Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Развитие восприятия у человека. 5
1.2. Развитие внимания. 7
1.3. Ощущения как отражение разнообразия
свойств окружающего мира. 8
1.4. Память и ее виды. 9
1.5. Мышление и речь в развитии детей. 11
1.6. Развитие представлений и воображения у детей. 14
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 16
2.1. Психодиагностика детей
дошкольного возраста и ее особенности. 16
2.2. Методы диагностики познавательных
процессов и речи у дошкольников. 18
2.3. Результаты исследований. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Файлы: 1 файл

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет) .doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

К-78

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Диагностика уровня развития

познавательных процессов и речи у детей

дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)

 

 

 

 

 

Москва 2000

 

ПЛАН

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА      5

1.1. Развитие  восприятия у человека.       5

1.2. Развитие  внимания.         7

1.3. Ощущения  как отражение разнообразия

 свойств окружающего  мира.         8

1.4. Память и  ее виды.         9

1.5. Мышление  и речь в развитии детей.    11

1.6. Развитие  представлений и воображения  у детей.  14

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ  3-7 ЛЕТ   16

2.1. Психодиагностика детей 

дошкольного возраста и ее особенности.   16

2.2. Методы диагностики  познавательных

процессов и речи у дошкольников.     18

2.3. Результаты  исследований.       31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         34

ЛИТЕРАТУРА         35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой – либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого – педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.

Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежный средством исследования и позволял получать,  вполне, достоверные результаты, которым можно доверять и на основании которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодинамические методы были надежно обоснованными. Кроме того, к людям, занимающихся психодиагностикой, предъявляются особые требования. Основные из них – следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.

 

1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА

 

1.1. Развитие  восприятия у человека.

 

Итак, восприятие – психический процесс отражения в сознании человека совокупностей свойств предмета или явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, то воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. для того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Изучая развитие детского восприятия, ученые А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. А. Зинченко, А. Г. Рузская и др. сумели вскрыть как его вто-ричность по отношению к практической, материальной деятельности ребенка, так и его собственную деятельностную природу. Выяснилось: процессы восприятия представляют собой системы специфических ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений действительности, выявление и фиксацию их внешних свойств и отношений – перцептивных действий.

Развитие восприятия у ребенка заключается в последовательном овладении все более сложными перцептивными действиями, причем овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов.

Поскольку овладение каждым новым видом перцептивных действий имеет в своем исходном пункте решение нового типа практических задач, все развитие детского восприятия определяется общим развитием практической деятельности. Практическая деятельность ставит перед восприятием все более широкие задачи и создает предпосылки для отыскания путей их разрешения. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни ребенка, когда он осваивает хватание и удерживание предмета, передвижение в пространстве; на втором-третьем году жизни – усвоение способов употребления предметов; применение простейших орудий – в период дошкольного детства, главным образом с развитием продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, конструирования и др., требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т. п.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) – это основные свойства образа, складывающегося в процессе и в результате восприятия. Предметность восприятия формируется у ребенка постоянно в процессе углубления его в суть предметного мира.

В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ о предметах и явлениях. Он возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом.

С целостностью восприятия связана его структурность. Структурность восприятия – это сформированность цельного образа во времени о предметах и явлениях окружающего нас мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов.

Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета или явления и зависит от его интересов, потребностей, мотивов, целей и задач деятельности. Чем богаче прошлый опыт и выше мотивы, тем богаче восприятие и образы ребенка.

Исследуя закономерности развития детского восприятия, ученые сумели наметить наиболее рациональные пути педагогического руководства, создать новую систему сенсорного воспитания в детском саду, основанную на систематическом ознакомлении детей с сенсорными эталонами и включении заданий, способствующих формированию перцептивных действий, в обучение соответствующими видам деятельности.

 

 

1.2. Развитие  внимания.

 

Само по себе внимание не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.

Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологическое и физическое усилия человека в течение определенного периода времени.

Можно выделить последовательность основных этапов развития детского внимания:

    1. Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
    2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно 0- исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
    3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослых, направление взора на названный предмет.
    4. Второй – третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
    5. Четыре – пять лет. Появление способности направлять  внимание под воздействием сложной инструкции взрослого.
    6. Пять – шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
    7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а к вторичным – колебания, переключаемость внимания.

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным.

С возрастом все стороны внимания существенно изменяются. Первоначально внимание  непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. 

Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. Постепенно идет нарастание произвольного внимания. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесные задания и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. И все же уровень развития дошкольного внимания еще не высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания.

Первоначально процесс произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребенка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит с самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

 

1.3. Ощущения  как отражение разнообразия

 свойств окружающего  мира.

 

Отражение мира на уровне ощущений присутствует практически у всех живых существ – от простейших до высших. Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой изменение своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды. Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной отрасли психологии, называемой психофизикой.

Выделяют разные виды ощущений, непосредственно связанные с анализаторами как органами ощущения: слуховые ощущения (речевые, звуковые, шумы); вкусовые и обонятельные ощущения;  статические и кинестетические ощущения (двигательные).

 

1.4. Память и  ее виды.

Память является одной из традиционных областей исследования в психологии. Говоря о памяти, мы говорим об одном из самых удивительных и важнейших свойств той высокоорганизованной материи, каковой является мозг. Вскрыть тайны памяти – это, значит, познать основные механизмы действия мозга.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исследование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определённого материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека  определяется всем его жизненным опытом.

Существуют многообразие видов памяти. П.П.Блонский разделил память на четыре вида: двигательную; эмоциональную; образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно – логическую (вербальную) память.

У детей дошкольного возраста первоначально преобладает наглядно  - образный вид памяти и он формируется на основе воспитания. При преобладании наглядно – образной памяти дети запоминают любой материал, в том числе и отвлеченный, с помощью конкретных образов, предметов и явлений. Позже происходит формирование словесно – логического вида памяти.

В зависимости от характера деятельности, в ходе совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную и произвольную. По способу запоминания выделяются механическая и смысловая память. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память.

Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно связаны друг с другом.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача.

Объем запоминаемого материала значительно возрастает, если вместо механического заучивания ребенок использует логические, смысловые связи между отдельными частями материала. Запоминанию помогает специальная организация материала: рифмование, установление в материале связей, несуществующих с точки зрения его содержания и др.

Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.

Сохранение. Различают два вида сохранения материала в памяти: кратковременную и длительную память.   

Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Такой механизм ограждает долговременную память  от огромного потока второстепенных впечатлений.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное осуществляется без специальной цели, что-либо вспомнить, оно вызывается непреднамеренно. Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой  задачи вспомнить что-либо. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательность.

Развитие памяти детей начинается с рождения и продолжается в течение всей дальнейшей жизни. Развитие памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием развития памяти является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное развитие детей.

Информация о работе Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)