Ценностно – смысловые ориентации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить ценностно – смысловые ориентации студентов.
Объект исследования – ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации у студентов.
Задачи работы:
1. Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
2. Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.

Файлы: 1 файл

проверенная курсовая .docx

— 243.65 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из данных, приведенных в таблице значимые различия обнаружены в выраженности всех исследуемых параметров удовлетворенности жизнью у участников.

Выше уже отмечалось, что в целом, работающие молодые  люди отмечают высокую степень удовлетворенности жизнью. Согласно же полученным данным, люди студенты неработающие, отличаются меньшей степенью удовлетворенности жизнью, нежели люди работающие.

Так как, используемая методика позволяет диагностировать 4 параметра удовлетворенности жизнью, один из которых является прямым (общая удовлетворенность) а три – обратным (неудовлетворенность деятельностью, астенический компонент и общая тревога).

В целом полученные данные подтверждают представления о том что работающие  чаще переживают ощущения неудовлетворенности собой, своим положением, и жизнью. А также могут быть связаны с возникновением различного рода депрессивных состояний, подавленности и апатии.

Все эти переживания, естественно, в той или иной степени могут быть связаны переоценкой ранее принятых решений и планов их соотнесением с требованиями настоящей действительности, особенно если они вступают в противоречие со сложившейся ситуацией, коренным образом с ней не совпадают.

Повышенный же уровень тревоги  у работающих   может быть связан с ситуацией неопределенности, в свою очередь, связанной с необходимостью переоценки собственных жизненных позиций. Его внутренний мир претерпевает изменения. Это нелегкий и, к сожалению, далеко не безболезненный процесс. Естественно предугадать результат происходящих изменений невозможно (в силу неосознанного характера, большинства из происходящих в данный период процессов), поэтому неопределенность в данный период может казаться глобальной и порождать чувство внутренней тревоги.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить некоторые тенденции, характеризующие различие в выраженности ценностных ориентаций (к которым в частности относятся жизненные цели и сферы) и удовлетворенности жизнью у работающей молодежи  и студентов.

 

 

2.3. Выводы

 

Таким образом, подводя итог исследованию различий в ценностных ориентациях и удовлетворенности жизнью студентов и работающей молодежи  можно отметить, что:

Ценностные  ориентации работающей молодежи  отличаются  от ценностных ориентаций  студентов. Работающая молодежь более реалистична, менее склонна к  креативности .Также  для   студентов  наиболее важными оказываются социальные проблемы и проблемы, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осуществленный анализ психологических исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет сделать ряд заключений:

- не существует единого, общепринятого  подхода к определению понятий  «ценность» и «ценностные ориентации»  в психологической науке в  целом или в какой-либо из  ее отраслей;

- одними исследователями акцентируется внимание на генетическом аспекте данных понятий, другими - на функциональном, третьими - на структурном;

- как в зарубежной, так и в отечественной психологии проблема таких ценностных ориентаций, как элемента диспозиционной системы, остается на периферии в связи с акцентуацией изучения социальной установки;

- практически все исследователи отмечают комплексность и сложность формирования таких ценностных ориентаций, как психологического явления.

- большинство исследователей психологических  аспектов формирования ценностных  ориентаций связывают формирование  их с влиянием на группы  членства больших социальных  групп, образованных первичными  коллективами;

- социально-психологические механизмы  формирования ценностных ориентаций  изучены недостаточно.

В связи с тем, что формирование ценностных ориентаций личности зависит от взаимодействия основного коллектива с группой членства, представляется важным вопрос о социально-психологической связи между малой группой и основным коллективом.

Вопрос о влиянии включенности малой группы членства в более широкую социальную среду на характер формирования ценностных ориентаций ее членов является частью более широкого вопроса о взаимодействии индивида и социальной среды. Процесс социализации личности в основном сводится к включению в ту или иную малую группу и через нее в определенный общественный институт, являющийся «транслятором» социального опыта и в котором личность приобщается к системе норм и ценностей. Таким социальным институтом в период ранней юности является в основном школа, а также оздоровительные и спортивные лагеря, учебные центры и т.д. С точки зрения социальной психологии особенно интересным здесь является вопрос о том, каким образом включение личности в различные социальные общности влияет на процесс социализации.

Важность данного вопроса связана с тем, что включенность человека в различные социальные общности, формирование у него непосредственной или опосредованной (через группу) включенности в те или иные социальные общности оказывается во многом важным условием воздействия на личность.

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.

Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.

Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке.

Ценности можно определить как концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы,), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта.

Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.

Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Необходимо обратить внимание на то, что в условиях отказа от старой ценностно-нормативной системы (социалистической) и декларирования новой (демократической) в обществе необходимо было последовательное создание соответствующей законодательной базы и государственной политики.

Поскольку этот процесс затянулся, общество оказалось в состоянии тотальной аномии. Аномия приводит к ухудшению морального состояния молодежи, тогда как именно моральное состояние является психологической основой формирования ценностно-нормативной системы.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы  о том, то:

Ценностные  ориентации работающей молодежи  отличаются  от ценностных ориентаций  неработающей молодежи. Работающая молодежь более реалистична, менее склонна к  креативности .Также  для   молодых работников  наиболее важными оказываются социальные проблемы и проблемы, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом.

Во время  исследования выявлены  некоторые интересные закономерности, косвенно относящиеся к теме данной работы, но представляющие  интерес  в плане проведения  отдельного изучения.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности 
    К.А. Абульханова-Славская. М.,2007.230с.
  2. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности/Е.П. Абдуллаева. Дисс. канд. психол. наук. - М.,1988.
  3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы В.С. Агееев. - М., 2008.130с.
  4. Адлер А. Понять природу человека/А.Адлер.М.,2007.с.75
  5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т/Б.Г. Ананьев. - М., 2006.230с.
  6. Анастази А. Психологическое тестирование/А. Анастази, С.Урбина. - М., Питер, 2003.290с.
  7. Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. - М.,2004.268с.
  8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/Л.М. Архангельский. — М., Знание.М.2007
  9. Безменова  И.К.   Ценностные   ориентации  студентов  //  Эл.   Публикация http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.ht
  10. Беккер Г. Современная социологическая теория/ Г. Беккер, А.Босков. - М.,2001. С. 113-157
  11. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности/Л.И. Божович. - М.,2001. - С.257-284.
  12. Братусь Б.С.Нравственное сознание  личности.М.206.с.110
  13. Буренина СЮ. Влияние денег на процессы социализации современную молодежь. — СПб, 2000. // Эл. Публикации
  14. Василюк В.Ф. Психология переживания/В.Ф.Буренина.М,2005 с
  15. Василюк М.Ф. Переживание и молитва/М.Ф. Василюк. М.,2006 с.84
  16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.- М., 1979
  17. Выготский Л.С. Избр. психологические исследования/Л.С. Выготский, М., 2006.с.115
  18. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Сопис, 2002, № 1, С. 96—105
  19. Гендлин Ю. Алхимия.М.,2006.с.58
  20. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,1984.
  21. Дуберман Ю.Е. Роль сплоченности малых групп в функционировании первичного коллектива. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М.,1973.
  22. Елизаров С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М.,1994.
  23. Залесский Г.Е. . Психологические вопросы формирования убеждений личности. М., 2002.с.26
  24. Залесский Г.Е. . Психологические вопросы формирования убеждений личности. М., 2002.с.46
  25. Здравомыслов А.Г. Теоретические и методологические проблемы изучения социальных интересов.М,2005.с.5
  26. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., Логос, 2003
  27. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ.С.Н. Ионникова.. Л.,2004
  28. Киршева Н.В., Психология личности. Тесты, опросники/Н.В. Кирчева, Н.В,Рябчикова. — М., Геликон, 1995
  29. Коломинский Я.Л. Человек: психология/Я.Л.Кломинский. —М., 1989
  30. Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание/И.Н.Кон. —М., 1984
  31. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителяИ.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989
  32. Кон И.С. Психология юношеского возраста/И.Н. Кон. - М.,2009.
  33. Лебедев Л.К. Влияние культурных потребностей на ценностные ориентации личности Л.К.Лебедев, Н.И.Кроневельд.// Мотивация жизнедеятельности студента. - М.,1971.
  34. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н.Леонтьев. - М.,2008.
  35. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени.Д.А.Леонтьев // Психологическое обозрение, № 1, 1998.с.14
  36. Леонтьев Д.А. Психология смысла/Д.А.Леонтьев. М.,2006  с.205
  37. Лисовский В. Т. Социология молодежиВ.Т. Лисовский. — СПб.:Санкт-Петербургский университет, 2006. — 361 с
  38. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания: Учебн. Пособие/Б.Т. Лихачев. — М., Просвещение, 1985
  39. Личко А.Е. Психиатрия. —Л., Медицина, 1979
  40. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии/Ю.А. Лунев. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1991.
  41. Общая психология (курс лекций) / Сост. Рогов Е.И. —М., 1995
  42. Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры./Е.Омельченко – М.: Институт социологии РАН, 2000. – С. 7 – 22.
  43. Павловский В.В.О типологии факторов духовного мира личности молодого человека В.В, Павловский. // Методологические проблемы исследования духовного мира личности. Красноярск, 2003.с.14
  44. Рокич М.Природа человеческих ценностей/М.Рокич.М.,2005.с.56
  45. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. М., 2003.560с.
  46. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации молодежи З.К. Селиванова.// Социс, 2001, № 2, С. 87—92
  47. Слепенков И.М. Сельская молодежьИ.М. Слепенков.М.,2001.120с.
  48. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – С. 173.
  49. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. – С. 30.
  50. Франкл В. Человека в поиска смысла/В.Франкл. М.,2006.с349
  51. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личностиН.И. Шевандин. — М., Владос, 2009.
  52. Шибутани Т.Социальная психология/Т.Шибутани. М.,2007  340с.
  53. Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и послеВ.А. Ядов./ Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 485 с.
  54. Яницкий, М.С. Ценностная структура массового сознания современной России (глава коллект. монографии)/М.С. Яницкий М.2007с.230с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методики исследования

 

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ

 

Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

Набор ТЮФ

  1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
  2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
  3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
  4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
  5. Без женщин жить нельзя на свете – тем более в темноте.
  6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего её вынуть.
  7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
  8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
  9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
  10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление жене.
  11. "Терпение и труд все перетрут", – напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
  12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить.
  13. Не брал за горло ни кого, кроме бутылки.
  14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
  15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
  1. И фиговый листок отпадает.
  1. Одежда! Мой компас земной, а удача – награда за смелость.
  2. He было ни гроша, и не будет!
  1. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице.
  1. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
  2. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит ты не настоящий карьерист.
  3. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
  4. Вылился в алкоголики.
  5. "Семь раз отмерь – один отрежь", – объяснял старый палач молодому.
  6. Брала от жизни все, что входило в моду.
  7. Деньги тем большее зло, чем их меньше.
  8. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.
  9. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.
  10. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
  11. Она шипела на мужа, как газированная вода.
  12. Я не пью больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьёт очень много.
  13. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.
  14. Дети – цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться.
  15. Не хлебом единым жив человек! – кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
  16. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин.
  17. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
  18. "Не легок этот писательский труд" – говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
  19. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
  20. Деньги есть деньги! В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой.
  21. Призвание хорошо, а звание лучше.
  22. Поэт шел в гору, но гора эта не была Парнасом.
  23. Стриптиз моды: макси, мини, миди, голый король.
  24. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.

Информация о работе Ценностно – смысловые ориентации студентов