Феномин одиночества и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.

Содержание работы

Введение
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества)
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Fenomin_odinochestva.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как  о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего  внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного.

В нашей работе мы рассматриваем  одиночество, прежде всего, в европейской, западной традиции.

Присущий человеку протест  против одиночества стал генеральной  темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке. Можно  выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях  интерес к проблеме одиночества  проявился в 50-60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание  одиночества является признаком  «коммерческих», «потребительских»  отношений, которые складываются в  обществе. Первые концепции выстраивались  на основе наблюдений и теоретических  исследований. В 60-80-е годы двадцатого столетия было предложено несколько  схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных  исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер  и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах  проблема одиночества предстала  в качестве предмета в социльно-психологических  теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества  изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978), связанное  с социальной изоляцией, но не обусловленное  ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет  ряд признаков: остроту, предел и  тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).

Представители различных  научных школ и направлений (когнитивных, экзистенциональных, социологических, психодинамических, интеракционистских и др.) указывают на разные причины  и особенности протекания одиночества. Если исследователи психодинамического направления рассматривают негативный опыт ранних лет жизни как причину  одиночества, то гуманистическая концепция  К.Роджерса присваивает ведущую  роль текущим влияниям в процессе социализации. Своеобразие когнитивного подхода заключается в смешении типов переживания одиночества  и противопоставлении действительного  и желаемого взаимодействия субъекта.

В исследованиях Джонс, Фримон, Госвик (1981) и др. одиночество рассматривается  как проблема межличностного характера  в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.

 Наибольшее внимание  одиночеству уделяли экзистенциалисты  А.Бердяев, М.Бубер, А.Камю, Ж.-П.Сартр,  М.Хайдеггер, К.Ясперс. Одиночество  личности рассматривается как  реализация принципа замкнутого  анропологического универсума, согласно  которому, внутренняя изолированность  человека - основа любого индивидуального  бытия. Поэтому человек выбирает  одиночество, когда не находит  эмоционального отклика в ходе  общения с другими людьми. Согласно  философии Ж.-П.Сартра, путь человека  к себе или «в себя» всегда  конфликтен и сопряжен с осознанием  одиночества как экзистенциальной  ситуации человеческого бытия в мире.

В творчестве французского писателя - эссеиста и философа А.Камю, исходящего из твердого убеждения в  абсурдности человеческого бытия, символом «человеческого состояния» назван античный миф о Сизифе. С точки  зрения Камю, безбрежное одиночество  Сизифа становится подтверждением его  силы и внутренней свободы .

Ф.Ницше, а затем и Э.Фромм  продолжили мысль И.Канта о том, что одиночество может происходить  от падения нравственных норм. Э.Фромм  причиной одиночества называл культивирование  неразумных потребностей.

К.Хорни считала одиночество  следствием негативного проявления идеологии рыночных отношений, конкурентности человека с человеком.

В.Франкл полагал, что человек  попадает в состояние одиночества  утратив определенные ценности и смысл жизни.

Д.Рисмен и О.Тоффлер видели причину одиночества в ускорении  темпов жизни в условиях НТР, когда  человек остается «один в толпе».

Можно считать, что одиночество  как объективная психологическая  проблема современности не утрачивает своей актуальности. Например, Н.Е.Покровский называет его «чумой XX века», требующей  серьезного осмысления, теоретических  и эксперементальных научных  исследований.

В последнее десятилетие  прошлого века вновь возрос интерес  к проблеме одиночества. Среди современных  работ можно выделить научные  комментарии Андре (1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания  одиночества; исследование Рокача и  Брока (1996), выявляющее стратегии преодоления  и факторы одиночества.

В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности  касался проблемы психического состояния  в экстремальных условиях (О.А.Кузнецов, В.И.Лебедев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Ю.Хрящева, С.Т.Юрских и др.), проблемы последствий  разводов и потерь, негативных результатов  взаимодействия субъектов (А.В.Гозман., Г.С.Гурко, Л.А.Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный  отклик (К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин и  др.) и т.д. Основополагающие методологические принципы концепции отечественной  психологии: о сущности личности и  ее психологической структуре (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М.Андреева, А.В.Петровский, К.К.Платонов), о системной, межфункциональной организации  человеческой психики и сознания (Л.С.Выготский), представления о  психологической устойчивости личности (Е.П.Крупник), о динамики личности как  взаимодействии базовых психодинамических  тенденций: идентификации и обособления. В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (И.М.Ачильдиев, Л.И.Старовойтова), философско-социологическом (Г.М.Тихонов, Ж.В.Пузанова), социологическом (Ю.М.Черепухин, С.В.Куртиян) направлениях. Важно отметить социльно-психологическое исследование Ю.М.Швалбы, О.В.Данчевой, психолого-педагогическое - О.Б.Долгиновой

Изучив данные исследования, можно сделать вывод, что феноменология  одиночества недостаточно разработана  в отечественной науке. Одиночество  как комплексный, психический феномен  выступает объектом разных гуманитарных наук: социологии, классической социальной философии и психологии. Однако в  отечественной психологии, за исключением  диссертационного исследования Долгиновой О.Б., пока нет специальных работ, посвященных одиночеству. Не исследована его сущность, психологическая природа, генезис, не определено место в системе классификации психических явлений. Можно сказать, что отечественная психологическая наука как бы не замечала этот феномен. Вероятно, поэтому представленные в мировой психологии подходы к изучению одиночества связаны с именами зарубежных ученых, которые в уходящем двадцатом столетии исследовали этот крайне актуальный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в советский период становления и развития психологии некоторые ученые видели угрозу для человека в остром переживании им чувства одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии Б.Г.Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций ... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения ...».

При достаточно частом указании на одиночество как на психическое  явление в отечественной психологии практически отсутствуют его  теоретические и эмпирические исследования. Положение о том, что здоровье общества - это здоровье его членов, заслуживает изучения и в контексте  емкой, межпредметной категории  одиночества. В затянувшихся условиях социально-экономической нестабильности, характерной для нашей страны, проявления и последствия субъективного  одиночества человека становятся по-особому  злободневными и значимыми. Все  более очевидна необходимость анализа  природы и сущности этого состояния, специфики его переживания и  проявления в жизни и деятельности.

Нельзя не согласится с  Долгиновой О.Б., что при употреблении в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "чувство одиночества", "состояние  одиночества", "потребность в  одиночестве", "изоляция", "уединение", и др., используются неоправданно широкие понятийные переносы. Например, большая и, несомненно, имеющая научную ценность, работа О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева «Психология и психопатология одиночества» в действительности мало имеет отношение к собственно одиночеству. Скорее всего, авторы используют термин «одиночество» в качестве подмены понятия сенсорной депривации. Бесспорно, что эти два психических явления требуют дальнейшего научного исследования и четкого разделения.

И.С.Кон, также как и  Р.С.Немов, рассматривая вопросы психологии юношеского возраста, описывают некоторые реакции личности и ее окружения на одиночество, предпринимают попытку определить причины данного состояния. По-видимому, эти ученые не ставили перед собой задачу рассмотреть одиночество как психический феномен, исследовать его психологическую природу, поскольку даже не дают ему определения.

В работе Ю.М.Швабла и О.В.Данчевой, на мой взгляд, происходит подмена понятий «одиночество» на «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. В.А.Андрусенко также называет одиночество изоляцией от людей, мира в целом, но предлагает категорию «душевного одиночества как необходимого этапа в определении возможностей своего «Я».

Анализ научной литературы свидетельствует, что до сих пор  не написана работа, в которой была бы дана целостная характеристика состояния  одиночества, как психолого-педагогической проблемы. Сложность построения научной  теории одиночества заключается  в том, что, с одной стороны  оно являет собой глобальное, сущностное, социально-обусловленное явление  с недостаточно четкими критериальными признаками, с другой стороны, является фактом сложного психического переживания, уходящего в глубины индивидуального  сознания (рефлексия, интимность, субъектность и пр.)

1.2 Основные подходы  к психологическому анализу и преодалению одиночества.

В этой главе хотелось бы сделать обзор как некоторых  психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов  о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним. 

Психологические представления об одиночестве.

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)

Обобщая положения некоторых  психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается  в этой психологической парадигме  как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.   

Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и  уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее  умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает  сердце), константное ощущение. Зилбург  считает, что причинами одиночества  являются такие черты личности как  нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить  инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая  ориентация начинает формироваться  в детском возрасте, когда ребенок  вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное  тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Об этиологии одиночества  писал и Г.Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в  младенчестве (стремление ребенка к  контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности  в приятеле, с которым можно  обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.

Фромм-Рейхман, выделяя причины  одиночества, подчеркивает пагубное последствие  преждевременного отлучения от материнской  ласки.

2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)

Подход К.Роджерса к одиночеству  отличается от психоаналитического  в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.

Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости  личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить  процесс возникновения одиночества  на 3 этапа и схематически представить  его, то получиться следующая картина.

1) Общество влияет на  человека, вынуждая его вести  себя в соответствии с социально  оправданными, ограничивающими свободу  действия образцами. 

2) Из-за этого возникают  противоречия между внутренним  истинным «Я» индивида и проявлениями  его «Я» в отношениях с другими  людьми, что приводит к потере  смысла существования. 

3) Индивид становится  одиноким, когда, устранив охранительные  барьеры на пути к собственному  «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в  контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый  круг: человек веря в то, что его  истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы  не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что  приводит к опустошенности. Иными  словами, в одиночестве проявляется  несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

3) Социально-психологический  подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)

В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность  за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько  факторов, способствующих усилению одиночества  в современном обществе:  ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

Информация о работе Феномин одиночества и пути его преодоления