Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 05:31, курсовая работа
Цель работы: изучить ценностно – смысловые ориентации студентов.
Объект исследования – ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации у студентов.
Задачи работы:
1. Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
2. Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.
В теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить».
Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.
В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Экзистенциальная фрустрация влечёт за собой ноогенный невроз. Как средство лечения данных видов неврозов В. Франклом был предложен метод «логотерапии». Центральной проблемой этого метода является проблема ответственности. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.
В теории Ю. Гендлина, постоянно изменяющиеся и взаимодействующие между собой смыслы выступают как элементы одного процесса переживания, к которому и сводится личность. «Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию. Вместе с тем смысл всегда включает в себя некоторые неявные аспекты, которые в данный момент не символизированы». По мнению Гендлина, решающим является само отношение между вербально символизированным смыслом и ощущением.
Он выделяет 4 типа отношений, в которых рождаются новые смыслы или же существующие смыслы получают новое символическое воплощение и обогащаются новым содержанием:
Отношения метафоры;
Отношения релевантности;
Отношения схватывания;
Отношения иносказания;
По мнению Гендлина, эти четыре функциональных отношения и обеспечивают непрерывную динамику смыслов, их развитие и обогащение в потоке переживания, который и есть личность.
В методологическом подходе
к личности идеи Л.С. Выготского предвосхищают
теоретические воззрения В. Франкла. Оба
они выдвигают идею «построения вершинной
психологии как оппозиции психологии
глубинной»[25].
В понимании места человека в мире С.Л.
Рубинштейн и В. Франкл также едины. По
словам Рубинштейна, «человек находится
внутри бытия, а не только бытиё внешне
сознанию». Франкл, в свою очередь, пишет,
что «не только мир существует в сознании...,
но и сознание существует в мире, содержится
в нём, сознание имеет место. Оба этих автора
выражают в этих тезисах представление
о неразрывном единстве человека и мира.
Позиции А.Н. Леонтьева также
перекликаются с позициями Франкла. Принцип
деятельности в работах представителей
экзистенциального направления сочетается
с принципом предметности. Предметная
направленность человека, творящего самого
себя в процессе свободной деятельности,
является связующей нитью между субъектом
и миром. По словам А.Н. Леонтьева, «личностные
смыслы, как и чувственная ткань сознания,
не имеют своего «индивидуального», своего
«не психического» существования. Если
внешняя чувствительность связывает в
сознании субъекта значения с реальностью
объективного мира, то личностный смысл
связывает с реальностью самой его жизни
в этом мире, с его мотивами. Личностный
смысл и создаёт пристрастность человеческого
сознания». То есть, личностные смыслы
всегда носят субъективный характер.
Личностный опыт, по мнению А.Н. Леонтьева,
- это всегда смысл чего-то. Воплощение
смысла в значениях – это отнюдь не автоматически
и одноместно происходящий процесс, а
психологически содержательный, глубоко
интимный процесс [16, 155]. И когда в отдельный
жизненных обстоятельствах индивид вынужден
выбирать, то это выбор не между значениями,
а между сталкивающимися общественными
позициями, которые посредством этих значений
выражаются и осознаются.
Постоянно воспроизводящее себя несовпадение личностных смыслов не может исчезнуть потому как они несут в себе интенциональность, пристрастность сознания субъекта и «равнодушных» к нему значений, посредством которых они только и могут себя выразить. Под интенциональностью в данном случае понимается первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений. Внутреннее движение развитой системы индивидуального сознания, по мнению А.Н. Леонтьева, создаётся смыслами. По его словам, за понятием личностный смысл скрывается одна из важнейших проблем – проблема системного психологического исследования личности.
Смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход был осуществлён именно в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.
Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объектные отношения между её компонентами, А.Н. Леонтьев показал, что смысл создаётся в результате отражения субъектом отношений, существующим между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, подчёркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности самооценка значениями, выражаясь через последние.
Д.С. Леонтьев вводит понятие «динамической смысловой системы» (ДСС), которую определяет как относительно устойчивую и автономную, иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых систем и функционирующую как единое целое. Конституирующая характеристика ДСС – её отдельность, невключённость в другие системы. Фактически ДСС – это то, чем была бы личность, если бы у неё была одна только всепоглощающая страсть, интерес, направленность, исключающая всё остальное, то есть личность, характеризующаяся «внутренне простым жизненным миром», по Ф.Е.Василюку. Отдельная ДСС несёт в себе сущностные характеристики личности как целого и может рассматриваться как полноценная единица её анализа. Обычно личность складывается из нескольких ДСС. От того, в какие ДСС входят те или иные смысловые структуры, зависит их вклад в регуляцию жизнедеятельности личности. Например, мотив самоутверждения у одного человека может быть включён в ДСС профессионального достижения, у другого – в ДСС успеха у другого пола, у третьего – в ДСС хобби, например, самодеятельного творчества, у четвёртого – в ДСС физического развития, а у пятого – венчать независимую, отдельную систему, включающую в себя, скажем, мотивацию профессионального успеха уже в качестве подчинённого момента. Различные ДСС не разделены жёсткими границами. Напротив, практически всегда ДСС пересекаются между собой и имеют общие области (подсистемы), которые можно считать относящимися и к той, и к другой ДСС. Например, подсистема, регулирующая сферу профессионального обучения, может входить одновременно в ДСС профессиональной деятельности и в ДСС познания, являясь областью их пересечения.
Структура ДСС, отражающих устойчивую иерархию отношений субъекта с миром, может проецироваться в сознание непосредственно – в форме самосознания, образа Я, - либо более опосредованно – в форме структур мировоззрения, которые также выполняют функцию самосознания субъекта, однако самосознания не изолированного индивида, а представителя человечества как родовой общности. Д.С. Леонтьев под мировоззрением понимает составную часть, точнее, ядро индивидуального образа мира, содержащую как представления о наиболее общих свойствах, связях и закономерностях, присущих предметам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей, так и представления о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека. На становление и развитие мировоззрения влияет оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, социокультурные схематизмы и особенности языка и других знаковых систем, через которые это знание преломляется, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несёт на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей, знания о мире образуют в нём сплав с убеждениями, не всегда отчётливыми представлениями и бессознательными схематизмами и стереотипами.
В мировоззрении личности следует различать 4 аспекта. Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связанное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связанным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознаваемым и в силу этого несущим в себе множество противоречий.
Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и на его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жёстким или мягким. Необходимо также различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентации личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентации, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
База исследования - ВУЗы города. В исследовании приняли участие 20 человек студентов и 20 человек работающей молодежи (салон «Азия-моторс»).
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
Тест разработан А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой и предназначен для экспресс-диагностики структуры мотивационно-потребностной сферы личности. ТЮФ позволяет быстро определить наиболее напряженные и фрустрированные потребности человека — источник его нервно-психического неблагополучия, а также выбрать адекватное направление психотерапевтического воздействия.
Тест представляет собой набор из 100 карточек с фразами и 10 карточек с темами.
Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Всего методика позволяет оценить мотивы 10 сфер:
ТЮФ применяется давно и успешно в самых разных областях приложения психологических знаний.
В данной работе тест использовался для определения наиболее напряженных и фрустрированных потребностей работников коммерческой фирмы.
Информация о работе Ценностно – смысловые ориентации студентов