Феномин одиночества и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.

Содержание работы

Введение
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества)
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Fenomin_odinochestva.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Особенности социальной идентификации. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Следствием преобладания в личности тенденции к обособлению  является отчуждение человека от других людей, что может переживаться как  состояние отчуждающего одиночества. Это проявляется в возбудимости, тревожности, циклотимности характера, низкой эмпатии, неспособности к  сотрудничеству в конфликтных ситуациях  и склонности их избегать, подозрительности и зависимости человека в межличностных  отношениях.

Результатом чрезмерной идентификации  человека с другими людьми, является отчуждение от собственного «Я», невозможность  личностного обособления, что может  переживаться как состояние самоотчуждающего одиночества. Это состояние обусловлено  отсутствием идентификации с  самим собой и проявляется  в подозрительности межличностных  отношениях и сочетании противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивлении и приспособлении конфликтных ситуациях, наличии  всех уровней эмпатии, возбудимости, тревожности и эмотивности характера.

 Основные  виды состояния одиночества

Есть смысл различать  три вида состояний одиночества: хронический, ситуативный и преходящий. Хроническое одиночество наступает  тогда, когда индивид в течение  длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для  него людьми. Ситуативное одиночество  обычно появляется как результат  каких-либо стрессовых событий в  жизни человека, таких, например, как  смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После  короткого времени дистресса  ситуативно одинокий индивид смиряется  со своей потерей и частично или  полностью преодолевает возникшее  чувство одиночества. Преходящее одиночество  выражается в кратковременных приступах  чувства одиночества, которые полностью  и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Переживание одиночества в подростковом возрасте

Современная ситуация в обществе характеризуется значительными  структурными и динамическими изменениями  в социальной, экономической и  политической жизни. Дальнейшее расслоение общества, переход к рыночной экономике приводят к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы. Одиночество в подростковом возрасте - одно из значимых для человека переживаний. Исследователи подросткового возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития.

С переживанием одиночества  часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего «Я», осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных стадиях развития и становления подростка одиночество  может переживаться по-разному и  вызывать множество проблем. Исходы переживаний могут быть альтернативными, переживаемое одиночество либо становится побуждением к раскрытию своих  возможностей, ступенькой к поиску себя, либо - обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду.

Именно в этот период подростки  чаще всего остро переживают одиночество  как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Об этом свидетельствуют обращения  подростков на телефон экстренной психологической  помощи, в психологические службы для молодежи и подростков, в редакции газет и журналов.

Переживание одиночества  у подростка может перерасти  в устойчивое негативное психическое  состояние, накладывающее отпечаток  на все остальные чувства и  переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Чрезвычайно  важным является овладение подростками  средствами осознанной саморегуляции  и рефлексивного управления своей  активностью.

Многие исследователи  рассматривают одиночество как  универсальный человеческий опыт, возникающий  из факта человеческого существования. Они выделяют типичные для нашего времени факторы, обуславливающие  содержательные характеристики сегодняшнего одиночества: изменение структуры  современной семьи; необходимость  высокой пространственной мобильности; расшатывание религиозных традиций; появление недоверия к государственным и экономическим структурам; технологизацию и компьютеризацию современного общества.

Общим компонентом в переживании  одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в связи с этим появляющееся ощущение собственной незначимости. Это объясняет тот факт, что  одиночество в наше время воспринимается исключительно негативно.

Д.Гэв определяет одиночество  как чувство печали и тоски, возникающее  в результате невозможности построения желаемых отношений с определенными  аспектами окружающего мира. Конструктивной противоположностью одиночества, по ее мнению, является умение быть наедине  с собой.

Гэв рассматривает одиночество  с точки зрения различных уровней  его проявления, выделяя два основных: экзистенциальный и патологический (тягостно переживаемый).

Экзистенциальное одиночество (как исходная обреченность на непонимание  другими) является частью человеческого  существования. Оно включает в себя осознание своей разделенности  с другими, поиски идентичности и  смысла жизни. Источником экзистенциального  одиночества является факт уникальности и единственности опыта каждого  человека, факт человеческой экзистенции. Тягостно переживаемое одиночество (патологическое по Д.Гэв) предполагает часто хроническую  разобщенность с самим собой  и другими, являющуюся следствием невозможности  построения и сохранения желаемых отношений  со значимыми другими или результатом  фрустрации потребности в социальной включенности.

Тягостно переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:

1. Отсутствием контакта  с самим собой.

2. Неспособностью к преодолению  эмоциональных барьеров с другими.

3. Неспособностью и неумением  найти свое место в социальном  сообществе.

4. Утратой смысла собственной  жизни.

В то же время, по мнению К.Мустакаса - «Одиночество - это условие жизни  человека, опыт человеческого существования, который дает индивидууму возможность  поддерживать, расширять и углублять  его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития».

В таком понимании одиночества  присутствует известная доля фатальности  и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при  этом ищут выход в Боге, другие - в  стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании и принятии этого  факта. Нам наиболее близка позиция  третьих. Как писал Р.М.Рильке: «Мы  одиноки. Можно обманывать себя или  делать вид, что это не так. Но насколько  лучше признать это и из этого исходить».

Это подводит нас к мысли, что осознание и признание  своего одиночества можно рассматривать  как одно из условий человеческого  развития и один из критериев личностной зрелости. Подростки переживают одиночество, приобретая опыт расставания со старыми  ценностями, опыт утраты близких взаимоотношений, опыт потери какой-то части себя самого. Недобровольность и вынужденность  этого переживания, обостряют чувство  бессилия и беспомощности. Часто  это приводит к сомнениям в  собственной значимости, утрате доверия  к миру и себе, к отчуждению и  изоляции.

Подростки остро ощущают  ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять  свои потребности в самостоятельности  и независимости, но также и в  близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические  ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание  взрослыми и ровесниками).

Переживание одиночества  у подростков связано не только с  ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.

Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время  часто его сами ищут. Подросток  хочет быть собой и, одновременно, боится этого. «Подростки исключительно  эгоистичны, считают себя центром  вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих  периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы  оборвать их также внезапно, как  и начали. С одной стороны - они  с энтузиазмом включаются в жизнь  сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время  преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению  к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим  оптимизмом и самым мрачным пессимизмом» .

Подростки (почти все) еще  не задумываются о смысле жизни. Они  чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

Подростков потрясает  осознание одиночества, осознание  того, что они никому не нужны  и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие  к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто  в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной  активности, что часто приводит к  нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного  контроля за своими состояниями и  поведением.

По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной  и страшной форме.

Все переживания подростка  находят отражение в картине  его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации  человека (темперамента).

В целостной же картине  поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки  любыми средствами преодолеть одиночество  часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности  личностного развития. Это и вынуждает  исследователей обращаться к проблемам восприятия и переживания подростком различных аспектов одиночества и вести поиск средств, облегчающих подростку этот круг переживаний, помогающих ему отыскать наиболее конструктивный выход в различных ситуациях остро переживаемого одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Опытно-экспериментальное  исследование проблемы одиночества

3.1 Обоснование  выбора методик.

Запланированный эксперимент  отвечает целям и задачам курсовой работы.

Базой для исследования является Глобальная интернет сеть.

Выборку составили учащиеся шестых - десятых классов, 30 подростков.

 Мной использовались такие методики:

1. Модифицированная шкала  измерения одиночества UCLA (версия 3) (Russell,1996).

Методика разработана  в Калифорнийском университете Д.Расселом, Л.А.Пепло и Г.Фергюссоном и  предназначена для измерения  уровня ощущения одиночества. Шкала  представляет 20 утверждений и 4 варианта ответа (часто, иногда, редко, никогда). Путем подсчета количества каждого  из вариантов ответов складывается максимально возможный показатель, что и показывает на уровень субъективного  ощущения одиночества.

2. Метод социометрических  измерений (социометрия ).

Этот метод измерения  межличностных взаимоотношений  в группе. Основоположник Дж. Морено, внедрение этого метода в исследованиях  советских психологов связано с  именами Е.С. Кузьмина, Я.А. Коломенского и других исследователей.

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений, в целях их изменения, улучшения  и совершенствования. С помощью  социометрии можно изучить типологию  социального поведения людей  в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической  совместимости членов конкретных групп.

 Для углубленного изучения  феноменологии одиночества нами  введены дополнительные методики:

1. Методика Ценностные  ориентации (М. Рокич).

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной  сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем  методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает  два класса ценностей:

- Терминальные - убеждения  в том, что конечная цель  индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться.

- Инструментальные - убеждения  в том, что какой-то образ  действий или свойство личности  является предпочтительным в  любой ситуации.

Информация о работе Феномин одиночества и пути его преодоления