Чувство вины при формировании ответственности личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:47, реферат
Описание работы
Цель нашей работы – рассмотреть значение переживания чувства вины при формировании ответственности личности. Для достижения цели были решены следующие задачи: 1) осуществить теоретический обзор понятия «чувства вины» и его функций; 2) изучить вопросы, связанные с формированием ответственности личности; 3) выявить особенности переживания чувства вины.
Исследования Уайтинга и Чайлда,
ряд работ других авторов (Benedict, 1934; Mead,
1956; lzard, 1971) были предприняты для того,
чтобы доказать и объяснить общечеловеческий
характер феноменов стыда и вины. Было
обнаружено, что представители некоторых
культур более склонны к переживаниям
стыда, в то время как другие - к переживаниям
вины. Бенедикт (Benedict, 1946) говорит о культурах
стыда и культурах вины. В учебнике по
детской психологии Джонсона и Мединнуса
(Johnson, Medinnus, 1965) высказывается предположение
о том, что горожане-американцы все менее
склонны к переживаниям вины, все чаще
место этих переживаний занимают переживания
стыда. В качестве возможных причин этого
процесса авторы называют следующие:
- все большее влияние
психоанализа и психотерапии, указывающих
на опасности, которыми чреваты переживания
вины;
- революционные изменения,
потрясающие самые основы американской
культуры, в результате которых
ценности родителей становятся
неприемлемыми для их детей, нравственные
и этические стандарты подрастающего
поколения формируются под сильным
влиянием сверстников.
Отмечая тенденцию к отказу
от переживаний вины, которой подвержена
современная американская культура, Джонсон
и Мединнус высказывают мнение о том, что
эффективность переживания стыда в процессах
социального регулирования в малых сообществах
значительно выше, чем в обществе громоздком
и разнородном, каким им представляются
Соединенные Штаты. С точки зрения психологии
стыда и вины мнение авторов выглядит
достаточно убедительным. Как уже отмечалось
выше, переживание стыда, как правило,
связано с присутствием другого человека,
причем человека эмоционально значимого
для индивида. В таком случае очевидно,
что переживание стыда более эффективно
может регулировать взаимоотношения между
членами небольшой группы, где <каждый
знает каждого>. Человек в современном
урбанистическом обществе принадлежит
ко множеству социальных групп, он имеет
право на выбор группы и на анонимность.
Поэтому все более актуальной становится
необходимость обучаться навыкам социального
самоконтроля, который возможен только
на основе принятия стандартов родителей,
только на основе зрелой совести и способности
к переживанию вины.
Веру в Бога и религиозное воспитание
принято считать одной из важнейших предпосылок
совестливости и способности к переживанию
вины. Верующие люди часто отмечают особую
роль, которую играет религиозное воспитание
в процессах формирования зрелой совести,
в усвоении специфических источников
переживания вины. Некоторые аспекты поведения
верующих людей непосредственно определяются
религиозными ценностями и нормами. И
все-таки можно сказать, что формирование
совести и порогов переживания вины даже
у крайне религиозных людей определяется
не только религиозным воспитанием, но
и более общими факторами, такими как нравственность,
этические нормы и присущее данной культуре
понимание <что такое хорошо и что такое
плохо>.
Лондон, Шульман и Блэк (London,
Schulman, Black, рукопись без даты) изучали связь
между переживанием вины и религиозными
убеждениями. В ходе исследования было
обнаружено, что выборка испытуемых не
соответствует специфике поставленной
проблемы: мужчины и женщины давали существенно
отличающиеся ответы на вопросы, а выборки
религиозных групп не были сбалансированы
по половому признаку. Независимо от исповедуемой
религии мужчины гораздо реже, чем женщины,
говорили о переживании вины. Было обнаружено
статистически значимое (р < 0,05), хотя
и не очень существенное различие в уровне
личностной вины - иудеи продемонстрировали
несколько более -высокие значения по
этому показателю, чем протестанты. Авторы
пришли к выводу, что религия, исповедуемая
индивидом, не оказывает существенного
влияния на характер переживания им вины,
в данном случае, более значимым фактором
оказывается пол испытуемого. Авторы не
раз возвращались к поднятой ими проблематике.
Например, они обнаружили, что религиозные
убеждения человека не влияют на то, насколько
пагубно влияет переживание вины на его
личность, насколько часто оно приводит
к психопатологической симптоматике.
Кац и Зиглер (Katz, Ziegler, 1967) заявили,
что становление способности к переживанию
вины находится в тесной связи с развитием
способности к тонким когнитивным суждениям
и с общим созреванием личности. Это мнение
согласуется с ранее представленными
теоретическими концепциями взаимоотношений,
связывающих личную и социальную ответственность,
с концепциями развития ответственности.
Авторы опросили 120 школьников пятых, восьмых
и одиннадцатых классов. Предлагаемые
обследуемым вопросы были направлены
на обнаружение и измерение степени рассогласования
реального <Я>, социального <Я> и
идеального <Я>. Результаты исследования
показали, что степень рассогласования
реальной и идеальной Я-кон-цепции непосредственно
связаны с возрастом испытуемого и с его
коэффициентом интеллекта. Опираясь на
результаты своего исследования, авторы
заявляют, что ни вина, ни тревога не заслуживают
того, чтобы их заведомо относить к вредоносным
элементам <психического хозяйства>
индивида. Исследователи обращают особое
внимание на тот факт, что развитие индивида
вызывает все большее рассогласование
между его реальным и идеальным <Я>.
По их мнению, с возрастом человек обретает
способность к когнитивной дифференциации
и к самоумалению, которые и становятся
предпосылками развития способности к
переживанию вины. Как заявляют авторы,
данные исследования, проведенного ими,
вынуждают их стоять на своем и снова и
снова повторять - все большее рассогласование
между реальной и идеальной Я-концепциями
и все более развитая способность к переживанию
вины определяют зрелость личности. Зрелый
человек предъявляет к себе больше требований
и, таким образом, более склонен к переживанию
вины.
Николас (Nicholas, 1966) провел в чем-то
сходное исследование, результаты которого
могут подтвердить выводы о существовании
тесной взаимосвязи между виной и Я-концепцией.
Автор вскрыл неожиданный интересный
аспект этого сложного комплекса эмоционально-личностной
динамики. В результате исследования Николаса
была обнаружена значимая отрицательная
корреляция между показателем вины и показателем
самопринятия. Автор делает вывод, что,
если говорить о некой <норме>, то переживание
вины не влияет на процесс личностной
адаптации. Этим заявлением он вступает
в полемику с выводами более раннего исследования,
проведенного Роджерсом (Rogers, 1959) и его
коллегами, которые показали, что высокое
рассогласование реальной и идеальной
Я-концепций, сопровождающееся низким
уровнем самопринятия, можно считать показателем
нарушения личностной адаптивности.
Нельзя сказать, чтобы исследование
Роджерса и его коллег, так же как и любое
из исследований, рассмотренных выше,
противоречило представлению о том, что
личностная ответственность и социально-эмоциональная
зрелость обусловлены становлением определенного
порога переживания вины. Излишне сильное
или неотступное переживание вины, связанное
с предельно низким порогом этой эмоции,
могут стать причиной серьезных психологических
заболеваний, фактором дезадап-тации.
К этому же выводу пришла Фенайс (Fenyes, 1967).
Ее исследование наглядно продемонстрировало
существование тесной связи между способностью
к нравственным суждениям и частотой немотивированного
самоосуждения. Кроме того, с помощью проективных
методов исследования она обнаружила,
что склонность учитывать чужое мнение
напрямую связана со склонностью принимать
на себя вину за страдания других людей.
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПЕРЕЖИВАНИЮ
ВИНЫ
Лучший способ противостоять
переживанию вины - жить в ладу со своей
совестью. Однако если однажды вы обнаружите,
что какое-то из принятых вами правил слишком
часто заставляет вас испытывать вину,
нет ничего зазорного в том, чтобы пересмотреть
его. Существует ряд важнейших правил
поведения, которым мы обязаны следовать
- правила, которые требуют от нас уважения
к другим людям, к их правам и личной свободе.
Но ведь могло случиться так, что вы усвоили
или приняли чрезмерно жесткие правила
поведения, которые мешают жить вам и нисколько
не содействуют благополучию окружающих
вас людей.
Если вы обидите кого-либо и
почувствуете вину, вы в то же время ощутите,
что ваш проступок встал преградой между
вами и вашим другом, что он мешает нормальному
общению между вами или даже делает его
невозможным. Для того чтобы противостоять
переживанию вины, вы обязательно попытаетесь
таким образом выстроить свое поведение,
чтобы ваш друг вновь поверил вам, чтобы
восстановились прежние доверительные
отношения между вами. Взаимное доверие
необходимо для того, чтобы взаимоотношения
между людьми приносили им удовольствие
и радость, и чем более близкими становятся
отношения, тем большей степени доверительности
они требуют. Вина - это ноша, которую человек
должен нести сам, но в то же время это
и его долг перед другими людьми. До тех
пор пока вы не преодолеете вину, пока
не исправите ситуацию и не восстановите
прежней доверительности отношений, вы
будете ощущать это и как личную беду и
как крах ваших отношений с другими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вина, в соответствии с теорией
дифференциальных эмоций, играет ключевую
роль в процессе развития личной и социальной
ответственности, в процессе становления
совести. Существование неких фундаментальных,
присущих каждому человеку, источников
вины неоспоримо, однако совесть как психический
феномен представляет собой скорее комплекс
аффективно-когнитивных структур, формирующихся
под воздействием родительских требований
и предписаний разнообразных социальных
институтов. Аффективно-когнитивные структуры
совести становятся мотивом и регулятором
нравственного поведения. Главной предпосылкой
развития личной и социальной ответственности
является вина, но проявления альтруизма,
существенного компонента социальной
ответственности, как правило, сопровождаются
переживанием положительных эмоций, и
именно они становятся основной движущей
силой высшей формы поведения – поведения
этического, или нравственного.
Стыд и вина часто идут рука
об руку. Большинство психологов сходятся
во мнении о том, что стыд предполагает
возможность реального или воображаемого
наказания, исходящего от окружающих людей,
в то время как переживание вины – результат
самонаказания, что, однако, не исключает
участия внешних воздействий. Человек
испытывает вину вследствие нарушения
неких, принятых им этических, моральных
или религиозных стандартов. Несмотря
на то, что ряд этических предписаний имеет
под собой эволюционно-биологическую
основу, необходимо подчеркнуть, что конкретные
способы применения этических, моральных
и религиозных кодексов ребенок постигает
при помощи механизма идентификации с
родителями и другими людьми, при помощи
механизмов имитации или моделирования,
пробуждения сочувствия, под воздействием
других форм социального научения.
Эмоциональная экспрессия,
сопровождающая переживание вины, не столь
выразительна, как экспрессия, присущая
другим эмоциям. Испытывая вину, человек
низко склоняет голову или прячет глаза.
Переживание вины сопровождается
гложущим ощущением собственной неправоты
по отношению к другому человеку или к
самому себе. В эмоциональном профиле
для ситуаций вины обнаруживаются относительно
высокие показатели эмоций печали и страха.
Эмоция страха очень часто переживается
одновременно с эмоцией вины, вероятно,
именно этим можно объяснить тот факт,
что многие теоретики отказываются проводить
четкую грань между эмоциями страха и
вины. Для переживания вины характерны
высокая степень напряжения, умеренная
импульсивность и снижение уверенности
в себе.
Вина – важнейший фактор формирования
социальной ответственности, она становится
непреодолимым барьером на пути немотивированной
сексуальной и враждебной агрессии. Развитие
вины и становление совести – важнейшие
этапы психологического созревания личности.
Чрезмерная склонность к самообвинениям
или, наоборот, недостатки развития совести
могут привести к дезадаптации или даже
к психопатологии. Ряд авторов утверждает,
что чрезмерная склонность к самообвинениям
может стать причиной обсессивно-компульсивных
расстройств и даже параноидной шизофрении.
Разнообразные способы решения
проблемы источников вины, предложенные
приверженцами теории научения, стали
значительным вкладом в наше понимание
совести и морали. Предложенные ими концепции
подчеркивают роль различных форм социального
научения в процессе интернализации вины.
Большинство авторов сходятся во мнении,
что эмоциональная привязанность ребенка
к своим родителям является лучшим базисом
для становления зрелой совести и формирования
адекватных порогов переживания вины.
Теоретическая аргументация авторов,
подкрепленная целым рядом эмпирических
исследований, заставляет нас согласиться
с тем, что прямой дорогой к желанному
результату - к становлению зрелой совести
и формированию адекватных порогов переживания
вины - может стать разумное сочетание
разнообразных воспитательных воздействий,
в числе которых необходимо отметить угрозу
лишения одобрения и любви, пробуждение
сочувствия, научение осознанию собственной
роли в огорчении другого человека.
1 Философия: Энциклопедический
словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией
А.А. Ивина. 2004.
2 Философский энциклопедический
словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
3 Национальная психологическая энциклопедия.
[Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://vocabulary.ru/. Дата обращения: 30.03.2013 года