Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Развитие восприятия у человека. 5
1.2. Развитие внимания. 7
1.3. Ощущения как отражение разнообразия
свойств окружающего мира. 8
1.4. Память и ее виды. 9
1.5. Мышление и речь в развитии детей. 11
1.6. Развитие представлений и воображения у детей. 14
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 16
2.1. Психодиагностика детей
дошкольного возраста и ее особенности. 16
2.2. Методы диагностики познавательных
процессов и речи у дошкольников. 18
2.3. Результаты исследований. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Файлы: 1 файл

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет) .doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Диагностика восприятия.

Различные методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка, формировать образы делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

Методика. «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Оценка результатов.

10 баллов — ребенок справился  с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком  всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех  недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех  недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех  недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл  — время поиска всех  недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

 

Рис. 1. Серия картинок к методике "Чего не хватает на этих картинках?"

 

Методы диагностики внимания.

Для изучения внимания детей предназначается ряд методик оценивающих такие качества внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Для определения продуктивности и устойчивости внимания используются различные материалы, причем для детей разного возраста они носят различное содержание, хотя инструкции даются одинаковые. Так, для детей 3-4 лет дают матрицы с изображением игрушек (рис.2), для 4-5 –ти летних уже с изображением более сложных фигур: треугольник, флажок, квадрат и т.д. Для детей 6 – ти летнего возраста смело можно дать кольца Ландальта. Ребенок должен просматривая фигуры или кольца, вычеркивать заданные. Затем результаты обсчитываются по формуле:     

S =

,

 Оценка результатов производится  по 10 –ти бальной шкале. 10 баллов -  S = 1,25 балла; 8-9 баллов -  S = 1,00 – 1,25 балла; 6-7 баллов – S = 0,75 – 1,00 баллов; 4-5 баллов – S = 0,50 – 0,75 баллов; 2-3 балла – S =  0,24 – 0,50; 0 – 1-  S = 0,00 – 0,02.

Методика. «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 2. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". ^ это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

 

Рис. 2. Матрица с фигурками.

 

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Методы диагностики воображения.

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течении 2-х минут. Это может быть не рассказ, а какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета  рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых  в рассказе.

4. Проработанность и детализация  образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность  образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. О баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не про-

изводят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов   — высокий.

4-7 баллов   — средний.

2-3 балла    — низкий.

0-1 балл     — очень низкий.

 

Методы диагностики памяти.

В практической психодиагностике приходится ограничиваться только некоторыми видами памяти: узнавание, воспроизведение, запоминание.

Методика. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 3А. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 3 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 3 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 3 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал  на картинке 3 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 3 А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал -на  картинке 3 Б 7-8 изображений за время  от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения  за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл  — ребенок не узнал  на картинке 3 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов   — высокий.

4-7 баллов   — средний.

2-3 балла   — низкий.

0-1 балл    — очень низкий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3А. Набор фигур к методике "Запомни рисунки".

 

Рис. 3Б. Набор фигур к методике "Запомни рисунки".

 

 

Методика диагностики мышления и речи.

Для оценки уровня развития мышления (интеллекта) и речи человека предназначаются интеллектуальные и вербальные тесты (задания на оперирования словами). Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя практические, теоретические, образные и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексным по характеру.

Из трех видов мышления:  словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного – у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого, то этот вид мышления в данном возрасте еще только начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Методика "нелепицы".

За три минуты ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле, должно быть на картинке (рис.4). Результаты оцениваются следующим образом:

10 баллов – за 3 минуты, что не  так и объяснил, как должно  быть.

8-9 баллов – отметил все нелепицы, но от 1 до 3-х не сумел до  конца объяснить или сказать, как должно быть.

6-7 баллов – отметил все 7 нелепицы, от 3-х до 4-х не объяснил, не успел сказать как должно быть.

4-5 баллов – заметил все нелепицы, но 5-7 не успел объяснить.

2-3 баллов – ребенок не успел  заметить 1-4 нелепицы, не объяснил.

балл – обнаружил меньше 4-х нелепиц.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Картинка к методике «Нелепицы».

 

 

Методика "расскажи по картинке".

 

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенок получает картинку (рис. 5.), и течении 2-х минут он внимательно ее рассматривает.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по картинке отводится еще 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

 

2

Глаголы

 

3

Прилагательные в обычной форме

 

4

Прилагательные в сравнительной степени

 

5

Прилагательные в превосходной степени

 

6

Наречия

 

7

Местоимения

 

8

Союзы

 

9

Предлоги

 

10

Сложные предложения и конструкции

 

Информация о работе Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)