Ценностно – смысловые ориентации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить ценностно – смысловые ориентации студентов.
Объект исследования – ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации у студентов.
Задачи работы:
1. Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
2. Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.

Файлы: 1 файл

проверенная курсовая .docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

Второй подход основывается на «сущностном признаке». Рассматривая мотивы и ЦО, прежде всего как результаты психического отражения предметно-практической деятельности субъекта, сторонники этого подхода выделяют разные сущностные основы ценностных и мотивационных компонентов сознания.

Активным сторонником первого подхода является американский социолог Т. Парсонс. Согласно ему значение «мотивационных ориентаций» состоит в том, что они непосредственно связывают ситуацию с деятелем. Механизм действия ЦО опосредован всем социально-культурным опытом индивида. «ЦО обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора. Это как бы ориентации второго порядка». Сходное представление о ЦО как о высшем уровне регуляции поведения высказывает философ и социолог А.Г. Здравомыслов.

Раскрывая особенности второго подхода, можно привести пример позиции социолога и философа И.М. Поповой: она различает ценности и ЦО. Ценности - обобщенные представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов, стереотипов общественного и индивидуального сознания, функционирующие как идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества. Когда же речь заходит об эмпирических исследованиях, то своеобразным заместителем выступают ЦО. Основу мотивации поведения составляют непосредственные нужды индивида. Мотивационные компоненты сознания, в отличие от ценностных, в большей мере опираются на подлинные потребности человека и характеризуются большей индивидуальностью, прагматичностью и действенностью.

Отношения же между когнитивными элементами сознания (знания, представления, нормы) и ценностными (социальные ценности, ценностные ориентации личности) не являются однозначными. Сошлемся на рассуждения Любимовой Т.Б. «Общее между ценностными и когнитивными элементами культуры то, что те и другие суть стандарты. Содержанием когнитивного стандарта или знания бывает какое-либо отношение между объектами или в объекте. Субъект как бы вынесен за скобки когнитивного стандарта: Ценностный стандарт меняет направление внимания выполняющего его деятеля; оно обращено уже не на отношения в объекте самом по себе, а на отношение объекта к субъекту. Ценность - это то, ради чего что-то происходит или делается. Отношения в объекте и между объектами здесь присутствуют лишь в той мере, в какой они могут быть существенными для действия. Они рассматриваются в их возможности быть включенными в цепи целей и средств».

Система ценностных ориентации, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

В научной литературе существует множество различных определений понятия "ценность". Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них.

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценностизначимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова Н.Ф.) ивторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)

Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия "ценность", "потребность", "цель", "норма", "ценностные ориентации" и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), (3) выделение структуры ценностей личности.

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентации и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность[1,с.56]. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые "встречаются" с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентации индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентации. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

1.2.    Характеристика молодежи как социально-психологической категории

 

Первое в послевоенный период достаточно научное определение молодежи мы встречаем у В. Т. Лисовского. «...Молодежь, — пишет он, — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей»[17,с.45].

В поисках углубления и конкретизации понятия «молодежь» предпринимались попытки сформировать определенные структуры ее признаков. Так, В.В. Павловский в системе признаков выделил один основной, определяющий другие: «...под социальной зрелостью следует понимать такое положение личности в системе общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и ответственность и выполняет вытекающие отсюда обязанности. Причем основным показателем и критерием, характеризующим социальную зрелость подрастающего поколения, является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии»[12,с.48]. 

С.Н. Иконникова пришла к следующим выводам: «Молодежь является социально-демографической группой, внутренне дифференцированной в соответствии с классовыми и другими признаками, включающей молодых людей от 14 до 30 лет; их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально-психологические свойства обусловлены характером социально-экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением. Несколько другой подход у И.М. Слепенкова «Молодежь, - писал он, - это социально-демографическая группа общества, которая характеризуется, во-первых, осуществлением деятельности, связанной с подготовкой и включением в самостоятельную жизнь при руководстве со стороны старших поколений (классов и их политических партий), и, во-вторых, социальной дифференциацией, соответствующей социально-классовому делению в обществе.»[5,с.63] Одним из достоинств приведенного определения следует признать указание на деятельность подрастающих поколений, которая, правда, интерпретируется здесь односторонне и не совсем точно.

Объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа.

Биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества.

Процесс присвоения природы и сущности.

Возрастные границы молодежи объективно обусловлены деятельностью периода ее развития, а возрастные градации в рамках этих границ – длительностью отдельных стадии развития».

Как видно из определений, общепринятые для российской действительности границы понятия «молодежь» определены в интервале от 13-14 до 29-30 лет. Естественно, целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивается на определенные временные этапы. Условно это: подростки – до 18 лет, молодежь - 18-24 лет, «молодые взрослые» - 25-30 лет.

Молодежь - это часть общества, составная часть его социально-классовой структуры, следовательно, на нее распространяются проблемы, характерные для нынешнего этапа развития общества. 

Молодежь – социально-демографическая группа, которая существует самостоятельно, для которой характерна особая роль в процессе воспроизводства общества, а значит специфическое место в системе общественных отношений. 

Молодежь - устойчивая социально-демографическая группа, выделяемая из совокупности возрастных характеристик, особенностей, социально-правового и экономического положения. Вопрос о возрастных границах молодежи, носит дискуссионный характер ввиду разных критериев, предполагаемых для установления нижнего и верхнего возрастного предела. Наиболее приемлемые возрастные границы молодежи, располагаются между 14 и 25 годами.

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. 

Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы размыты и подвижны, к молодежи причисляют в возрасте от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). 

Молодежь - социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологическим свойством, которое определяется уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Возрастные границы понятия "молодежь" лежат в интервале от 15 до 29 лет включительно.

Это значит, что молодежь как демографическая категория объединяет население в пределах 15-летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз.

Подростки до 18 лет - это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений. Как правило, они находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак.

Молодежь 18—24 лет объединяет молодых работников, студентов и молодых людей, завершающих или завершивших в основном профессиональную подготовку. Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте начинается активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Молодежь 25—29 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. На молодежный возраст приходится около 90% всех первых браков, к 30 годам в семье, как правило, рождены все запланированные дети. Для этого жизненного периода характерны высокая конфликтность молодых семей, распад браков, продолжающийся порой по нескольку лет, поиск нового партнера и повторное вступление в брак.

Названные возрастные категории молодежи следует выделять при рассмотрении различных социально-экономических, демографических и политических проблем, ибо младшая, средняя и старшая молодежные группы имеют свои специфические интересы, которые следует учитывать в молодежной и семейной политике. Например, молодежь младших возрастов как потребительская группа, отличается относительно низкими доходами и особой структурой материальных и духовных потребностей, что следует принимать во внимание при составлении социальных программ

Информация о работе Ценностно – смысловые ориентации студентов