Диагностика развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:17, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить уровень развития наглядно-образного мышления и его проявления в процессе обучения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи
Изучить литературу по данной проблеме.
Раскрыть сущность мышления как психологического процесса.
Проанализировать вопросы развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста современной психолого-педагогической литературы
С помощью отобранных методов выявить уровень развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления в современной психолого-педагогической литературе 5
1.1. Характеристика мышления как психологического процесса. Виды мышления 5
1.2.Пихолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 10
Глава II. Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста 17
2. 1. Методы диагностики 17
2.2. Организация диагностики 21
2.3. Анализ полученных результатов 25
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

Факультет психологии

Кафедра общей  психологии и психологии личности

 

 

 

Диагностика развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

Реферат

 

 

 

Исполнитель: студентка гр. 302

Смирнова Т.В.

Руководитель: Звонарева Ю. И.

 

Екатеринбург

2010

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отличительная особенность  наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

На протяжении ряда лет  основные усилия ученых, исследовавших  познавательные процессы детей дошкольного  возраста, были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них – это проблема развития процессов восприятия. В результате исследований появились фундаментальные работы, всесторонне и глубоко освещающие данную проблему. Вторая проблема-это проблема формирования понятийного мышления дошкольников. В работах ведущих психологов были вскрыты основные закономерности формирования умственных действий и понятий у дошкольников. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, А. А. Люблинской, Г. И. Минской, И. С. Якиманской и других. Однако еще недостаточно изучены основные особенности формирования и функционирования наглядно-образного мышления.

Таким образом, противоречия между необходимостью развития в  условиях современного ДОУ высших форм наглядно-образного мышления у дошкольников, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и с недостаточным применением на практике оригинальных эффективных творческих форм организации продуктивных форм деятельности с другой стороны.

Проблема исследования: каков уровень развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ?

Объект исследования: наглядно-образное мышление старших дошкольников.

Предмет исследования: продуктивная деятельность дошкольников в условиях ДОУ.

Цель исследования: выявить уровень развития наглядно-образного мышления и его проявления в процессе обучения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Раскрыть сущность мышления как психологического процесса.
  3. Проанализировать вопросы развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста современной психолого-педагогической литературы
  4. С помощью отобранных методов выявить уровень развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ находится на среднем уровне.

Методы: экспериментальное наблюдение, изучение состояния исследуемого вопроса теоретически по литературным источникам, психологические методы диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста, эксперимент, анализ и синтез.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что получаемые в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность организации различных видов продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ.

 

Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления в современной психолого-педагогической литературе

1.1. Характеристика мышления как  психологического процесса. Виды мышления

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при  помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и  отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Мышление – это опосредованно и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные  чувственного  опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее  приобретенные  теоретические  знания.

Вторая  особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном [15,159].

 Обобщения люди  выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества  и т. д.– широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации  перерабатывается мозгом. Наиболее сложной  (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая  мыслительные  задачи,  которые  перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы  и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой  основе преобразует мир.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления –  раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более  переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики [15,160].

Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.

В психологии выделяют и  исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов  деятельности, содержащих в себе и  те и другие операции. Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое – наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов [18,236].

Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и образное – в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность  следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта [18, 238].

Разница между теоретическим  и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано  с практикой, но в случае практического  мышления эта связь имеет более  прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу [19,458].

 

 

1.2.Пихолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста

Высшей ступенью познания является мышление. Мышление человека не только включает в себя различные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение), но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет ученым-исследователям говорить о существовании различных видов мышления. Так, по словам Карвасарского Б.Д., в зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления: предметно-действенное, или ручное, мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами: наглядно-образное, в котором основной единицей мышления является образ; и, наконец, - ведущий для человека вид мышления – словесно-логическое, или понятийное. Указанные виды мышления развиваются в процессе онтогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному.

Информация о работе Диагностика развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста