Чувство вины при формировании ответственности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:47, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – рассмотреть значение переживания чувства вины при формировании ответственности личности.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) осуществить теоретический обзор понятия «чувства вины» и его функций;
2) изучить вопросы, связанные с формированием ответственности личности;
3) выявить особенности переживания чувства вины.

Файлы: 1 файл

чувство вины.docx

— 112.63 Кб (Скачать файл)

социальным  взрослым,  по  сравнению  с  подростками,  в  отношении  которых

  22

используются  другие  стили  воспитания. «Неэффективный»  в  отношении

социализации  стиль  воспитания  сочетает  в  себе  позитивно-автономный  стиль

воспитания  матери  и  автономно-позитивный  стиль  воспитания  отца.  Подростки,  в

отношении  которых  используется  этот  стиль  воспитания,  менее  интенсивно

переживают чувство вины  по сравнению с подростками из «эффективного» кластера

(ИП  общий),  и  в  контексте  общения  со  взрослыми  по  сравнению  подростками  из

«эффективно-позитивного» и «позитивно-автономного» кластеров. 

3.  Исследование  связи  Я  –  Морального  и  интенсивности  переживания  чувства 

вины.

  Я-Моральным мы называем комплексное представление личности о себе как о

субъекте  морального  действия (А.Блэйзи,  D.K.Lapsley,  D.Narváez,  L.P.Nucci),

регулирующее  моральное  поведение.  В  структуре  Я  -  Морального  можно  выделить

когнитивный  компонент   -  моральную  самооценку  и  эмоциональный  компонент  -

отношение к себе как к субъекту морального действия.

На  основе  кластерного  анализа  средних   значений  Я  -  реального,  Я  –

отраженного  и  Я  –  идеального  нами  было  выделено  2  кластера.  В  первый  кластер

вошли  подростки  со  средним  уровнем  самооценки  (16,6%)  ,  во  второй-  с  высоким

уровнем  самооценки  моральных  качеств  (83,4%).  Интересно,  что  большинство

обследованных  нами  подростков (две  трети  выборки)  характеризуются  высоким

уровнем  самооценки  моральных  качеств.  Интенсивность  переживания  вины   у

подростков  со  средним  уровнем  моральной  самооценки  значимо  ниже,  чем  у

подростков,  обладающих  высоким  уровнем  самооценки  во  всех  контекстах

взаимодействия. 

Таблица № 1

   Различия в интенсивности  переживания чувства вины у  подростков с разным

уровнем самооценки ( 1-ый и 2-ой кластеры) по критерию Манна-Уинтни 

 

ИП

общий

ИП «Подросток

– Родитель»

ИП 

«Подросток-Одноклассник»

ИП

«Подросток-Сверстник»

ИП

«Подросток-Учитель»

Значимость

различий   ,000  ,010  ,020  ,000  ,000

 Еще  одним  подтверждением  выдвинутой  нами  гипотезы  о  связи  моральной 

самооценки  и  интенсивности  переживания  вины  стал  факт  корреляционной  связи

между  указанными  переменными (критерий  Пирсона,  р=0,05).  Такую  значимую

положительную  связь  удалось  обнаружить  практически  между  всеми  шкалами  и

  23

параметрами  моральной  самооценки  и   всеми  показателями  интенсивности

переживания чувства вины.

4.  Исследование  связи  самоотношения  и  интенсивности  переживания  чувства

вины

Обнаружена  отрицательная  корреляция  интенсивности  переживания  чувства

вины  с такими шкалами как «открытость», «самоуверенность», «самопривязанность»

и  положительная  корреляция  со  шкалами «внутренняя  конфликтность»  и

«самообвинение».  Отметим,  что  такие  корреляции (критерий  Пирсона,  р=0,01)

найдены  только  для  контекста  общения   с  одноклассниками/сверстниками,  то  есть  в

контексте ведущей деятельности подростка. Шкала «открытость» выражает открытое

или  закрытое  отношение  к  себе,  готовность  признать  свои  недостатки,  умение  быть

честным  перед  собой.  Высокие   показатели  по  шкале «самоуверенность»

свидетельствует  о  наличии  ощущения  силы  собственного  Я,  наличии  высокого

уровня  самоуважения.  Высокие  показатели  по  шкале «самопривязанность» 

свидетельствуют  о  ригидности  Я-концепции,  консервативной  самодостаточности,

отрицании возможности и желательности развития собственного "Я" (даже в лучшую

сторону).  Шкала «внутренняя  конфликтность»  отражает  наличие  у  субъекта

внутренних  противоречий,  тенденции  к  глубокой  рефлексии  и  даже  некоему

«самокопанию».  Субъекты  с  высоким  баллом  по  этой  шкале  часто  отличаются

тревожно-депрессивными  состояниями,  они  недовольны  наличной  ситуацией,  их

отношение  к  себе  амбивалентно.  Шкала «Самообвинение»  отражает

чувствительность  субъекта  ко  всему,  происходящему  внутри  его  эмоциональной

сферы,  особенно  того,  что  переживается  негативно.  Высокие  показатели  по  этой

шкале  свидетельствуют  о  наличии  тенденции  к  самонаказанию,  частых  тревожных

состояний  у  субъекта.   Таким  образом,  по-видимому,  высокая  интенсивность 

переживания  чувства  вины  связана  с  неудовлетворенностью  собой,  потребностью

меняться,  сомнением  относительно  правильности  своих  действий,   наличием

интенсивного внутреннего диалога, тенденцией к самообвинению. Отметим,  что все

перечисленное характерно для подростков на этапе поиска личностной идентичности. 

5.  Исследование  связи  интенсивности  переживания  чувства  вины  и  морального

мышления

Связь  интенсивности  переживания  чувства  вины  и  морального  мышления 

представлена  на   гистограмме  средних  стадий  морального  мышления  отдельно  для

  24

кластеров  («Контекстные», «Несензитивные», «Чувствительные»),  выделенных  в

зависимости от интенсивности переживания чувства вины.

Рис. 3                             Сравнение стадий морального мышления в зависимости

                                    от интенсивности переживания  чувства вины (гистограмма)

0

0.5

1

1.5

2

2.5

3

3.5

4

4.5

Контекстные

Несензитивные

Чувствительные

Обоснование

выбора героя.

Катя

Собственный

выбор. Катя

Обоснование

выбора героя.

Андрей

Собственный

выбор. Андрей

стадия

морального

мышления

 

   Статистический  анализ  показал,  что  значимые  различия  существуют  только 

между кластером «Несензитивные» и «Чувствительные»  по параметру «Обоснование 

выбора  героя.  Дилемма «Андрей».  Уровень  моральных  суждений «Чувствительных»

значимо ниже, чем уровень моральных суждений «Несензитивных»  (t= 2,279, df= 40,

p=  0,  028).   Остальные  различия  существуют  на  уровне  тенденций.  Так,

«Контекстные»  во  всех  ситуациях,  кроме  ситуации «Оценка  выбора  героя.  Дилемма

«Андрей»»  склонны  выносить  суждения,  относящиеся  к  более  высокой  стадии,  чем

подростки  из  двух  других  кластеров.  В  дилемме «Андрей» «Несензитивные»,  в

отличие  от  подростков  из  двух  других  кластеров,  оценивая  поступок  героя,

высказывают  суждения,  относящиеся  к  более  высокой  стадии,  чем  при

осуществлении собственного выбора в данной дилемме. 

   Итак, существенных  значимых различий по параметру  «моральное мышление» 

в  зависимости  от   интенсивности  переживания  чувства   вины  нами  обнаружено  не

было,  что  свидетельствует  о  более  сложной  связи  между  уровнем  морального

мышления,  определяемого  на  основании  суждений  в  гипотетической  моральной

дилемме,  и  чувством  вины.  Видимо,  рассуждения  по  поводу  нарушения  норм  не

всегда связаны у подростков с эмоциональными переживаниями. 

  25

6. Исследование связи  моральной самооценки, интенсивности  переживания 

чувства вины  и уровня морального развития.

Исходя  из  предположения  о  том,  что  основным  регулятором  морального

поведения выступают  как моральная самооценка, так  и интенсивность переживания

чувства  вины,  мы  попытались  учесть  оба  компонента  с  целью  исследования  их

совместного  влияния  на  моральное  мышление  и  характер  решения  моральных

дилемм. 

Кластерный анализ, с учетом показателей  интенсивности переживания чувства

вины,  и  моральной  самооценки  позволил  выделить  три  кластера.  В  первый  кластер,

обозначенный  нами  «Индифферентные»  вошли  подростки  со  средним  уровнем

моральной самооценки  и низким уровнем переживания чувства вины при нарушении

моральных  норм  (25  %).  Второй  кластер,  названный  нами  «Морализаторы»,

составили  подростки  с  высокой  моральной  самооценкой,  но   средним  или  умеренно

низким  уровнем  интенсивности  переживания  чувства  вины  (41,7%).  Подростки  этой

группы  знают  нормы  и  ориентированы  в  системе  просоциальных  ценностей,  что

подтверждается  их  моральными  суждениями,  но  вопрос  об  эмоциональной

значимости  системы  моральных  норм  остается  открытым.  В  третий  кластер  вошли

33,3%  подростков.  Для  них  характерны  высокий  уровень  моральной  самооценки  и

высокая  интенсивность  переживания  чувства  вины.  Этот  тип  мы  будем  называть

«Совестливые».  Интенсивность  переживания  чувства  вины  при  нарушении

моральных  норм  указывает  на  их  значимость  для  подростка.  Анализ  значимых

различий  по  шкалам «МИС»  обнаружил  существенные  различия  между  тремя

выделенными   группами  по  характеру  самоотношения.  Так, «Индифферентные»

отличаются  от «Морализаторов»  по  шкале «Отраженное  самоотношение»  (t=  -2,358,

df=  61,  p=  0,  022),  полагая,  что  окружающие  не  очень  высокого  мнения  об  их

качествах.  Для «Индифферентных»  характерна  меньшая  внутренняя  конфликтность,

чем  для  подростков  из  группы «Совестливых»  (t=  -2,092,  df=  55,  p=  0,  041).

«Морализаторы»  и «Совестливые»  отличаются  по  целому  ряду  показателей

самоотношения (критерий  Стьюдента,  p<  0,05),  а  именно  по  шкалам

«Самоуверенность», «Самоценность», «Самопринятие», «Внутренняя

конфликтность», «Самообвинение». 

Соотношение  стадий  развития  морального  мышления  в  решении  каждой  дилеммы

для каждого кластера представлено на рис. 4:

  26

Рис.4.

        Уровень  морального мышления в группах, отличающихся по уровню 

моральной самооценки и интенсивности переживания чувства вины

 

0

0.5

1

1.5

2

2.5

3

3.5

4

4.5

5

Индифферентные

Морализаторы

Совестливые

Обоснование выбора

героя. Катя

Собственный выбор.

Катя

Обоснование выбора

героя. Андрей

Собственный выбор.

Андрей

стадия морального мышления

 

   Можно  видеть,  что «Морализаторы»,   отличающиеся  высоким  уровнем

самооценки  в  сочетании  со  средним  или  умеренно  низким  уровнем  переживания

чувства  вины,  демонстрируют  более  высокий  уровень  моральных  суждений  во  всех

ситуациях, чем подростки из двух других кластеров. 

Значимые  различия  при  оценке  уровня  морального  мышления  нам  удалось

обнаружить  между «Индифферентными»   и «Морализаторами»  в  ситуации

собственного выбора в дилемме «Катя» (t= -2,233, df= 49, p= 0, 03). «Морализаторы»

демонстрировали  более  высокий  уровень  моральных  суждений  в  данной  ситуации.

Между  другими  кластерами  значимых  различий  по  уровню  морального  мышления

обнаружено  не  было,  однако,  можно  говорить,  что  они  существуют  на  уровне

тенденций.

Анализ  связи  морального  мышления  с  моральной  самооценкой  и

интенсивностью  переживания  чувства  вины  позволяет  утверждать,  что  моральное

мышление  в  большей  степени  связано  с   уровнем  моральной  самооценки,  чем  с

интенсивностью переживания чувства вины. 

Таким  образом,  на  основании  сопоставления  показателей  уровня  моральной

самооценки  и  интенсивности  переживания  чувства  вины  можно  выделить  три  типа

Я-  Морального: «Индифферентные», «Морализаторы», «Совестливые». 

  27

«Индифферентные»  подростки  отличаются  низкой  внутренней  конфликтностью  и

полагают,  что  окружающие  невысокого  мнения  об  их  моральных  качествах.

«Морализаторы»,  отличаются  большей  уверенностью  в  себе,  большей  степенью

принятия  себя  и  вместе  с  тем  некоторой  ригидностью,  что  выражается  в  низкой

потребности  меняться,  а  также  более  низкой  тенденцией  к  самообвинению  и

внутренней конфликтности, чем «Совестливые» подростки.  

Третья  глава  посвящена  исследованию  особенностей  переживания  чувства

вины делинквентными подростками. 

7. Интенсивность переживания  вины делинквентными подростками.

Статистический  анализ  распределения  интенсивности  переживания  чувства

вины  в  зависимости  от  контекста  взаимодействия  показал,  что  наиболее  интенсивно

делинквентные  подростки  переживают  чувство  вины   в  контексте  взаимодействия 

«Подросток – Сверстник» (ИП = 3,08). Меньшая интенсивность переживания чувства

вины обнаружена в контексте взаимодействия «Подросток – Родитель» и «Подросток-Одноклассник»  (ИП  =  2,76  и  ИП  =  2,80  соответственно)  и,    наименьшая  -     при

нарушении норм в контексте взаимодействия с учителем (ИП = 2,18).

Количественные  данные  не  позволили  нам  сделать  обобщений,  касающихся

связи  стиля  семейного  воспитания  и  интенсивности  переживания  чувства  вины  у

делинквентных  юношей.  Однако  на  основании  анализа  результатов  мы  можем

утверждать,  что  даже  в  отношении  делинквентных  подростков  и  юношей

Информация о работе Чувство вины при формировании ответственности личности