Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы - исследование феномена лидерства и руководства.
Задачи:
- рассмотреть понятие о лидерстве и его типы и стили;
- изучить психологию лидерства и руководства;
- рассмотреть ролевую концепцию и теории лидерства;
- выявить личностные характеристики лидеров;
- провести анализ методов исследования личностных характеристик лидера;
- сделать выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА
1.1 Понятие о лидерстве и его типы
1.2 Стили лидерства
1.3 Психология лидерства и руководства
1.4 Лидер и стиль его деятельности
1.5 Ролевая концепция лидерства
1.6 Теории эффективного лидерства
1.7 Личностные характеристики лидеров
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА
2.1 Анализ методов исследования личных характеристик
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Программа изучения организаторских склонностей учащихся включает вопросы иного содержания:
- быстрота ориентации в сложных ситуациях;
- находчивость, настойчивость, требовательность;
- склонность к организаторской деятельности;
- самостоятельность, самокритичность;
- выдержка;
- отношение к общественной работе, общительность.
На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.
При использовании данной методики нужно помнить, что она констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
Широко используемая социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
- выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы [17,23].
Вывод: До сих пор однозначного понимания «лидерства» нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект. Наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные.
Можно выделить некоторые
методы выявления лидерских способност
- OSS-test (практиковавшийся в армии США);
- Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
- Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин);
- Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство – это сложный социальный феномен, объяснение которого, на наш взгляд, невозможно в рамках одной теории, а наиболее объективно становится при синтезе различных концепций.
Большинство авторов сходятся на том, что лидерство - это теория или концепция, в которой, прежде всего, описываются отношения между лидером и последователями или членами группы (команды). Ясно - если есть лидер, то должны быть и последователи.
Лидер занимает свое положение либо в результате более эффективной деятельности, либо он обладает способностью определенным образом влиять на членов группы, благодаря присущим ему личностным качествам или в результате сложившейся ситуации.
Отмечается, что взаимодействие
между лидером и другими
Руководство и лидерство, к сожалению, являются разными понятиями, но к руководящим постам в условиях рыночной экономики всё чаще приходят люди, являющиеся о натуре лидерами. Возможно, что через несколько лет эти понятия срастутся и различий уже не будет.
Можно выделить некоторые
методы выявления лидерских способност
- OSS-test (практиковавшийся в армии США);
- Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
- Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин);
- Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС).
Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2007.
2. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учебное пособие/ Б.А. Аникин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.-144с.
3. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. - Питер, 2009. - 448с.
4. Бендас Т.В.Методика выявления лидеров группы/Вестник практической психологии образования № 4(17) октябрь-декабрь 2008.
5. Бусыгин А.В. Менеджмент: введение в специальность; учебное пособие. - М.: Бусыгин, 2007.-168с.
6. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2009.
7. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика. - М.: Дело, 2009.
8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин.- 8-е изд., стереотип. -М.: Новое знание, 2007.-336 с.
9. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования.- М.: Когито-Центр. - 2008. - 288 с.
10. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2009.
11. Коротков Э.М. Менеджмент: учеб. пособие / Э.М. Коротков. –М.: Инфра-М, 2005. - 220с.
12. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента Мыслители, которые изменили мир менеджмента. – М.: Инфра-М, 2009.
13. Курганов В.М. Современный менеджмент: теория и практика управления / В.М. Курганов. -М.: Книжный мир, 2008. -182с.
14. Максимцов М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцов, М.А. Комаров. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2007 - 359с.
15. Маркова, В.Д. Менеджмент / В.Д. Маркова, С.А.Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004.
16. Менеджмент персонала. Функции и методы. М., 2009.
17. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебное пособие. Москва: Академический Проект, 2007.
18. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. М.: КНОРУС, 2006.
19. Психология лидерства: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. – 368с.
20. Розанова В. А. Психология управленческой деятельности. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.
21. Семенова И.И. История менеджмента. Учебное пособие для ВУЗов. Изд-во: 1С. 2008.
22. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник / Л.Д. Столяренко, изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 416с.
23. Управленческая психология. Шикун А.Ф. Филинова И.М. Москва: Анспект-Пресс, 2007.
24. Яблонский С.А. Психология лидерства. – К.: Высшая школа. – 2006. – 384с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест № 1
«Соответствие основных черт личности профессии менеджера»
Если Вы действительно стремитесь, стать хорошим специалистом, то Вам необходимо знать, какие черты характера приблизят Вас к вершинам профессии менеджера. Выполнив данное тестовое задание, Вы получите информацию о своих способностях.
Дайте ответы «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Есть ли у Вас
желание начать собственное
2. Располагаете ли Вы необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?
3. Согласны ли Вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?
4. Откажетесь ли Вы от гарантированной работы со средним заработком, предпочтя ей менее надежную, но более доходную?
5. Любите ли Вы новые
идеи и концепции, причем
6. Способны ли Вы
постоянно генерировать
7. Желаете ли Вы испытать себя в рискованных ситуациях?
8. Способны ли Вы
заключить пари на сумму,
9. Откажетесь ли Вы от малопривлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?
10. Будете ли Вы предлагать новые идеи, если реакция на них Вашего руководителя неопределенна?
11. Независимый ли у Вас характер?
12. Располагаете ли Вы большим запасом жизненной энергии?
13. Любите ли Вы острые ощущения, которые «щекочут» нервы?
14. Пойдете ли Вы на работу, связанную с многочисленными разъездами?
15. Если бы Вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы Вы самые крупные ставки?
16. Опасаетесь ли Вы крутых жизненных поворотов?
Ключ к тестовому заданию «Соответствие основных черт личности профессии менеджера».
Подсчитайте, сколько у Вас получилось положительных ответов, и при наличии 13 и более баллов рассчитывайте, что можете попытать силы в данной сфере.
Тест № 2
«Существуют ли у Вас качества, способствующие карьере
руководителя?»
Карьера требует от людей постоянной активности. Насколько Вы активны и добьетесь ли успеха в карьере, поможет узнать предлагаемый тест. Для его выполнения необходимо ответить на предлагаемые вопросы:
1. Убеждены ли Вы в позитивном значении «школы жизни» для развития человека и достижения им определенных позиций в обществе?
2. Хорошо ли Вы чувствуете себя в обстановке борьбы, соревнования?
3. Какая из функций
современного руководителя
а) достижение целей организации;
б) поддержка и защита персонала?
4. Чем должна регламентироваться деятельность людей:
а) религиозными положениями;
б) этическими нормами;
в) материальными соображениями;
г) заботой об общем благе?
5. Кого бы Вы выбрали в друзья:
а) специалистов;
б) организаторов?
6. Достаточно ли у Вас энергии для преодоления жизненных препятствий?
7. Нравится ли Вам жить в наше время?
8. Родились ли Вы под созвездием Льва, Стрельца, Овна?
9. Любите ли Вы смотреть на огонь?
10. Легко ли Вы переносите отказ, зная, что просьба трудновыполнима?
11. Любите ли Вы поговорить?
12. Живете ли Вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели?
13. Любители Вы быстро действовать?
Ключ к тестовому заданию «Существуют ли у Вас качества, способствующие карьере руководителя?»
Начислите себе за положительные ответы, в том числе за ответы За, 4г, 56, по 5 баллов.
45 баллов и более - Вы активны, у Вас независимый характер и задатки руководителя.
40 баллов и менее - Вы робки, равнодушны, Вам лучше оставить мысли о карьере руководителя.
Тест № 3
«Каков Ваш стиль руководства?»
Прекрасная подсказка для деловых людей. Какими крупными ни были Ваши достижения, как бы ни превосходили Вы людей, не разочаровывайте их в живом общении. Без людского признания никакие богатства не скрасят человеческую жизнь, не принесут истинного удовлетворения от обладания ими.