Чувство вины при формировании ответственности личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:47, реферат
Описание работы
Цель нашей работы – рассмотреть значение переживания чувства вины при формировании ответственности личности. Для достижения цели были решены следующие задачи: 1) осуществить теоретический обзор понятия «чувства вины» и его функций; 2) изучить вопросы, связанные с формированием ответственности личности; 3) выявить особенности переживания чувства вины.
Другим фактором существенно
влияющим на готовность индивида принять
на себя ответственность является предсказуемость
и осознанность им самим возможных последствий
своей активности. Подтверждение справедливости
данного тезиса было получено, в частности,
в эксперименте, проведенном в 1979 г. группой
психологов в Принстонском университете.
Экспериментаторы предложили студентам
«...записать на пленку выступления в поддержку
увеличения количества учащихся в группах
первого курса в два раза. (Это была неприятная
перспектива для учащихся, так как Принстон
имеет репутацию небольшого элитного
колледжа). Некоторым студентам сказали,
что их выступление, возможно, попадет
на рассмотрение членов приемной комиссии,
которая занимается этим вопросом (предсказанные
последствия); другим было сказано, что
выступления будут переданы неким группам,
но группы не были названы (предсказуемые
последствия). А другим ничего не сказали
о каком-либо дальнейшем использовании
их речей (непредсказуемые последствия).
После того, как выступления были записаны,
всем сказали, что их контрустановочные
речи будут переданы в приемную комиссию....
Как предсказанные, так и предсказуемые
последствия вызвали изменение установки
в направлении речи участника. Только
в случае непредсказуемых последствий
этого не произошло». В данном контексте
вполне правомерно рассматривать изменение
изначальной установки испытуемых как
свидетельство их готовности принять
на себя ответственность за возможные
последствия своих выступлений.
Еще одним фактором,
существенно влияющим на готовность индивида
принять на себя ответственность как собственно
за последствия деятельностного акта,
так и за выбор той или иной альтернативы
на этапе принятия решения и планирования,
является степень анонимности предполагаемых
действий. Как показывает социально-психологическая
практика, «обезличенная активность»
(«Давайте начнем работать, а через пару
месяцев соберемся и посмотрим, как далеко
мы продвинулись») приводит к размыванию
ответственности даже в группах высокого
уровня развития. Это подтверждается и
результатами целого ряда экспериментов.
В ходе одного из них,
проведенного в США в начале 80-х гг. XX в.,
«во время празднования Дня всех святых
к группам детей, появлявшихся в одном
из домов с традиционными угрозами и требованиями
угощений, обращались с ответной просьбой
пожертвовать конфеты для детей из местной
больницы. В исследовании использовались
три экспериментальных условия, позволявших
манипулировать восприятием детьми своей
личной ответственности. В первой экспериментальной
ситуации встречавшая детей женщина создавала
личную ответственность каждого за пожертвованные
им конфеты, говоря, что напишет на пакете
с конфетами имя ребенка. Во втором случае
она таким же образом делала ответственным
за всю группу одного ребенка. В третьей
ситуации личная ответственность ничем
не подчеркивалась. Различие в степени
ответственности оказало очевидное влияние
на количество пожертвованных детьми
конфет... Когда подчеркивалась личная
ответственность каждого ребенка, в среднем
дети жертвовали по пять конфет, когда
за всю группу нес ответственность один
ребенок, среднее количество пожертвованных
конфет снижалось до трех, когда никто
не нес ответственности, каждый ребенок
давал лишь по две конфеты. Чем больше
подчеркивалась личная ответственность
ребенка, тем более щедрую помощь больным
детям он оказывал».
Очевидным практическим
выводом из этого и целого ряда подобных
экспериментов является не только целесообразность,
но и необходимость четкого распределения
персональной ответственности участников
группы за реализацию групповых решений.
И всё же в подобных случаях, наверное,
имеет смысл говорить не столько об ответственности,
сколько о социально одобряемом поведении
и боязни общественного осуждения. Наиболее
важным в контексте рассматриваемой проблематики
моментом является вопрос именно о готовности
принимать персональную ответственность
как об устойчивой личностной характеристике
конкретного члена столь же конкретного
сообщества.
Поэтому практический
социальный психолог должен четко различать,
работая с конкретной группой или организацией,
случаи стремления уйти от заслуженной
ответственности одних членов группы,
экзальтированно-жертвенные, порой истеричные
попытки взять на себя весь груз ответственности
за общегрупповое и при этом неудачное
решение задачи других и проявления подлинной,
вполне адекватной личностной ответственности
третьих.
В рамках функционирования
официальной группы или организации на
«ответственного субъекта» возложены
внешние формы стимулирования и санкционирования
его ответственного поведения (подотчетность,
наказуемость и право обязательности
контроля и т. д.). Конечно, в данном случае
одновременно это лицо функционирует
и в условиях наличия внутренних форм
волевой саморегуляции своей ответственной
деятельности, но все же определяющими
эти формы (чувство ответственности, чувство
долга и т. д.) оказываются тогда, когда
включается именно неформальная система
межличностных отношений в группе и особенно,
если речь идет о в целом неформальных
сообществах. При этом следует отметить,
что на поведенческом уровне ответственность
как личностная черта наиболее ярко выступает
в проявлениях социально-психологического
феномена атрибуции ответственности за
успехи и неудачи в условиях совместной
деятельности. В рамках теории деятельностного
опосредствования межличностных отношений
в группе (А. В. Петровский) было показано,
что в группах разного уровня социально-психологического
развития членами сообщества по-разному
приписывается и оценивается ответственность
за результаты групповой активности. Подлинно
ответственное поведение, когда индивид
берет на себя ответственность, прежде
всего, за неудачи и навязчиво, демонстративно
не подчеркивает свой исключительный
вклад в общегрупповой успех, воспринимается
сообществом как вполне нормативная личностная
позиция. В группе же низкого уровня развития
подобное поведение, как правило, расценивается
в качестве сверхнормативного и при этом
отягощенного еще и какими-либо амбициозно-прагматическими
мотивами.
(Краткий психологический
словарь, СПб., 1991)
Философский энциклопедический словарь.
— М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,
С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Похоже, что в процессе формирования
совести, в процессе нравственного развития
личности все эмоции без исключения играют
хотя бы небольшую, хотя бы косвенную роль.
Постижение разницы между добром и злом
из-под палки заставит ребенка бояться,
гневаться или стыдиться. Если же ему будут
представлены образцы высоконравственного
поведения, самоотречения во имя заботы
и бескорыстной помощи ближнему, это, напротив,
вызовет у него возбуждение и радость.
И все же можно утверждать, что в процессе
формирования аффективно-когнитивных
структур совести, как и в процессе становления
сложных аффективно-когнитивно-поведенческих
паттернов нравственности главнейшую
роль играет именно вина - необходимейшая
из всех эмоций.
Теория дифференциальных эмоций
рассматривает эмоцию вины как одну из
базовых эмоций, которая, подобно другим
базовым эмоциям, прошла долгий путь эволюционно-биологического
развития. Человека не учат бояться, и
так же человека не обучают эмоции вины.
Эмоции вины, так же как и эмоции страха,
присущи некие внутренние активаторы
или естественные сигналы, связанные с
неблагоприятными социокультурными условиями.
Кроме того, каждая культура и каждый социальный
институт (семья, церковь и т. д.), в основе
которых лежат этические и моральные принципы,
формируют некие условные сигналы вины,
они предписывают определенные стандарты
поведения и пытаются внушить их подрастающему
поколению. Будучи сформулированными,
эти предписания (моральные и этические
принципы) конституируют когнитивный
компонент совести. Зрелая совесть и связанные
с нею эмоции образуют аффективно-когнитивную
структуру, которая оценивает каждый шаг
человека на предмет его соответствия
нравственным принципам. Переживание
вины оказывает влияние на совесть. Есть
неотразимый аргумент в пользу этого довода,
и заключается он в следующем: переживание
вины приковывает внимание человека к
источнику вины, оно не отпустит без покаяния
или оправдания, переживание страха, напротив,
заставляет бежать от источника страха
и отпускает на безопасное расстояние
от него. Умение балансировать на грани,
разделяющей конформизм, продиктованный
страхом, и ответственность, внушенную
чувством вины, можно рассматривать как
свидетельство зрелой совести и нравственного
поведения. Чувство ответственности является
ядром структуры совести, оно ориентировано
на осознание вины и в то же время способствует
выбору такого стиля поведения, которое
снизит вероятность интенсивного переживания
вины.
Эмоции стыда и вины во многом
тесно связаны, поэтому в данной главе
мы часто будем сопоставлять их, выявляя
признаки, отличающие стыд и вину друг
от друга.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИНЫ
Легко спутать стыд и вину, несложно
принять одну эмоцию за другую. Одинаковые
или схожие ситуации служат причиной и
для переживания стыда, и для переживания
вины. Переживание каждой из этих эмоций
связано с желанием скрыть что-либо или
что-то исправить, но то, что человек пытается
скрыть или исправить, в корне отличает
стыд от вины.
Мимика, сопровождающая переживание
вины, не столь выразительна, как мимическое
выражение любой другой отрицательной
эмоции. Именно поэтому так сложно по одному
лишь внешнему виду человека определить,
чувствует он за собой вину или нет, даже
если человек столь юн, что наверняка еще
не обучился скрывать вину или эффективно
противостоять ее укорам.
Если переживание вины лишь
иногда отражается на лице индивида, то
влияние этой эмоции на внутреннюю жизнь,
в том числе на когнитивные функции, на
протекание нейрофизиологических и гормональных
процессов, неоспоримо. И все же, наука
сегодня еще не в состоянии однозначно
определить внешние или внутренние признаки
вины. Разговоры о том, что симптомы переживания
вины можно уловить с помощью детектора
лжи (полиграфа), если и имеют под собой
основания, то, скорее всего, неубедительные.
Этот метод нельзя назвать надежным.
Переживание вины
Описывая в этой главе субъективное
переживание вины, мы будем говорить о
вине нравственной, этической или религиозной
и не будем касаться юридического понимания
вины. С точки зрения закона человек может
быть признан виновным, но если произошла
судебная ошибка, то осужденный не испытает
чувства вины. Можно представить ситуацию,
когда даже заслуженное наказание не вызывает
у правонарушителя чувства вины, несмотря
на судебную процедуру и осуждение.
Когда человек переживает вину,
он испытывает интенсивное и мучительное
чувство собственной неправоты по отношению
к человеку или к группе, перед которыми
он провинился. Если это верующий человек,
то, сверх того, его будет угнетать сознание
собственной греховности.
В конце концов не столь редки
случаи, когда человек испытывает чувство
вины перед самим собой. Как правило, это
происходит, когда он понимает, что его
поступок вступает в противоречие с его
характером.
Вина ложится на сердце тяжелым
грузом. Если эмоция стыда временно затуманивает
рассудок, то эмоция вины, напротив, стимулирует
мыслительные процессы, как правило, связанные
с осознанием провинности и с перебором
возможностей для исправления ситуации.
Не так-то просто признать свой проступок.
Зачастую, для того чтобы прочувствовать
вину и испытать желание искупить ее, человеку
необходимо снова и снова в памяти и в
воображении представить себе ситуацию,
связанную с его проступком. Тот, кто сможет
набраться смелости встретить вину лицом
к лицу и сразу же начнет предпринимать
шаги к ее искуплению, избежит мучительной
агонии многократного переживания неприятной
ситуации, не разделит участь людей, откладывающих
на потом встречу с виной.
В переживании вины любого человека,
главным является глубокое осознание
собственного предательства, способного
нарушить доверие. Чем ближе человек, перед
которым провинились, тем сильнее переживание
вины, тем отчетливее осознание всех потерь,
связанные с разрывом отношений. Предощущение
грядущих утрат может вызвать печаль.
Кроме того, угроза разрыва связей вызывает
и страх.
Большая часть тягостных размышлений
человека, испытывающего вину, связана
с ожиданием возможной реакции человека,
перед которым он провинился. Будет это
печаль или он погрустит немного, а потом
рассердится? Приведет ли его гнев к враждебности
и желанию отомстить? Какую форму мщения
он изберет? Все эти фантазии вовлекают
в переживание вины эмоции печали и страха.
Важно знать, что в процессе
переживания вины человек может испытать
и эмоцию стыда. Сочетание переживаний
вины и стыда крайне мучительно для человека,
так же мучительно, как сочетание переживаний
вины и страха, вызванного навязчивыми
фантазиями о возможном мщении со стороны
того, перед кем был совершен проступок.
Подводя итог, можно сказать,
что переживание или чувство вины связано
с мучительным ощущением изоляции - изоляции
от человека, перед которым вы провинились.
Для религиозного человека вина, кроме
того, означает чувство греховности и
глубоко прочувствованную необходимость
получить прощение от Бога. На вершине
переживания вины вам начинает казаться,
что изоляция становится абсолютной, что
барьер, отделяющий вас от близкого человека,
непреодолим. Эмоция вины способствует
особой активности рассудка. Вы не можете
удержаться от размышлений о своей вине,
о человеке, перед которым вы провинились,
о возможном мщении с его стороны, о том,
как он отреагирует, и о будущем ваших
с ним отношений; вы вновь и вновь задаете
себе все эти вопросы и никак не можете
найти однозначного ответа на них.
Детерминанты вины
Эйбл-Эйбесфельдт (Eibl-Eibesfeldt,
1971) доказал, что развитие этических норм
имеет под собой биологическую основу,
и в полном соответствии с теорией дифференциальных
эмоций предположил, что связанное с этическими
нормами развитие чувства ответственности
и вины также имеет генетическую основу.
Осьюбел (Ausubel, 1955) не указывал прямо на
биогенетический механизм вины, однако
утверждал, что эта, по сути своей очень
человеческая, эмоция лежит в основе развития
и упрочения социальных норм и потому
с неизбежностью представлена во всех
культурах, при минимально благоприятствующих
тому условиях. Он выдвинул три психологические
предпосылки развития эмоции вины: 1) принятие
общих моральных ценностей; 2) интернализация
этих ценностей; 3) способность к самокритике,
развитая настолько, чтобы воспринимать
противоречия между реальным поведением
и интернализированными ценностями.