Чувство вины при формировании ответственности личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:47, реферат
Описание работы
Цель нашей работы – рассмотреть значение переживания чувства вины при формировании ответственности личности. Для достижения цели были решены следующие задачи: 1) осуществить теоретический обзор понятия «чувства вины» и его функций; 2) изучить вопросы, связанные с формированием ответственности личности; 3) выявить особенности переживания чувства вины.
Файлы: 1 файл
Таким образом, в подростковом
возрасте происходит ориентировка
в системе общественных правил
и ценностей и присвоение
подростком социальных правил
и норм, что, в свою очередь,
обеспечивает его благополучное
вхождение во взрослую социальную
жизнь. Чувство вины и Я-Моральное
обеспечивают формирование моральной
идентичности, благодаря которой общественные
и нравственные ценности и их соблюдение
становятся для подростка и
юноши личностно значимыми.
2. Особенности
переживания чувства вины.
переживания чувства
вины в подростковом возрасте.
В первом разделе проведено
обсуждение значимости трех
контекстов взаимодействия, определяющих
социальную
ситуацию развития подростка:
«Подросток – Родитель», «Подросток
– Социальный
взрослый», «Подросток –
Сверстник». Далее представлена
модель исследования,
включающая три основные
линии: исследование интенсивности
переживания
чувства вины при
нарушении моральных норм в
трех указанных выше контекстах,
исследование связи особенностей
детско-родительских отношений
и переживания
чувства вины подростками,
исследование связи уровня развития
морального
мышления и Я-Морального
(его когнитивной и аффективной
составляющей) с
интенсивностью переживания
чувства вины. Реализация интегративного
подхода в
нашем исследовании,
предполагающая изучение условий
переживания чувства вины
подростками, связи Я-Морального
и интенсивности переживания
чувства вины, а
также соотношения
уровня морального мышления
и интенсивности переживания
17
чувства вины позволит
уточнить соотношение когнитивной
и эмоционально-личностной составляющей
морального развития.
Для решения поставленных задач
были использованы следующие методики:
- методика «Моральные
дилеммы» (Подольский А.И., Карабанова
О.А.),
направленная на определение
стадии развития морального мышления;
- авторская методика
«Чувство вины» (Дружиненко Д.А.),
направленная на
определение интенсивности
переживания чувства вины при
предполагаемом
нарушении моральных и социальных
норм. Методика апробирована в дипломном
исследовании автора (2003);
- для изучения
Я-Морального были применены:
модифицированная методика
«Дембо-Рубинштейн», направленная
на измерение моральной самооценки
личности, и методика исследования
самоотношения «МИС» (Пантилеев С.Р.);
- методика «ADOR»
или «Подростки о родителях» (Вассерман
Л.И., Горьковая И.А.,
Ромицына Е.Е.), направленная
на исследование восприятия
подростками стиля
родительского воспитания.
Исследование проводилось
в форме фронтального опроса,
во время школьных
занятий. Подросткам
сообщалось о том, что проводится
исследование особенностей
эмоциональных переживаний
в подростковом возрасте, и что
их ответы могут очень
помочь психологам в
разработке воспитательных и
коррекционных программ для
их
сверстников, с трудностями
в поведении и с эмоциональными трудностями.
Психолог
получал согласие от подростков
на участие в исследовании.
Основными направлениями
анализа результатов стали:
особенности
переживания чувства вины; связь
интенсивности переживания чувства вины
и стилей
родительского воспитания;
исследование связи Я–Морального
и интенсивности
переживания чувства
вины, исследование связи интенсивности
переживания чувства
вины, Я-Морального и
морального мышления; исследование
интенсивности
переживания чувства вины делинквентными
подростками.
1. Особенности переживания
чувства вины.
Статистический анализ
распределения интенсивности переживания
чувства
вины подростками в
зависимости от контекста взаимодействия
показал, что
наибольшая интенсивность
переживания чувства вины обнаруживается
в контекстах
18
взаимодействия «Подросток
– Одноклассник» и «Подросток
– Сверстник» (ИП2 =
3,74 и 3,43 соответственно,
при среднем [1;5]). Меньшая
интенсивность была
зафиксирована для контекста
взаимодействия «Подросток – Родитель»
(ИП = 2,88) и
еще меньшая – для контекста
взаимодействия с учителем (ИП = 2,83).
Рис.1
Интенсивность переживания
чувства вины в разных контекстах
взаимодействия
Интенсивность переживания
чувства вины в разных
контекстах значимо
различается (критерий Вилкоксона
W, р < 0.05). Значимых различий
не получено
только при сравнении интенсивности
переживаний чувства вины между контекстами
взаимодействия «Подросток
– Родитель» и «Подросток-Учитель».
Интересно
отметить, что значимые
различия были обнаружены и
между контекстами
взаимодействия «Подросток
– Одноклассник» и «Подросток
– Сверстник», причем
интенсивность переживания
чувства вины выше в контексте
взаимодействия с
одноклассниками.
Возрастная динамика
проявилась в том, что младшие
и старшие подростки
обладают разной чувствительностью
в отношении разных социальных
контекстов
взаимодействия. Так,
младшие подростки более чувствительны
в отношении
нарушения норм в
контексте взаимодействия со
взрослыми, тогда как старшие
подростки, достигшие
уже известной степени автономии,
становятся менее
чувствительными в отношении
нарушения норм в контекстах
взаимодействия с
родителями и учителями.
Однако, их чувствительность
возрастает в контекстах
взаимодействия со сверстниками.
2 ИП – интенсивность переживания
чувства вины, среднее.
ИП учителя
ИП сверстники
ИП одноклассники
ИП родители
4,00
3,00
2,00
1,00
0,00
ИП
19
Рис.2
Изменение интенсивности переживания
чувства вины у младших и старших
подростков в зависимости от
контекста взаимодействия
2.5
2.7
2.9
3.1
3.3
3.5
3.7
3.9
младшие подростки старшие
подростки
ИП родители
ИП сверстник
ИП
однолкассник
ИП учителя
ИП
На основании показателя
интенсивности переживания чувства
вины в
различных контекстах общения
мы произвели кластерный анализ с целью
выделения
групп, различающихся
по интенсивности переживания
чувства вины. Выборка
разделилась на три
кластера по параметру «чувство
вины». В первый, самый
многочисленный кластер,
попали подростки (56 человек
- 50%), интенсивность
переживания чувства
вины которых при нарушении
моральных и социальных норм,
зависит от контекста
взаимодействия (далее мы будем
именовать этот кластер
«Контекстные»). Второй
кластер, названный нами «Несензитивные»,
составили
подростки, с относительно
низкой интенсивностью переживания
вины в результате
нарушения норм (33
подростка - 29,5%). В третий
кластер, который мы назвали
«Чувствительные», вошли
подростки (23 человека -
20,5%), чувствующие себя
виноватыми при нарушении
норм, при этом интенсивность
переживания достаточно
высока во всех контекстах взаимодействия.
2. Связь интенсивности
переживания чувства вины и
стилей родительского
воспитания
Для определения стиля
родительского воспитания мы
использовали методику
«ADOR» (Вассерман Л.И., Горьковая
И.А., Ромицына Е.Е, 1994), с помощью которой
устанавливается, каким
образом подростком воспринимается
воспитательная
20
стратегия родителей. Анализ
результатов проводится по пяти шкалам
- «Позитивный
интерес», «Директивность»,
«Враждебность», «Автономность»,
«Непоследовательность».
В итоге, сочетание показателей,
набранных по всем пяти
шкалам, дает возможность
выделить стиль воспитания как
целостную единицу. Мы
рассматривали как связь
интенсивности переживания чувства
вины с отдельными
шкалами «ADOR», так
и связь интенсивности переживания
чувства вины со стилем
воспитания отца и
матери, и с сочетанием стилей
воспитания обоих родителей.
Значимость связи подсчитывалась
по критерию Пирсона (р= 0.01).
Чтобы выделить сочетание
стиля воспитания родителей
мы проделали
кластерный анализ, на
основании которого мы выделили
5 семейных стилей
воспитания: «Эффективный»,
«Эффективно-автономный», «Позитивно-автономный»,
«Смешанный позитивно-автономный»,
«Директивно-враждебно-автономный».
«Эффективный» стиль семейного
воспитания (этот стиль сочетает в себе
позитивный
интерес, умеренно высокую
директивность и предоставление
ребенку определенной
степени свободы) преобладал
как по выборке в целом,
так и в группах испытуемых
«контекстных» и «чувствительных».
В группе «несензитивных» доминировали
смешанный «позитивно-автономный»
стиль (доминирование позитивного
интереса в
материнского стиле и
автономности в стиле воспитания
отца) и «директивно-враждебно-непоследовательный»
стиль семейного воспитания.
Напомним, что
именно «Несензитивные»
в наименьшей степени переживают
чувство вины при
нарушении моральных
и социальных норм. Отметим,
что в группе «контекстных»,
где интенсивность переживания
чувства вины зависит от
контекста общения,
выраженность «директивно-враждебно-непоследовательного»
стиля наименьшая.
Интересно, что в отношении
девочек родители чаще, по
сравнению с мальчиками,
используют «директивно-враждебно-непоследовательный»
и «позитивно-автономный» стиль
воспитания. В отношении мальчиков
«эффективно-позитивный»
стиль (сочетание «эффективного»
материнского стиля и «позитивно-автономного»
стиля воспитания отца)
используется чаще, чем в
отношении девочек. В отношении
младших подростков чаще,
чем в отношении старших
подростков, используется
«эффективный» стиль семейного
воспитания. По отношению к старшим подросткам
родители чаще используют
«эффективно-автономный» и «смешанный
позитивно-автономный» стили воспитания.
Такое различие в использовании стилей
воспитания
в отношении девочек
и мальчиков может объясняться,
на наш взгляд, различными
21
социальными ожиданиями.
К девочкам, с одной стороны,
родители относятся более
строго в отношении
попыток проявления независимости,
но, с другой стороны,
более уверены в их «нравственном
стержне». Различия между старшими и младшими
подростками были обнаружены
в отношении их чувствительности к воспитательному
воздействию со стороны матери
или отца. Для группы старших подростков
различий
между кластерам, выделенными
по параметру «стиль воспитания
матери», в
интенсивности переживания
чувства вины обнаружено не
было, в то время как для
группы младших подростков
выявлены различия (критерий Манна-Уитни,
р<0,01) по
параметру ИП общий
в контекстах взаимодействия
со взрослыми. В отношении
воспитательной позиции
отца в группе младших подростков
значимых различий
практически не обнаружено,
в то время как старшие
подростки, отцы которых
используют «позитивно-директивный»
стиль воспитания, обнаруживают различия
по
ИП во всех контекстах
взаимодействия по сравнению
с подростками из других
кластеров (критерий Стьюдента,
p<0,05). Отметим, что подростки,
сензитивные в
отношении нарушения
моральных и социальных норм,
наиболее часто оценивают
воспитательный стиль
родителей как «эффективный». Таким
образом, сочетание
позитивного интереса,
умеренно высокой директивности
и предоставления зоны
свободного выбора подросткам,
способствующее принятию ответственности
за свой
поступок, благоприятно
сказывается на присвоении системы
моральных норм и
правил подростками.
Эффективность возрастает, если
данного стиля воспитания
придерживаются оба родителя.
На основе анализа
значимых различий в интенсивности
переживания чувства
вины подростками (критерий
Манна-Уитни, р< 0,05), родители
которых реализуют
разные стили воспитания,
нам удалось выделить два
типа воспитания –
«эффективный» и «неэффективный»
с точки зрения целей морального
воспитания
подростков. «Эффективный»
стиль родительского воспитания
сочетает в себе
умеренно-высокую требовательность
и высокое позитивное принятие
родителями
подростка, при предоставлении
ему определенной степени свободы.
Подростки, в
отношении которых используется
такой стиль воспитания, более
интенсивно
переживают чувство вины
в результате нарушения норм,
чем «несензитивные»
подростки. Кроме того,
использование «эффективного» стиля
воспитания связано с
более интенсивным переживанием
чувства вины в контексте
взаимодействия с
Информация о работе Чувство вины при формировании ответственности личности