Чувство вины при формировании ответственности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:47, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – рассмотреть значение переживания чувства вины при формировании ответственности личности.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) осуществить теоретический обзор понятия «чувства вины» и его функций;
2) изучить вопросы, связанные с формированием ответственности личности;
3) выявить особенности переживания чувства вины.

Файлы: 1 файл

чувство вины.docx

— 112.63 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воспитания нравственной личности, несмотря на ее долгую историю, остается  по-прежнему  актуальной.  Социальная  ситуация  в  современном  обществе такова,  что  система  ценностей  и  нормативов  изменчива  и  неустойчива.  Мораль  и нравственность  зачастую  воспринимаются  через  призму  ценностей  общества потребления.  Перестройка  ценностного  сознания  становится  актуальной  проблемой современных  отечественных  и  зарубежных  исследований.  Особое  внимание  в  области  исследований морально-ценностной  сферы  занимает  эмоциональный  аспект. 

Проблема   моральной  саморегуляции  личности  –  одна  из  сложнейших  в теоретической  и  практической  психологии.  В исследовании  морального  развития  личности  большинство  авторов  делает  акцент  на когнитивном  аспекте  усвоения  моральных  норм  и  правил.  Изучение  роли  эмоций  представлено  достаточно ограниченным  числом  работ.  Между  тем,  моральные  чувства   и  эмоции,  определяя степень присвоения ребенком нравственных норм и правил, обеспечивают их переход в  личностные  ценности. 

Традиционно  основной  линией  исследования  морального  развития  в современной  психологии  считают  изучение  развития  морального  мышления (когнитивный  подход).  Сегодня  инновационное  решение  проблемы  морального развития  предлагает  интегративный  подход,  где  Я-Моральное оказывается  в  фокусе  исследований.  Я-Моральное  –  это  системное  представление личности  о  себе  как  о субъекте  морального  действия,  которое  регулирует  моральное  поведение  субъекта.  В структуре  Я-Морального  можно  выделить  когнитивный  компонент,  выступающий как  моральная  самооценка,  и  эмоциональный  компонент,  который  включает отношение  к  себе  как  к  субъекту  морального  действия.

Мы  полагаем,  что  исследование  роли  эмоций позволит  выявить  недостаточно  исследованную  до  сих  пор  связь  между когнитивными  и  эмоциональными  сторонами  в  моральном  развитии,  понять,  каким образом «только  знаемые»  моральные  нормы  становятся  нормами «реально действующими». 

В  ряде  последних  исследований  было  показано,  что  воспитание  через  чувства оказывает огромное  позитивное  воздействие  на  моральное  развитие человека.  

Чувство  вины,  согласно  исследованиям  некоторых  авторов, наряду  с  эмпатией  является  моральной  эмоцией «высшего  порядка».

Достаточно  долгое  время  чувство  вины  изучалось  лишь  в  русле  психоанализа  и только  несколько  десятилетий   назад   стало  предметом  исследования  и  в  других психологических  школах.  Проделанный  нами  поиск  работ,  исследовавших  роль чувства вины в процессе морального развития, показал, что в зарубежной психологии это направление начало активно развиваться около пятидесяти лет назад.  В отечественной психологии   фундаментальные  исследования,  посвященные  роли  чувства  вины  в моральном  развитии,  фактически  отсутствуют.  Отметим  также,  что  в  отечественной психологической  школе  генезис,  роль  и  функции  чувства  вины,  а  также  связь переживания  чувства  вины  со  становлением  Я-Морального  практически  не рассматривались.

Значение  и  роль  чувства  вины  в  моральном  развитии  личности признается  многими  исследователями,  однако,  проблема  функций  и  роли  чувства вины в современной психологии остается недостаточно изученной. 

Цель нашей работы – рассмотреть значение  переживания  чувства  вины  при формировании ответственности личности.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

1)  осуществить  теоретический  обзор  понятия «чувства вины» и его функций;

2) изучить вопросы, связанные с формированием ответственности личности;

3)  выявить особенности переживания чувства вины.

1. Чувство вины  в процессе развития личности.

Согласно теории Фрейда, развитие совести и вины во многом зависит от того, какой способ разрешения эдипова комплекса избирает человек в процессе формирования суперэго. Теоретики экзистенциализма утверждают, что каждый человек обречен на переживание вины уже потому, что не может реализовать всех возможностей, дарованных ему природой. В своей критике экзистенциального понимания вины Ханна обвинил экзистенциалистов в том, что они пытаются свести воедино переживание вины и само бытие человека.

 

 

Понятие вины  подразумевает  нарушение  запретов  или  норм,  изначально  установленных внешним  образом,  а  также  вина  предполагает  наличие  таких  качеств  как ответственность,  стремление  к   справедливости.  Однако,  возникает  вопрос,  в  чем заключается суть понятия чувство вины, что переживает человек, испытывая вину, в чем психологический смысл вины. Данный вопрос необходимо рассматривать в исторической перспективе, начиная с работ З.Фрейда. Чтобы объяснить чувство вины Фрейд  говорит  о  тревоге  моральной,  социальной,  тревоге  отчуждения,  страхе кастрации.  Согласно  Фрейду  чувство  вины  возникает  только  при  появлении инстанции  Сверх-Я  на  фаллической  стадии.  Фрейд  выделяет  два  уровня  чувства вины: сознательный уровень – эмоция и бессознательный уровень –  тревога. С точки зрения  Фрейда,  нормальное  сознательное  чувство  вины  основывается  на  состоянии напряжения  между  Я  и  Идеалом-Я  и  выражает  осуждение  Я  со  стороны  своей критической  составляющей.  Неосознанное  же  чувство  вины  будет  так  или  иначе связано с невротическими расстройствами.

Согласно  психоанализу,  между  виной  и  стыдом  существует  внутреннее отличие. Вина имеет отношение к закону, порядку, долгу. Вина часто бессознательна.

Стыд  связан  с  телом,  с  сексуальностью,  с  чувством  отвращения.  Стыд  всегда сознателен. Стыд указывает субъекту на его недостатки видимые другими, это чувство слабости,  потери  собственного  достоинства  в  глазах  других. 

Благодаря психоанализу за чувством вины закрепилась недобрая слава. Долгие годы именно  в  чувстве  вины  видели  причину  неврозов, некоторых  видов  психозов  и депрессивных  расстройств.  Но  в  конце  60-х  начале  70-х  годов  исследования, проведенные  в  русле  когнитивной  психологии,  изменило  взгляд  на  природу  и процессы, порождаемые чувством вины.

В  частности,  были  отмечены  некоторые  позитивные  аспекты  чувства  вины. Например, более сильное переживание чувства вины связано с меньшим проявлением рассизма  и  ксенофобии;  учащиеся,  склонные  испытывать  чувства  вины,  показывают больший  коэффициент  успеваемости;  юноши  и  девушки,  склонные переживать  чувство  вины,  реже  меняют  сексуальных  партнеров,  их  половая  жизнь более  упорядочена   и  др.  Если  в  психоанализе  вина  понимается негативно  как  дезадаптивная  эмоция,  то  в  англо-американской  психологии  чувство вины,  скорее  наоборот,  играет  позитивную  роль,  помогая  адаптации  человека  в обществе.  Вина  мотивирует просоциальное  поведение,  толкая  субъекта  на  попытки  загладить  свою  вину, возместить  нанесенный  ущерб,  утешить  пострадавшую  сторону. Также  в  рамках  когнитивной  теории  были  получены  доказательства  в  пользу более  раннего  возникновения  чувства  вины,  чем  это  утверждается  в  классической психоаналитической теории.

Некоторые исследователи развивают  положение  о  том,  что  чувство  вины  возникает  на основе  эмпатического  переживания «я  –  причина  страдания  другого»,  причем  это переживание  может  возникать   в  довольно  раннем  возрасте.  Исходя из этого можно получить следующее определение  чувства  вины:  межличностное  чувство  вины,  основанное  на  эмпатии, - это интенсивное, неприятное переживание отсутствия уважения к себе, возникающее в  результате  эмпатийного  сопереживания   субъекту,  оказавшемуся  в  стрессовой ситуации,  в  сочетании  с  осознанием  того,  что  причиной  этой  стрессовой  ситуации является  сам  сопереживающий.  Э.Хиггинс  определяет  чувство вины как сильную эмоцию, которая может характеризоваться переживанием тревоги, беспокойства, напряжением, озабоченностью, угрозой, предчувствием опасности или беды. Межличностная  природа чувства вины была изучена в ряде исследований  американских  авторов.

Исследования,  направленные  на  изучение  времени  возникновения  чувства вины,  показали,  что  переживание  чувства  вины  впервые  возникает  довольно  рано,  в конце первого  -  начале  второго  года  жизни.

В целом было показано, что женщины чаще и интенсивнее переживают чувство вины.  Так  в  ряде  исследований  было  установлено,  что  эмоциональные расстройства, связанные с переживанием чувства вины (депрессия, анорексия и т.п.), чаще  встречаются  у  женщин,  чем  у  мужчин. Способности,  развитие  которых  обусловлено  чувством  вины (академическая  успеваемость,  заботливость),  также  с  большей  очевидностью наблюдаются  у  женщин,  чем  у  мужчин.  В противоположность  этому,  агрессивное  и  криминогенное  поведение,  часто ассоциируемое  с  отсутствием  чувства  вины,  в  меньшей  степени  характерно  для женщин, по сравнению  с  мужчинами. Женщины чаще, чем  мужчины  упоминают  о  переживании  чувства  вины  в  контексте  межличностных отношений,  при  описании  семейного  взаимодействия.  Также,  было  отмечено,  что девушки чаще, чем  юноши, указывают родителей в качестве источника переживания чувства  вины.  Для  женщин  характерна  более  глубокая рефлексия  по  поводу  неправильного  действия.

Воспитательные  стратегии,  стимулирующие  развитие  чувства  вины, рассматриваются американскими авторами в 3 измерениях – моделирование, эмоции, дисциплина.  Ребенок  моделирует  и  имитирует просоциальное  поведение  родителей.

Готовые  прийти  на  помощь,  эмпатийные,  участливые  родители,  уважающие  законы общества  и  выражающие  чувство  вины  в  тех  случаях,  когда  они  нарушают гармоничные  взаимоотношения,  являются  позитивной  моделью  для  ребенка.  Также, принимающие, теплые детско-родительские отношения  - залог дальнейших здоровых отношений  ребенка  с  другими  людьми.  Кроме  того,  было  показано,  что  надежная привязанность  облегчает  развитие  помогающего  поведения  у  детей.

Существуют  два  типа  чувства  вины - чувство  вины  как  предиспозиция и хроническое  чувство  вины.  Первый  тип  является  адаптивным  и  мотивирует просоциальное  поведение,  второй  тип  является  дезадаптивным  и  чаще  связан  с психическими или психосоматическими расстройствами.

Чувство  вины  как  предиспозиция  -  это  отрицательное эмоциональное  переживание,  возникающее  у  субъекта  в  ответ  на  нарушение  норм или  правил,  или  вследствие  нанесения  вреда  или  ущерба  другому  лицу;  данное переживание  мотивирует  просоциальное  поведение  и  свидетельствует  об  особой значимости для субъекта нарушенных норм и правил  и их интериоризации. Диспозиция (или предиспозиция) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В отечественной психологии термин диспозиция используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

Проделанный  теоретический  обзор  позволяет  нам  выделить  следующие функции чувства вины как предиспозиции:

1.  Чувство  вины  выполняет  мотивационную  функцию  и  побуждает  просоциальное поведение. 

2.  Чувство  вины  удерживает  субъекта  от  действий,  способных  нанести  вред другому.

3.  Чувство вины помогает  устанавливать равноправные отношения  в группе.

4.  Чувство вины служит  индикатором усвоения моральных  норм и правил.

5.  Чувство  вины  может  быть  использовано  как  средство    манипуляции субъектом со стороны  другого лица.

Существенную  роль  в   формировании  моральной  саморегуляции  личности  на основе  переживания  чувства  вины  играет  Я-концепция (образ  Я)  и  самооценка личности.  Как  показывают  исследования   С.Г.  Якобсон  (1985),  уже  дети  старшего дошкольного  возраста  способны  действовать  в  ситуации  морального  выбора (раздел игрушек между  собой  и  товарищами)  на  основе  соотношения  самооценок  по  поводу реального  и  воображаемого  соблюдения  –  нарушения  норм.  При  этом  регулятивная функция  образа  Я  определяется  и  его  содержанием.  В  содержании  Я  –  реального соблюдение  нормы  должно  быть  представлено  как  достоинство  личности,  а  ее нарушение  –  как  несвойственный  субъекту  недостаток.  А.А.Реан  считает,  что  связь  моральных  норм  и  образа  Я  может  быть выражена  следующими  положениями: 

1.Основным  психологическим  фактором моральной  саморегуляции  является  самосознание. 

2.  Моральное  поведение  определяется  той  формой  самосознания,  которая  характеризуется  расслоением  целостного  образа  Я  на  Я-реальное  и  Я-потенциальное. 

3.Мотивом,  побуждающим  человека  соблюдать  социальные  нормы,  является  стремление  сохранить  исходный положительный  образ себя.

4.Образ Я определяет  моральное поведение ребенка, если  имеет  структуру,  содержащую  Я-реальное  и  Я-потенциальное,  при  которой компонентом  Я-реального  является  одобряемое  ребенком  соблюдение  определенной нормы, а нарушение этой нормы входит в содержание Я-потенциального негативного. 

Для  исследования  проблемы  моральной  саморегуляции  мы  считаем продуктивным ввести понятие «моральная идентичность». Моральная идентичность – это  комплексное  представление  личности  о  себе,  как  носителе  определенных моральных принципов и ценностей, осознанно принятых субъектом и определяющих для него личностный смысл поступка.

Как  отмечал  Д.Б.  Эльконин  (1969): «Весь  подростковый  период  проходит  под знаком  решения  задач  на  установление  взаимоотношений  со  сверстниками  и взрослыми, которые соответствовали бы усваиваемым морально-этическим нормам…

Решение этих задач происходит при ориентации не только на качества другого лица, но,  и  это  главное,  на  свои  собственные  качества.  Развитие  ориентации  в  себе…, прежде  всего  в  качествах  морально-этических  и  составляет  содержание  развития самосознания в этот период».

Сущностной  чертой  интеллектуального  развития  в  подростковом  возрасте является   становление  формальных   операций,  характеризующихся  как  гипотетико-дедуктивная  логика  с  исследованием  возможностей  объектов  и   экспериментальным анализом (Дж.Флейвелл, 1967). Ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение, в ходе которой подросток решает основные задачи развития.  

Важную роль в развитии морального сознания  в подростковом возрасте играет развитие  Я-концепции  в  целом.  В  диссертационном  исследовании    Демидова  Д.Н. (2000)  показано,  что  важнейшую  функцию  в  формировании  Я-  концепции  в подростковом  возрасте  играет  образ  Я-идеальное.  Было  обнаружено,  что соотношение  образов  Я-реальное  и  Я-идеальное  является  одним  из  важнейших механизмов саморегуляции в подростковом возрасте. Соотнесение Я-реального и Я-идеального  происходит  не  только  на  основе  чисто  логического  сопоставления образов,  но  и  на  основе  антиципации  эмоционального  переживания,  которым становится чувство вины. 

Информация о работе Чувство вины при формировании ответственности личности