Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.
Введение
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества)
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство высшего образования Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный Университет им. И.И. Ползунова»
Курсовая работа по дисциплине «Психология»
«Феномин одиночества и пути его преодоления»
Выполнела: студентка гр.5СР-11 Пай Т.Ю.
Содержание
Введение
1 Одиночество как
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический
феномен (Определение
2 Специфика переживания
одиночества в подростковом
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное
исследование проблемы
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы
Введение
Опыту переживания одиночества посвящено немало работ и исследований. В современной жизни мы сталкиваемся с переживанием изоляции в весьма разнообразных видах, начиная от психологической изоляции, которую может переживать член группы, воспринимаемый как «белая ворона», завершая изоляцией физической. При такой форме человек может быть заперт принужденно и добровольно, в одиночной камере или вдали от цивилизации, ведя отшельнический образ жизни.
В настоящее время интерес
к проблеме отчуждения и одиночества
представляется вполне естественным.
Это связано с характером сегодняшней
социальной ситуации, которой свойственны
неопределенность и нестабильность.
Интенсивные изменения в
Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и/или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.
В данной курсовой работе исследуется феномен одиночества. Выбор темы обусловлен желанием понять природу конфликта личности и среды, потребностью узнать, какое место занимает одиночество в современном обществе.
Актуальность настоящей
работы обусловлена практической потребностью
изучения социальной позиции юных людей
и людей репродуктивного
Цель:
- исследование психологической
феноменологии, видов и
- выявление особенностей
и причин переживания
Курсовая работа представляет
анализ феномена одиночества средствами
решения теоретических и
1. Теоретический анализ
сложившихся научных подходов
к пониманию и изучению
2. Выделение проблемы
одиночества как социально-
3. Выявление психологической
природы состояния одиночества
(отличительные особенности
4. Выделение и исследование
основных видов состояния
5. Изучение феноменологии
переживаний одиночества у
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.
Предметом исследования являются
особенности структуры
Объектом исследования являются дети подросткового возраста от 12 до 16 лет (школьники).
Гипотеза исследования. Возникновение
чувства одиночества связано
с недостаточным развитием
В подростоковом периоде
актуализируется переживание
Субъективное ощущение одиночества провоцируют такие факторы как: качество социальных контактов, степень удовлетворенности потребности в общении, нереализации потребности в интимно-личностном общении.
Состояние одиночества сопровождается
конструктивным или деструктивным
переживаниями. Выбор стратегии
совладания обеспечивает трансформацию
негативного переживания в
Методы исследования.
В качестве психодиагностических методик использованы:
1. Шкала одиночества. (Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона).
2. Метод социометрических измерений (социометрия).
3. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич)
4. Методика исследования сомоотношения (С.Р. Патилеев)
5. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества»)
Практическая значимость заключается в следующем:
- возможность использования
ее посылок и выводов в
- эмпирические результаты исследования помогут учителю в воспитательной работе с детьми-подростками.
В моей работе я не затрагиваю клинические аспекты одиночества (патологии) и рассматриваем переживание одиночества как нормальное состояние человека, развивающегося, как одно из условий его полноценной самореализации и личностной зрелости.
1. Одиночество как психологическая проблема
1.1. История изучения проблемы
«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека»
Одиночество как психическое
состояние, имеющее ярко выраженную
негативную окраску, известно человечеству,
по крайней мере, с античных времен.
В истории философско-
По Платону условием достижения истины, добра и красоты является путь дружбы. Аристотель также в «Никомаховой этике» посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы, отметив при этом и значение индивидуального развития. Древние греки больше думали над тем, как избежать одиночества, считая самым приемлемы и оптимальным путь дружбы.
Для Платона и Аристотеля
человек был немыслим без процветающего
полиса. Счастье индивида имело место
только в контексте разумно
Если эпикурейцы еще утверждали зависимость человека от нескольких особенно близких людей, то скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собственного «Я».
С развитием христианства
возрастала и потребность в компенсации
чувства разобщенности и
С завершением средневекового этапа развития человек начинает обращаться все больше не к абсолютному и вечному Богу, а к самому человеку, его универсальной сущности (Г.В.Гегель), понятию родовой сущности (Л.Фейербах), понятию классового сознания (К.Маркс). И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества» .
На закате Ренессанса мы отмечаем, начиная с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека - проблеме его личностной идентичности.
Затем у Р.Декарта проявляется более отчетливое осознание собственной субъективности и метафизического одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосознающим «Я» и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его учении о монадах.
Крупный шаг к пониманию
одиночества как психического феномена
был осуществлен Гегелем. Им предложена
теория о «двух мирах отчужденного
от себя духа». Одиночество представляется
как потеря двух отношений: связи
с собой и связи с социальным
миром. Последний является необходимым
условием для объединения человека
с самим собой. Человек должен
иметь «дом», как в объективном,
так и субъективном смыслах. Природа
одиночества состоит в
Датский теолог и философ Серен Кьеркегор рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ бога в нем самом.
Информация о работе Феномин одиночества и пути его преодоления