Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 05:31, курсовая работа
Цель работы: изучить ценностно – смысловые ориентации студентов.
Объект исследования – ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации у студентов.
Задачи работы:
1. Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
2. Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.
Как видно из данных, приведенных в таблице значимые различия обнаружены в выраженности всех исследуемых параметров удовлетворенности жизнью у участников.
Выше уже отмечалось, что в целом, работающие молодые люди отмечают высокую степень удовлетворенности жизнью. Согласно же полученным данным, люди студенты неработающие, отличаются меньшей степенью удовлетворенности жизнью, нежели люди работающие.
Так как, используемая методика позволяет диагностировать 4 параметра удовлетворенности жизнью, один из которых является прямым (общая удовлетворенность) а три – обратным (неудовлетворенность деятельностью, астенический компонент и общая тревога).
В целом полученные данные подтверждают представления о том что работающие чаще переживают ощущения неудовлетворенности собой, своим положением, и жизнью. А также могут быть связаны с возникновением различного рода депрессивных состояний, подавленности и апатии.
Все эти переживания, естественно, в той или иной степени могут быть связаны переоценкой ранее принятых решений и планов их соотнесением с требованиями настоящей действительности, особенно если они вступают в противоречие со сложившейся ситуацией, коренным образом с ней не совпадают.
Повышенный же уровень тревоги у работающих может быть связан с ситуацией неопределенности, в свою очередь, связанной с необходимостью переоценки собственных жизненных позиций. Его внутренний мир претерпевает изменения. Это нелегкий и, к сожалению, далеко не безболезненный процесс. Естественно предугадать результат происходящих изменений невозможно (в силу неосознанного характера, большинства из происходящих в данный период процессов), поэтому неопределенность в данный период может казаться глобальной и порождать чувство внутренней тревоги.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить некоторые тенденции, характеризующие различие в выраженности ценностных ориентаций (к которым в частности относятся жизненные цели и сферы) и удовлетворенности жизнью у работающей молодежи и студентов.
Таким образом, подводя итог исследованию различий в ценностных ориентациях и удовлетворенности жизнью студентов и работающей молодежи можно отметить, что:
Ценностные ориентации работающей молодежи отличаются от ценностных ориентаций студентов. Работающая молодежь более реалистична, менее склонна к креативности .Также для студентов наиболее важными оказываются социальные проблемы и проблемы, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом.
Осуществленный анализ психологических исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет сделать ряд заключений:
- не существует единого, общепринятого
подхода к определению понятий
«ценность» и «ценностные
- одними исследователями акцентируется внимание на генетическом аспекте данных понятий, другими - на функциональном, третьими - на структурном;
- как в зарубежной, так и в отечественной психологии проблема таких ценностных ориентаций, как элемента диспозиционной системы, остается на периферии в связи с акцентуацией изучения социальной установки;
- практически все исследователи отмечают комплексность и сложность формирования таких ценностных ориентаций, как психологического явления.
- большинство исследователей
- социально-психологические
В связи с тем, что формирование ценностных ориентаций личности зависит от взаимодействия основного коллектива с группой членства, представляется важным вопрос о социально-психологической связи между малой группой и основным коллективом.
Вопрос о влиянии включенности малой группы членства в более широкую социальную среду на характер формирования ценностных ориентаций ее членов является частью более широкого вопроса о взаимодействии индивида и социальной среды. Процесс социализации личности в основном сводится к включению в ту или иную малую группу и через нее в определенный общественный институт, являющийся «транслятором» социального опыта и в котором личность приобщается к системе норм и ценностей. Таким социальным институтом в период ранней юности является в основном школа, а также оздоровительные и спортивные лагеря, учебные центры и т.д. С точки зрения социальной психологии особенно интересным здесь является вопрос о том, каким образом включение личности в различные социальные общности влияет на процесс социализации.
Важность данного вопроса связана с тем, что включенность человека в различные социальные общности, формирование у него непосредственной или опосредованной (через группу) включенности в те или иные социальные общности оказывается во многом важным условием воздействия на личность.
Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее.
Социокультурная среда выступает мощным формирующим элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке.
Ценности можно определить как концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы,), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта.
Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".
Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.
Следует отметить то, что молодым нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.
Необходимо обратить внимание на то, что в условиях отказа от старой ценностно-нормативной системы (социалистической) и декларирования новой (демократической) в обществе необходимо было последовательное создание соответствующей законодательной базы и государственной политики.
Поскольку этот процесс затянулся, общество оказалось в состоянии тотальной аномии. Аномия приводит к ухудшению морального состояния молодежи, тогда как именно моральное состояние является психологической основой формирования ценностно-нормативной системы.
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, то:
Ценностные ориентации работающей молодежи отличаются от ценностных ориентаций неработающей молодежи. Работающая молодежь более реалистична, менее склонна к креативности .Также для молодых работников наиболее важными оказываются социальные проблемы и проблемы, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом.
Во время исследования выявлены некоторые интересные закономерности, косвенно относящиеся к теме данной работы, но представляющие интерес в плане проведения отдельного изучения.
Методики исследования
ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ
Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).
Набор ТЮФ
Информация о работе Ценностно – смысловые ориентации студентов