки вырезаны, изготавливаем туловище из пластикового стаканчика (150— 200 г). В донышке стаканчика прорезается прорезь так, чтобы можно было вставить шею. По бокам делаются две прорези для рук. Дополнительно можно сделать кукле костюм, украшения и т. д. Наконец в туловище вставляются голова и руки.
Готовая кукла, словно варежка, надевается на руку ребенка, и, двигая рукой, ребенок может такой куклой манипулировать.
«Спасибо вам, ребята, большое. Вы многое узнали, многому научились, и теперь эти знания помогут вам в дальнейшей жизни, а кольцо, которое вручил вам волшебник Всевед, будет помогать каждому в трудную минуту. И пусть его не будет рядом с вами, но стоит только вспомнить наше совместное путешествие и приключения, которые вы все вместе пережили, кольцо сразу наделит вас своей волшебной силой — силой понимания и доброты».
Приложение 2.
Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.
Классы |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
1 - 2 |
9,0 (1,2) |
7,5 (1,7) |
10,3 (2,9) |
22,4 (8,8) |
3 - 4 |
8,9 (1,6) |
7,6 (1,6) |
9,7 (3,6) |
31,7 (15,2) |
5 - 6 |
9,0 (2,1) |
6,8 (2,2) |
9,2 (4,1) |
30,4 (16,5) |
7 – 8 |
9,1 (1,8) |
7,4 (1,9) |
9,6 (3,6) |
31,8 (17,4) |
9 – 11 |
9,7 (0,7) |
8,1 (1,2) |
10,7 (3,3) |
40,4 (13,6) |
1 - 11 |
9,2 (1,4) |
7,6 (1,6) |
10,0 (3,4) |
31,3 (15,3) |
Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( - ) показателей образной креативности (Российская выборка).
Возраст |
Объем выборки |
Беглость |
Оригинальность |
Разработанность названий |
Сопротивление замыканию | ||||
М |
σ |
М |
σ |
М |
σ |
М |
σ | ||
6 – 7 лет |
97 |
21,0 |
7,3 |
15,9 |
11,0 |
9,2 |
5,3 |
5,6 |
3,5 |
8 – 9 лет |
81 |
20,3 |
6,6 |
12,6 |
7,6 |
4,7 |
1,9 |
7,7 |
3,6 |
10 лет |
54 |
22,6 |
6,5 |
17,8 |
9,0 |
9,4 |
3,6 |
7,8 |
4,1 |
11 – 12 лет |
190 |
21,5 |
8,2 |
14,6 |
9,5 |
7,6 |
3,3 |
8,6 |
3,8 |
13 – 15 лет |
184 |
22,0 |
8,8 |
13,9 |
7,1 |
7,7 |
3,0 |
9,4 |
3,7 |
Средние показатели дивергентного мышления.
Методика “Круги”.
Параметр |
Возраст, лет | |||
8 |
10 | |||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | |
гибкость |
З,6 |
3,6 |
4,3 |
4,6 |
беглость |
14,6 |
15,5 |
11,7 |
14,3 |
Средние значения дивергентной продуктивности.
Методика “Предложения”.
Возраст | ||
8 лет |
10 лет | |
Мальчики |
3,3 |
4,2 |
девочки |
4,0 |
5,2 |
Сводная таблица результатов изучения образной креативности в экспериментальной группе.
№ |
Показатели креативности в Т - баллах | ||||
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
Сопротивление замыканию | |
1. |
56 |
52/52 |
34/52 |
34/48 |
38/42 |
2. |
56 |
65/65 |
48/52 |
48/48 |
38/48 |
3. |
56 |
65/65 |
48/52 |
48/48 |
42/52 |
4. |
56 |
46/46 |
48/52 |
48/48 |
42/52 |
5. |
56 |
65/75 |
68/68 |
68/70 |
42/42 |
6. |
56 |
65/75 |
48/52 |
48/52 |
45/52 |
7. |
56 |
46//52 |
70/70 |
70/80 |
57/57 |
8. |
56 |
52/52 |
65/70 |
65/70 |
58/75 |
9. |
56 |
52/52 |
65/70 |
65/70 |
64/70 |
10. |
56 |
65/65 |
48/48 |
48/52 |
50/52 |
11. |
56 |
65/65 |
70/80 |
70/70 |
64/75 |
12. |
56 |
65/65 |
70/70 |
70/75 |
58/58 |
13. |
50 |
52/52 |
34/52 |
34/52 |
58/65 |
14. |
56 |
27/46 |
68/68 |
68/70 |
36/45 |
15. |
50 |
50/65 |
48/48 |
48/52 |
60/60 |
16. |
56 |
27/45 |
48/52 |
48/52 |
48/52 |
17. |
56 |
52/52 |
45/45 |
45/50 |
62/60 |
18. |
56 |
65/65 |
36/52 |
36/36 |
35/45 |
19. |
56 |
65/65 |
48/52 |
48/52 |
62/70 |
20. |
50 |
52/52 |
48/48 |
48/48 |
32/45 |
Сводная таблица результатов изучения образной креативности в контрольной группе.
№ |
Показатели креативности в Т - баллах | ||||
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность |
Сопротивление замыканию | |
1. |
50 |
52/60 |
48/50 |
32/42 |
42/42 |
2. |
56 |
65/65 |
48/50 |
33/38 |
29/38 |
3. |
56 |
52/60 |
70/70 |
68/68 |
50/50 |
4. |
50 |
52/60 |
68/68 |
41/52 |
35/52 |
5. |
56 |
46/46 |
70/75 |
68/68 |
41/41 |
6. |
56 |
65/65 |
48/48 |
61/61 |
45/45 |
7. |
31 |
52/60 |
70/70 |
56/56 |
33/38 |
8. |
56 |
27/27 |
27/38 |
36/48 |
45/45 |
9. |
56 |
65/65 |
70/70 |
70/70 |
70/70 |
10. |
56 |
65/65 |
70/70 |
38/38 |
59/59 |
11. |
50 |
52/52 |
48/48 |
38/38 |
57/57 |
12. |
56 |
65/65 |
48/48 |
38/38 |
33/48 |
13. |
56 |
52/52 |
65/65 |
33/42 |
57/57 |
14. |
50 |
52/52 |
48/48 |
32/32 |
57/57 |
15. |
56 |
65/65 |
48/52 |
68/68 |
56/56 |
16. |
56 |
65/65 |
48/48 |
33/33 |
58/58 |
17. |
56 |
65/65 |
48/48 |
38/38 |
58/58 |
18. |
56 |
65/65 |
35/48 |
46/46 |
53/53 |
19. |
56 |
65/65 |
48/48 |
33/33 |
46/46 |
20. |
56 |
65/70 |
70/70 |
33/38 |
35/45 |
Информация о работе АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника