Ценностно – смысловые ориентации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить ценностно – смысловые ориентации студентов.
Объект исследования – ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации у студентов.
Задачи работы:
1. Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
2. Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.

Файлы: 1 файл

проверенная курсовая .docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)

Особенности социализации молодежи

1.Включение молодежи  в общественную жизнь носит  двусторонний характер: молодежь  принимает социальные нормы и  тем самым сама обновляет общество, преобразует его и социальные  нормы, реализуя свой инновационный  потенциал. Молодежь не просто  приспосабливается к обществу, но  и становится субъектом социальной  деятельности. Нельзя социализацию  молодежи сводить только к  механическому «наложению на  молодежь» готовых социальных  норм, так как молодежь не столько  объект воздействия со стороны  общества, сколько активный субъект социальной жизни. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и воспроизводство общества, что способствует социальному развитию молодежи. Социальное развитие молодежи – изменение количественных и качественных характеристик в процессе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства. Критерием социального развития молодежи является степень влияния молодежи на сохранение общества как целостности. Анализируя процессы, происходящие в молодежной среде можно сделать вывод от низкой степени влияния молодежи на сохранение общества: тенденция оттока молодежи из сферы материального производства (промышленность, с/х); рост потребностей у молодежи.

2.Российское общество  – общество риска, главный признак  которого неопределенность, стремление  молодых к самореализации блокируется  ограниченными возможностями со  стороны общества (образование, труд, занятость).

3.Социальное положение  молодежи характеризуется как  неустойчивое, что обусловлено нарушением  прав молодых (незаконные увольнения, самоуправство работодателей). Невозможность  получить желаемое образование, хорошую работу порождает проблему  занятия определенной ступени  в современном обществе. Это порождает  ситуацию аномии, что обуславливает  отрицательную интеграцию молодежи  в российском обществе. 

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Понятию «молодежь» приписывается три значения: во–первых, это один из этапов жизненного цикла человека; во–вторых, это социальный статус определенный возрастом; и в–третьих, это понятие используется в значении молодежной субкультуры как независимого образования внутри господствующей культуры.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ними социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Во второй половине ХХ века раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности, дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их  последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.

Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости, переход от зависимости — к независимости и от безответственности — к ответственности, в границах от 11 до 28 – 30 лет.

Многие исследователи в области возрастной психологии выделяют такие периоды в молодости, как подростковый возраст и юность, но мнения о возрастных границах во многих случаях расходятся. Например, в 1965 году в СССР была создана группировка возрастов, охватывающая весь жизненный цикл, где подростковый возраст «начинался в 13 лет и длился до 16, а юность с 17 до 21 года; Д. Биррен предполагал, что юность длится от 12 до 17 лет, Д. Бромлей – от 11 до 21, Д. Векслер – 16 – 20 лет, В.В. Бунак – от 17 до 25 лет, а В.В. Гинзбург – от 16 до 24».

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого  опыта. Это не меняет принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества.

Е Омельченко в своей работе «Молодежные культуры и субкультуры» для определения понятие молодежи выделяет несколько категорий:

  • Возраст;

Люди определенного «молодого» возраста действительно могут быть отделены от других возрастных групп. В этом понятие можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и т. д. Каждый человек психологически воспринимает свой физический возраст по-разному. Если биологический возраст значит для человека нечто определенное, психологически же человек часто размывает эти физические границы как в одну, так и в другую сторону. Невероятные темпы развития компьютерной грамотности и «компьютеризации» населения также не могут не сказываться на процессах взросления. Существенным становится не сам по себе возраст, а его «качество». Новое качество возраста, которое приносит новое время, формирует новое состояние перехода от одного возраста к другому. Социальные аспекты сильно влияют на биологический возраст, но полностью его не определяют. Если принять за критерий создание молодым человеком своей семьи или рождение детей то границы молодости раздвинутся и в ту, и в другую стороны.

  • Зависимость;

С одной стороны, молодые люди достаточно зависимы, с другой — они уже взрослые, так как достигли определенной независимости. Именно отсюда их общее неудовольствие родителями и их постоянной опекой. В большинстве случаев молодые люди понимают, что по-прежнему зависимы от взрослых в смысле наличия у них собственных средств к существованию, возможности получения образования и т.д.

  • Семья;

Подросток изменяет форму той семьи, в которой растет: образ жизни, потребности всех членов семьи, формы социального поведения. А уход молодого человека из дома, в российских традициях, для ведения самостоятельной жизни, воспринимается как трагедия. Особенно заметно присутствие семьи в формировании этнической и гендерной идентификации подростков, в воспроизведении ими в своей молодежной культуре семейных ролей, в уровне патриархальности групповых ценностей, с которыми они идентифицируются. Культурный и этнический опыт, воспитательные традиции родительской семьи и более широкой семьи — «соседства» постоянно проявляются в разнообразных формах молодежных объединений и стилях.

  • Образование;

Второй крупный шаг к независимости делает подросток, когда уходит в школу, которая сопровождает процесс перехода ребенка во взрослость И этот уход в любом его варианте «дает» ребенку еще одного взрослого, который будет его теперь контролировать. С теми или иными нюансами все дети определенного возраста, если они здоровы, должны пойти в школу, независимо от социальных, статусных, властных и других различий, которые между ними существуют. Сама школьная жизнь меняется по мере того, как школьники растут и становятся взрослее. В основе школьной иерархии, позволяющей учителям, родителям и самим школьникам занимать те или иные позиции по отношению к значимым статусам, лежат ценности «успеха» и «путей его достижения». В зависимости от того, какие существуют критерии их оценки, выстраиваются формальные социальные позиции учеников, формируется отношение к ним. Вокруг этих социальных конструктов формируется мощная система образования и воспитания учеников, основанная на различных методиках, техниках и приемах, включающая в себя разные системы оценки того или иного уровня знания, поведения, темпов и качества продвижения и систему вознаграждений за результаты. Каждый уровень новой школьной идентификации поднимает молодого человека еще на одну ступеньку к взрослости, наполняет его жизнь новыми проблемами и противоречиями, которые и отталкивают, и притягивают разные варианты культурных выборов.

    • Работа;

Во многих культурах окончание школы знаменует собой «конец» молодости, переход во взрослую жизнь. Но не все подростки, оканчивая школу, начинают сразу работать. Во-первых, большая часть стремится к продолжению образования: высшего или специального. Во-вторых, существует проблема молодежной безработицы. И главной мишенью этой проблемы оказываются, прежде всего, выпускники средних школ. Молодые рабочие имеют более взрослый статус, чем школьники, но, тем не менее, они все равно еще находятся в переходе к взрослости. Частично это зависит от денег, молодым рабочим платят меньше, чем взрослым. Если они продолжают жить с родителями они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми. Кроме того, молодые рабочие оказываются не полностью взрослыми по отношению к своему рабочему месту: находятся под прямым контролем теперь уже взрослых рабочих, относиться с большим недоверием, что проявляется в более строгой внешней дисциплине.

    • Ответственность.

Часто, говоря о молодежи, употребляют понятие «безответственность», но это не совсем точно. Молодость — это время, когда молодой человек принимает на себя все новую и новую ответственность. С психологической точки зрения, именно в этот период подросток учится принимать на себя ответственность за то, что он делает, он учится ощущать вину за содеянное. Постепенно на него начинает ложиться все большая ответственность: за домашнюю работу, за то, как он проводит свое время в школе и вне ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьной иерархии, за поведение, за выбор друзей, за стиль, который, за успешность обучения и за много другое. Этот период английский ученый Стенли Холл назвал периодом «шторма и натиска», «бури и стресса». Постоянное ощущение своей отдельности, заброшенности; постоянное стремление к соединению с другими и постоянное желание отделиться от других — все эти моменты очень противоречивы, они подчас способны разорвать внутренний мир подростка на части.[5,с.106]

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что понятие «молодежь» многогранно, и может рассматриваться в разных контекстах жизни общества; ученые до сих пор не могут сойтись во мнении, когда же начинается молодость и когда она заканчивается, поэтому ее возрастные границы размыты, но помимо этого эти рамки могут раздвигаться в ту или иную сторону самим человеком, в зависимости от его психологического настроя, а так же и от общества в котором воспитывается молодой человек.

 

1.3.Понятие и виды ценностей и идеалов

 

В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес»[6,с.59].

Информация о работе Ценностно – смысловые ориентации студентов