Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 05:31, курсовая работа
Цель работы: изучить ценностно – смысловые ориентации студентов.
Объект исследования – ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования – ценностно-смысловые ориентации у студентов.
Задачи работы:
1. Теоретически проанализировать проблему ценностных ориентаций в психологии.
2. Дать характеристику ценностных ориентаций молодежи.
«ОТЕЦ» - Опросник терминальных ценностей. Личностный Опросник. Предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека.
Шкалы:
Собственный престиж
Высокое материальное положение
Креативность
Активные социальные контакты
Развитие себя
Достижения
Духовное удовлетворение
Сохранение собственной индивидуальности
Сфера профессиональной жизни
Сфера обучения
Сфера семейной жизни
Сфера общественной жизни
Сфера увлечений
САТ – самоактуализационный тест. Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет), психически здоровых людей. Тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает 2 суждения ценностного или поведенческого характера.
СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) разработан лабораторией социально-психологической адаптации личности при кафедре социальной психологии Южно-Уральского государственного университета (2001г.), прошёл полную психометрическую проверку на валидность и надёжность.
Опросник «УДЖ» направлен на выявление субъективного чувства удовлетворённости жизнью. Опросник включает 46 утверждений, которые отражают такие параметры, как общее эмоциональное состояние, реализация планов, внутренняя активность, ощущение стабильности жизни и окружающего мира, ожидания от будущего и др.
Испытуемый должен оценить предлагаемые утверждения по пятибалльной шкале, в зависимости от того насколько часто в последнее время для него характерны указанные в тексте мысли, чувства, состояния. (Используемая шкала: 1 – почти никогда; 2 – редко; 3 – периодически; 4 – достаточно часто; 5 – постоянно).
В общей структуре опросника УДЖ выделены четыре фактора, один из которых описывает общую удовлетворенность, а три остальных – разные составляющие неудовлетворенности жизнью:
Фактор 1 (F1) – общая удовлетворенность, показывает наличие и выраженность таких позитивных состояний как внутреннее спокойствие, радость, активность, доверие к миру и т.п.
Фактор 2 (F2) – неудовлетворенность деятельностью и реализацией, данный фактор связан с ощущениями отсутствия результатов деятельности, невозможности реализации планов, а также с отсутствием перспектив.
Фактор 3 (F3) – апатия, показывает выраженность у человека астенических состояний – усталости, истощения, а также апатии, пассивности и т.п.
Фактор 4 (F4) – общая тревога, связан с переживаниями неуверенности, недоверия к миру, боязни наступления неблагоприятных событий и страха перед будущим в целом.
Указанные факторы находят свою интерпретацию, как отражение глобального мироотношения в системе «Я – жизнь». Результаты опросника «УДЖ» могут рассматриваться как показатель адаптированности по внутреннему критерию в рамках исследования общей адаптации к жизни.
В ходе исследования определялась порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны. Для этого использовалась методика «Тест юмористических фраз». Этот тест использовался для определения наиболее напряженных и фрустрированных потребностей работников коммерческой фирмы.
Результаты диагностики представлены в приложении 1 .
При анализе результатов исследования проводился расчет средних арифметических по выборке. Согласно средним тенденциям в исследуемой группе был построен график, на котором отразилась порядковая структура мотивационных тенденций (рисунок 1.).
Согласно представленным на рисунке 1. данным доминирующими в структуре мотивационных тенденций сотрудников коммерческой фирмы оказались такие темы как «межполовые отношения» и «социальные проблемы». Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее напряженными и фрустрированными оказались потребности связанные с взаимоотношениями с противоположным полом и проблемами общества в целом. Источником нервно-психического неблагополучия оказались неудовлетворенность сексуальной жизнью и общественным устройством.
Рис. 1.-Мотивационно-потребностный профиль личности студента
Очевидно, что напряженность, связанную с темой общественного устройства, можно объяснить той спецификой социальной ситуации, которая сложилась в стране. Массовые увольнения и неспособность властей справиться с растущей безработицей, снижение уровня заработных плат на производстве, необходимость вынужденных отпусков за свой счет приводит к росту фрустрации связанной с оценкой общества в целом и его проблем.
На втором месте по степени фрустрированности в структуре мотивационно-потребностной сферы студентов оказались потребности, связанные с человеческой глупостью, карьерой и пагубными привычками.
Эти данные свидетельствуют о стремлении участников исследования снять напряжение, избавиться от чувства вины, стыда, достичь высокого положения, которым они стремятся компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности. Они стремятся к истине, самоутверждению и обладанию истинным знанием. Для них нет барьеров и условностей в общении. Они положительно относятся к работе с людьми.
Особое стремление к поиску истинны, вероятно связано с попытками найти причины сложившейся ситуации. Без анализа причин невозможно выработать адекватный план разрешения проблемы, выхода из кризиса. Поэтому высокая степень напряжения, связанная со сферой «человеческая глупость», отражает конструктивную позицию работников коммерческих структур. Таким образом, в особом стремлении к истине можно усмотреть необходимость поиска выхода из ситуации, ее разрешения.
Таблица 1 Иерархия мотивационных тенденций |
| ||
Тема |
Среднее значение по группе (студенты) |
Среднее значение по группе (рабочие) | |
агрессия-самозащита |
4,52 |
5,6 | |
бездарность |
8,57 |
7,45 | |
мода |
8,88 |
12,5 | |
семейные неурядицы |
9,40 |
13,4 | |
деньги |
10,12 |
13,5 | |
пагубные привычки |
10,77 |
5,67 | |
карьера |
10,80 |
12,4 | |
человеческая глупость |
11,17 |
8,9 | |
социальные проблемы |
12,77 |
15,5 | |
межполовые отношения |
13,18 |
12,5 |
С другой стороны особая значимость истины и ее поиска может быть спровоцирована чувством несправедливости. Это чувство возникает, когда рушатся планы человека, резко снижаются его доходы, когда его сокращают и т.д. Эта тенденция подтверждается высоким уровнем напряжения в карьерной сфере. Нестабильность производства и коммерческой сферы приводит к тому, что у сотрудников коммерческих фирм карьерные притязания оказываются фрустрированными.
Вероятно, в приверженности пагубным привычкам отражается необходимость избавиться от внутреннего напряжения, а отсутствие или стесненность в средствах приводит к фрустрации данной потребности.
На третьем месте по уровню фрустрированности оказались потребности, связанные с темой «деньги». Эти потребности отражают стремление личности компенсировать материальным благополучием внутреннюю неполноту, попытку связывать оценку самого себя как человека с уровнем доходов. Такие тенденции кажутся очевидными в настоящее время.
Интересным кажется тот факт, что деньги как сфера эмоционального напряжения, оказалась не самой фрустрированной у студентов. Второстепенными для студентов оказались потребности, связанные со сферами: семенных неурядиц, бездарностью, модой и агрессией-самозащитой.
Таким образом, для молодых сотрудников автосалона наиболее важными оказываются социальные проблемы и проблемы, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом.
Также рамках исследования проводилась диагностика уровня самоактуализации личности. Проводился анализ данных по двум основным шкалам опросника САТ (теста самоактуализации).
Данные, характеризующие компетентность во времени и степень независимости ценностей, а также поведения человека от воздействия извне (основные шкалы методики САТ) у участников исследования из разных групп представлены на рисунке 3.
Таким образом, согласно приведенным данным, можно отметить наличие различий в выраженности таких ценностей как креативность и достижения, а также в ценности сферы увлечений.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на особую ценность креативности, которая выражается в стремление человека к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, стремлении избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь.
При этом, естественно человек хочет построить уникальную судьбу, не похожую на судьбы большинства, стремиться избегать стереотипов. Ведь с позиции человека ситуация кажется ему уникальной, не похожей на ситуации других людей, он сам кажется себе в связи с этим совершенно особенным, его судьба уникальна.
В целом тенденция к повышению ценности креативности казалось бы должна благоприятствовать деятельности.
Таблица 2
Значимость различий в жизненных целях у студентов и работающих
исследуемые параметры |
Среднее значение | |
Студенты |
Работающие | |
собственный престиж |
6,79 |
5,67 |
высокое материальное положение |
8,08 |
7,60 |
креативность |
6,50 |
5,20 |
активные социальные контакты |
6,00 |
5,60 |
развитие себя |
6,29 |
5,60 |
достижения |
7,92 |
6,80 |
духовное удовлетворение |
4,79 |
4,73 |
сохранение собственной индивидуальности |
6,42 |
6,20 |
сфера профессиональной жизни |
6,04 |
5,27 |
сфера обучения и образования |
6,50 |
5,93 |
сфера семейной жизни |
7,50 |
6,20 |
сфера общественной жизни |
7,33 |
6,60 |
сфера увлечений |
7,13 |
5,80 |
Помимо анализа жизненных целей респондентов, принимавших участие в исследовании, изучались и особенности их удовлетворенности жизнью. В таблице 3. приведены результаты сравнения выраженности различных параметров удовлетворенности жизнью.
Таблица 3
Значимость различий в степени удовлетворенности жизнью
исследуемые параметры |
среднее значение | |
Студенты |
Рабочие | |
общая удовлетворённость |
47,04 |
54,47 |
неудовлетворённость деятельностью и реализацией |
32,67 |
23,80 |
астенический компонент, пассивность |
29,79 |
25,00 |
общая тревога |
33,17 |
25,20 |
общий балл по всему опроснику |
51,13 |
80,47 |
Информация о работе Ценностно – смысловые ориентации студентов