Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Развитие восприятия у человека. 5
1.2. Развитие внимания. 7
1.3. Ощущения как отражение разнообразия
свойств окружающего мира. 8
1.4. Память и ее виды. 9
1.5. Мышление и речь в развитии детей. 11
1.6. Развитие представлений и воображения у детей. 14
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 16
2.1. Психодиагностика детей
дошкольного возраста и ее особенности. 16
2.2. Методы диагностики познавательных
процессов и речи у дошкольников. 18
2.3. Результаты исследований. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

Файлы: 1 файл

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет) .doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

 

Оценка результатов

10 баллов — в речи ребенка  встречаются все 10 включенных в  таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов — в речи ребенка  встречаются 8-9 из включенных в  таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов — в речи ребенка  встречаются 6-7 из содержащихся в  таблице фрагментов речи.

4-5 баллов — в речи ребенка  имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла — в речи ребенка  встречаются 2-3 из включенных в  таблицу фрагментов речи.

0-1 балл  — в речи ребенка  имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов    — очень высокий.

8-9 баллов   — высокий.

4-7 баллов   — средний.

2-3 балла    — низкий.

0-1 балл     — очень низкий.

 

 

Рис. 5. Серия сюжетных картинок к методике

«Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.

 

 

 

 

2.3. Результаты  исследований.

 

По выше предложенным методикам были исследованы три группы детей:

1 — дети от 3 до 4 лет (5 человек);

2 — от 4 до 5 лет (7);

3 — от 6 до 7 лет (5).

Первой группе детей предлагалась методика «найди и вычеркни». Из пяти детей двое вошли в группу набравших от 4 до 7 баллов, что соответствует средней продуктивности и устойчивости внимания. Низкая устойчивость и продуктивность внимания оказалась у двоих детей, они набрали от 2 до 3-х баллов. У одного ребенка (8 баллов) – продуктивность и устойчивость внимания высокая.  Таким образом, мы видим, что у большинства детей уровень развития внимания находится на среднем и низком уровне. Это подтверждает исследование психологов о неустойчивости и непродуктивности внимания в этом возрасте.

Третьей группе детей было предложено придумать рассказ (методика «придумай рассказ»). Большинство детей оказалось на среднем уровне развития. Очень высокий уровень (10 баллов) соответствовал развитию воображения только у одного ребенка. Это говорит о необходимости проведения работы с детьми данной группы по развития воображения.

Эта же группа была потестирована по методике «Запомни рисунки». По этой методики всеми детьми был показан высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти. Лишь один ребенок показал средний уровень, он узнал 4 изображения за 70 секунд. Остальные дети узнавали от 7 до 8 изображений за время от 45 до 55 секунд.

Подгруппе детей (4-5 лет) была предложена методика "нелепицы".

В результате обследования было выяснено, что:

    • двое детей набрали 8 баллов – это соответствует высокому уровню развития образно-логического мышления;
    • один ребенок набрал 7 баллов – средний уровень развития;
    • трое детей набрали от 4 до 6 баллов – средний уровень развития.
    • один ребенок (5 лет) набрал 10 баллов – очень высокий уровень развития.

Таким образом, мы видим, что все обследуемые дети заметили на рисунке все 7 нелепиц, причем трое из обследуемых успели объяснить, что не так и как должно быть. Детей с низким и очень низким уровнем развития образно-логического мышления не оказалось.

Для определения активного словарного запаса тем же детям была предложена методика "расскажи по картинкам" и получены следующие результаты:

 

Фрагменты речи

Частота употребления разными детьми

1

2

3

4

5

6

7

1.

Существительные

часто

часто

часто

часто

часто

часто

часто

2.

Глагол

часто

часто

часто

часто

часто

часто

часто

3.

Прилагательные в обычной форме

+

+

+

+

+

+

+

4.

Прилагательные в сравнительной степени.

+

-

-

-

-

-

+

5.

Прилагательные в превосходной форме.

-

-

-

-

-

-

-

6.

Наречия

+

+

+

-

-

+

+

7.

местоимения.

+

-

+

-

-

+

+

8.

Союзы

+

+

+

+

+

+

+

9.

Предлоги

+

+

+

+

+

+

+

10

Сложные предложения и конструкции

+

-

-

-

-

+

-

 

Общее количество фрагментов

9

6

7

5

5

8

6


 

Делая выводы из обследования, можно увидеть, что 8-9 баллов набрали двое детей – это высокий уровень развития, 6-7 баллов набрали трое детей – это средний уровень развития, 5 баллов набрали двое детей – это средний уровень развития.

Причем дети с высоким уровнем развития мышления показали и высокие результаты, а дети со средним уровнем – средний уровень развития речи. Только у одного ребенка из обследуемых, запас активного словаря оказался на более низком уровне, чем развитие образно-логического мышления.

Таким образом, мы видим, то все методики предназначены для детей разного возраста. Задания либо усложняются, либо упрощаются. Или же изменяется время работы. Где это сделать невозможно, то предлагаются разные картинки и задания. Все оценки производятся по 10-ти бальной системе, но исследователю разрешается прибавлять, или отнимать 1-2 балла, в связи с поведением ребенка, его усердием и т.д. Кроме того, в некоторых методиках необходимо делать сноску: по сравнению с детьми 5-6 лет или по сравнению с другими детьми. Текст всего комплекта методик завершается "Индивидуальной картой психологического развития ребенка", в которую заносятся  в течение нескольких лет данные, касающиеся повторных и последующих обследований данного ребенка. Это помогает следить за развитием его психических функций.

 

 

 

 Заключение

 

Исследований, ведущих  психологов показывают, что основная общая познавательная способность, формирующаяся в дошкольном возрасте, - опосредствованное решение познавательных задач; способность к использованию сенсорных эталонов и к наглядному моделированию выступает в качестве ее более частных форм.

Исследователи сумели найти пути целенаправленного педагогического руководства развитием этих способностей на разных этапах дошкольного детства (от трех до семи лет). Их основа — формирование у детей действий с материально представленными сенсорными эталонами и наглядными моделями (схемами, чертежами, планами, графиками и т.п.), создание условий для интериоризации таких действий, их перехода во внутренний план.

Полученные данные показали: целенаправленное педагогическое руководство развитием познавательных способностей ведет к существенному продвижению в общем умственном развитии детей.

В данной работе было предоставлено несколько методик и их описание для дошкольного возраста. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство о специфической стороны познавательных процессов, и в итоге, мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вейн А.М., Каменецкая Б.И.. «Память человека».  Изд. «Наука», Москва,1973.
  2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие  детском возрасте. /Собр. соч. М., 1982. – Т.2./
  3. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978/.
  4. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.
  5. Зинченко Г.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  6. Исследование памяти. Ред. Н.Н. Корж. Москва, 1990.
  7. Коновалов В. «Лекции о памяти». Москва, 1987.
  8. Краткий психологический словарь. Ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Изд. «Феникс», 1998.
  9. Лучшие психологические тесты. Ред. Кудряшов А.Ф. Изд. «Петкоком», 1992.
  10. Немов Р.С. Психология. М., 1990.
  11. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981.
  12. Общая психология. Под редакцией проф. А.В. Петровского. Москва, 1976.
  13. Платонов К.К. Занимательная психология. Москва, 1962.
  14. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шандрикова. М., 1990.
  15. Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова. М., 1990/.
  16. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
  17. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  18. Энциклопедия тестов. Составитель С.А. Касьянов. Изд. «Вече», 1997.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)