Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.
Введение
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества)
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы
Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного.
В нашей работе мы рассматриваем одиночество, прежде всего, в европейской, западной традиции.
Присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке. Можно выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в 50-60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание одиночества является признаком «коммерческих», «потребительских» отношений, которые складываются в обществе. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований. В 60-80-е годы двадцатого столетия было предложено несколько схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социльно-психологических теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).
Представители различных
научных школ и направлений (когнитивных,
экзистенциональных, социологических,
психодинамических, интеракционистских
и др.) указывают на разные причины
и особенности протекания одиночества.
Если исследователи
В исследованиях Джонс, Фримон, Госвик (1981) и др. одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.
Наибольшее внимание
одиночеству уделяли
В творчестве французского
писателя - эссеиста и философа А.Камю,
исходящего из твердого убеждения в
абсурдности человеческого
Ф.Ницше, а затем и Э.Фромм
продолжили мысль И.Канта о том,
что одиночество может
К.Хорни считала одиночество следствием негативного проявления идеологии рыночных отношений, конкурентности человека с человеком.
В.Франкл полагал, что человек попадает в состояние одиночества утратив определенные ценности и смысл жизни.
Д.Рисмен и О.Тоффлер видели
причину одиночества в
Можно считать, что одиночество
как объективная
В последнее десятилетие прошлого века вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночества; исследование Рокача и Брока (1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.
В отечественной литературе
анализ изоляции, одиночества, отчужденности
касался проблемы психического состояния
в экстремальных условиях (О.А.Кузнецов,
В.И.Лебедев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Ю.Хрящева,
С.Т.Юрских и др.), проблемы последствий
разводов и потерь, негативных результатов
взаимодействия субъектов (А.В.Гозман.,
Г.С.Гурко, Л.А.Коростылева и др.),
невозможности найти
Изучив данные исследования, можно сделать вывод, что феноменология одиночества недостаточно разработана в отечественной науке. Одиночество как комплексный, психический феномен выступает объектом разных гуманитарных наук: социологии, классической социальной философии и психологии. Однако в отечественной психологии, за исключением диссертационного исследования Долгиновой О.Б., пока нет специальных работ, посвященных одиночеству. Не исследована его сущность, психологическая природа, генезис, не определено место в системе классификации психических явлений. Можно сказать, что отечественная психологическая наука как бы не замечала этот феномен. Вероятно, поэтому представленные в мировой психологии подходы к изучению одиночества связаны с именами зарубежных ученых, которые в уходящем двадцатом столетии исследовали этот крайне актуальный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в советский период становления и развития психологии некоторые ученые видели угрозу для человека в остром переживании им чувства одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии Б.Г.Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций ... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения ...».
При достаточно частом указании
на одиночество как на психическое
явление в отечественной
Нельзя не согласится с Долгиновой О.Б., что при употреблении в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "чувство одиночества", "состояние одиночества", "потребность в одиночестве", "изоляция", "уединение", и др., используются неоправданно широкие понятийные переносы. Например, большая и, несомненно, имеющая научную ценность, работа О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева «Психология и психопатология одиночества» в действительности мало имеет отношение к собственно одиночеству. Скорее всего, авторы используют термин «одиночество» в качестве подмены понятия сенсорной депривации. Бесспорно, что эти два психических явления требуют дальнейшего научного исследования и четкого разделения.
И.С.Кон, также как и Р.С.Немов, рассматривая вопросы психологии юношеского возраста, описывают некоторые реакции личности и ее окружения на одиночество, предпринимают попытку определить причины данного состояния. По-видимому, эти ученые не ставили перед собой задачу рассмотреть одиночество как психический феномен, исследовать его психологическую природу, поскольку даже не дают ему определения.
В работе Ю.М.Швабла и О.В.Данчевой, на мой взгляд, происходит подмена понятий «одиночество» на «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. В.А.Андрусенко также называет одиночество изоляцией от людей, мира в целом, но предлагает категорию «душевного одиночества как необходимого этапа в определении возможностей своего «Я».
Анализ научной литературы
свидетельствует, что до сих пор
не написана работа, в которой была
бы дана целостная характеристика состояния
одиночества, как психолого-педагогической
проблемы. Сложность построения научной
теории одиночества заключается
в том, что, с одной стороны
оно являет собой глобальное, сущностное,
социально-обусловленное
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества.
В этой главе хотелось бы сделать обзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним.
Психологические представления об одиночестве.
1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)
Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа
Зилбург различал одиночество и
уединенность. Уединенность считал он
суть «нормальное» и «преходящее
умонастроение», возникающее в результате
отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же - это непреодолимое,
неприятное (оно как «червь» разъедает
сердце), константное ощущение. Зилбург
считает, что причинами одиночества
являются такие черты личности как
нарциссизм, мании величия и враждебность,
а также стремление сохранить
инфантильное чувство собственного
всемогущества. Такая нарциссистическая
ориентация начинает формироваться
в детском возрасте, когда ребенок
вместе с ощущением радости быть
любимым испытывает потрясение, вызванное
тем, что он - маленькое, слабое существо,
вынужденное ждать
Об этиологии одиночества писал и Г.Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)
Подход К.Роджерса к одиночеству
отличается от психоаналитического
в том, что он мало обращает внимания
на ранние детские воспоминая, считая,
что одиночество вызвано
Согласно Роджерсу, одиночество
- это проявление слабой приспособляемости
личности, а причина его - феноменологическое
несоответствие представлений индивида
о собственном «Я». Если разделить
процесс возникновения
1) Общество влияет на
человека, вынуждая его вести
себя в соответствии с
2) Из-за этого возникают
противоречия между внутренним
истинным «Я» индивида и
3) Индивид становится
одиноким, когда, устранив охранительные
барьеры на пути к
И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)
В отличии от психоанализа
и роджерианского подхода, где причиной
одиночества является сам человек,
некоторые представители
Информация о работе Феномин одиночества и пути его преодоления