Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Развитие восприятия у человека. 5
1.2. Развитие внимания. 7
1.3. Ощущения как отражение разнообразия
свойств окружающего мира. 8
1.4. Память и ее виды. 9
1.5. Мышление и речь в развитии детей. 11
1.6. Развитие представлений и воображения у детей. 14
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 16
2.1. Психодиагностика детей
дошкольного возраста и ее особенности. 16
2.2. Методы диагностики познавательных
процессов и речи у дошкольников. 18
2.3. Результаты исследований. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Файлы: 1 файл

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет) .doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные развития, имеющие значение для развития памяти, выражается в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведению.

 Эти особенности индивидуальных  различий у детей связаны с  особенностями типа высшей нервной системы, состоянием здоровья, с навыками к точности и аккуратной деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к деятельности.

Память – это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.

 

1.5. Мышление  и речь в развитии детей.

 

Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого  отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой  результат, которого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, воображении, памяти, речи.

В психологии принято несколько классификаций мышления:

Виды мышления


 

  Теоретическое                                                Практическое


понятийное     образное                             наглядно-                наглядно-

                                                                     образное               действенное

 

Исследования, направленные на изучение развития детского мышления, показали: его исходная форма – наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практическую деятельность.

Ранние формы наглядно-действенного мышления, как установила С. Л. Новоселова, складываются с овладением предметными и орудийными действиями. Первый тип обобщения, возникающий в раннем детстве, – функционально-предметное обобщение, носителем которого выступает предмет-орудие. Формирование следующего типа  обобщения – функционально-знакового – происходит с возникновением элементарных форм игры и зарождением символической функции сознания.

Наглядно-действенное мышление, как показали исследования Н. Н. Поддьякова, формируется благодаря преобразованию практических, исполнительных действий в пробующие, выполняющие ориентировочную функцию. Переход же к наглядно-образному мышлению   представляет собой процесс интериоризации внешних пробующих действий, связанный с усвоением новых средств их осуществления, построением и использованием наглядных представлений.

Новые важные данные о возможностях наглядно-образного мышления дошкольников (исследования Н. Н. Поддьякова и его сотрудников) показали: в процессе предметно-чувственной деятельности ребенок может выделить существенные связи и отношения явлений в различных областях действительности и отразить их в образной форме. Это создает основу для коренного преобразования содержания дошкольного обучения, замены конкретных эмпирически подобранных знаний обобщенными и систематизированными – о явлениях живой и неживой природы, общественной жизни, о количественных отношениях вещей, звуковой структуре слова и т.п. Вместе с тем усвоение таких знаний оказывается достаточно эффективным лишь при условии: организация собственных действий детей с изучаемым материалом должна быть представлена в наглядной форме. В качестве основной формы, позволяющей наглядно представить существенные связи и отношения вещей и явлений, были выделены их пространственные модели, а в качестве действий, позволяющих усвоить эти связи и отношения, – действия по построению, преобразованию и использованию таких моделей.

Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Слово в мышлении отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию. Опираясь на речь, мышление позволяет изучать детям сложные процессы и явления в жизни. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и проверяется практикой.

На протяжении всей истории развития психологических исследований мышления проблема соотношения и речи привлекла к себе особенно много внимания. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. "Именно в значении слова, - говорил Л.С.Выготский, - завязан узел того единства, которые мы называем речевым мышлением". Выготский считал, что в возрасте около 2-х лет в отношениях между мышлением и речью наступает практический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевое.

Признаки наступления этого перелома являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие – либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждает вслух, а это в свою очередь признак того, что он не только использует речь как средство для общения, но и для мышления. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

На эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение длительного времени, вплоть до подросткового возраста.

Исследования речевого развития детей, выполненные под руководством Ф. А. Сохина, позволили установить: развиваясь в контексте общения ребенка со взрослым, речь сама становится важнейшим средством общения, обеспечивает усвоение ребенком общественного опыта. Овладение языком характеризуется при этом не просто воспроизведением образцов речи взрослых на основе подражания и интуитивным усвоением языковых средств (как это полагают многие зарубежные авторы), но прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений.

 

1.6. Развитие  представлений и воображения у детей.

 

Дошкольное детство характеризуется развитием фантазии у детей. Игра является одним из важных условий воображаемой ситуации, при которой происходит преобразование образов, накопленных в представлениях. Образ воображения выступает как потребность игровой деятельности, как его цель и программа действий.

Под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением – психический процесс, заключающийся в сознании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение возникает в разных видах деятельности и протекает то усиливаясь, то постепенно затухая, или совсем переходит в грезы или мечту. Воображение расширяет человеческое познание; оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка; способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств. Благодаря воображению ребенок может предвидеть результаты своей деятельности.

Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). По способам создания образов различают воссоздающее и творческое воображение.

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность. Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск удовлетворения творческих потребностей.

 Воссоздающее воображение –  это воображение, имеющее в своей  основе создание новых образов, соответствующих преднамеренному  описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при чтении книг, просмотре диафильмов, кино и т.д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино помогает им в жизни приблизить к своей действительности образы воображения. Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно.

 

 

 

 

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ  3-7 ЛЕТ

 

2.1. Психодиагностика детей

дошкольного возраста и ее особенности.

 

Основы советской дошкольной психологии заложены Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевьш, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым и другими выдающимися психологами нашей страны. Неоценимый вклад в изучение психики ребенка-дошкольника и закономерностей ее развития внесли А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, их сотрудники и ученики.

Итог многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, – новое понимание дошкольного детства как особого периода в становлении человеческой личности. Именно в этот период формируются многие психические свойства и способности, имеющие непреходящую ценность и в значительной мере определяющие ход дальнейшего развития.

Результаты исследований позволили, с одной стороны, вскрыть психологическую природу «детских» видов деятельности, выявить составляющие их компоненты, наметить направления и стадии их развития на протяжении дошкольного детства, с другой – определить специфику психических свойств и способностей, формирующихся в их контексте и типичных для дошкольника.

Изучение отдельных видов деятельности дошкольника позволило, однако, лишь выделить ряд психологических черт, характеризующих возраст, и показать, что своим происхождением они обязаны особенностям деятельности. Значительно более детальное освещение эти психологические черты получили в исследованиях, посвященных анализу умственного развития дошкольников и формирования их личности.

К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.

 Тестовые психодиагостические  задания необходимо подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы, это необходимо для того, чтобы правильно судить об уровне развития ребенка. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны – реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:

    1. Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
    2. Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Если сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и  поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка, тогда в процессе психодиагностики дошкольники будут демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Составляя инструкцию и методику, необходимо позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.

Также следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов: непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Пределы от одной до десяти минут – оптимальное время выполнения тестовых заданий для детей дошкольного возраста, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Ведущая для данного возраста деятельность – игра. Именно в ней можно получить наилучшие психодиагостические результаты.

Методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдения за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно – ролевого плана. Такую игру с ребенком может организовать и в психодиагностических целях.

 

2.2. Методы диагностики  познавательных

процессов и речи у дошкольников.

 

"Стандартизированный комплекс  психодиагностических методик" –  это определенный набор методик, который необходим, для того чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей дошкольного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам. Он позволяет определить уровень развития познавательных процессов, сравнить между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.

Тест всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка.

По предложенным далее методикам результаты оцениваются по десятибалльной шкале. К каждой использованной методике после ее описания дается способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка.

Информация о работе Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)