Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.
Введение
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества)
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы
Особенности социальной идентификации. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
Следствием преобладания
в личности тенденции к обособлению
является отчуждение человека от других
людей, что может переживаться как
состояние отчуждающего одиночества.
Это проявляется в
Результатом чрезмерной идентификации
человека с другими людьми, является
отчуждение от собственного «Я», невозможность
личностного обособления, что может
переживаться как состояние самоотчуждающего
одиночества. Это состояние обусловлено
отсутствием идентификации с
самим собой и проявляется
в подозрительности межличностных
отношениях и сочетании противоречащих
личностных и поведенческих характеристик:
сопротивлении и приспособлении
конфликтных ситуациях, наличии
всех уровней эмпатии, возбудимости,
тревожности и эмотивности
Основные виды состояния одиночества
Есть смысл различать
три вида состояний одиночества:
хронический, ситуативный и преходящий.
Хроническое одиночество
Переживание одиночества в подростковом возрасте
Современная ситуация в обществе характеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Дальнейшее расслоение общества, переход к рыночной экономике приводят к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально защищенные группы. Одиночество в подростковом возрасте - одно из значимых для человека переживаний. Исследователи подросткового возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития.
С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего «Я», осознание себя как личности и индивидуальности.
На разных стадиях развития
и становления подростка
Именно в этот период подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Об этом свидетельствуют обращения подростков на телефон экстренной психологической помощи, в психологические службы для молодежи и подростков, в редакции газет и журналов.
Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Чрезвычайно важным является овладение подростками средствами осознанной саморегуляции и рефлексивного управления своей активностью.
Многие исследователи
рассматривают одиночество как
универсальный человеческий опыт, возникающий
из факта человеческого
Общим компонентом в переживании одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в связи с этим появляющееся ощущение собственной незначимости. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно негативно.
Д.Гэв определяет одиночество как чувство печали и тоски, возникающее в результате невозможности построения желаемых отношений с определенными аспектами окружающего мира. Конструктивной противоположностью одиночества, по ее мнению, является умение быть наедине с собой.
Гэв рассматривает одиночество с точки зрения различных уровней его проявления, выделяя два основных: экзистенциальный и патологический (тягостно переживаемый).
Экзистенциальное одиночество
(как исходная обреченность на непонимание
другими) является частью человеческого
существования. Оно включает в себя
осознание своей разделенности
с другими, поиски идентичности и
смысла жизни. Источником экзистенциального
одиночества является факт уникальности
и единственности опыта каждого
человека, факт человеческой экзистенции.
Тягостно переживаемое одиночество (патологическое
по Д.Гэв) предполагает часто хроническую
разобщенность с самим собой
и другими, являющуюся следствием невозможности
построения и сохранения желаемых отношений
со значимыми другими или
Тягостно переживаемое одиночество, по мнению Гэв, характеризуется 4-мя компонентами:
1. Отсутствием контакта с самим собой.
2. Неспособностью к преодолению
эмоциональных барьеров с
3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.
4. Утратой смысла собственной жизни.
В то же время, по мнению К.Мустакаса - «Одиночество - это условие жизни человека, опыт человеческого существования, который дает индивидууму возможность поддерживать, расширять и углублять его человеческую природу. Человек, в конечном счете, всегда одинок, живет ли он в изоляции или болезни, ощущает ли он утрату после смерти любимого существа или острое чувство радости в триумфе созидания. Я верю, что каждому человеку необходимо признать свое одиночество и четко осознать, что, в конечном счете, в каждый миг своего бытия человек одинок, - ужасающе, совершенно одинок Усилия, предпринимаемые для того, чтобы ускользнуть от экзистенциального переживания одиночества могут привести только к самоотчуждению. Когда человек избегает фундаментальной правды жизни, когда ему удается успешно отрицать ужасное одиночество индивидуального существования, он лишает себя одного из значительных средств своего собственного развития».
В таком понимании одиночества присутствует известная доля фатальности и обреченности. Это осознается самими экзистенциалистами. Одни из них при этом ищут выход в Боге, другие - в стремлении быть сверхчеловеком, третьи - в признании и принятии этого факта. Нам наиболее близка позиция третьих. Как писал Р.М.Рильке: «Мы одиноки. Можно обманывать себя или делать вид, что это не так. Но насколько лучше признать это и из этого исходить».
Это подводит нас к мысли,
что осознание и признание
своего одиночества можно
Подростки остро ощущают
ситуацию экзистенциального перелома:
они одновременно хотят удовлетворять
свои потребности в
Переживание одиночества
у подростков связано не только с
ситуацией межличностных
Одиночество в этот период
часто неприятно для
Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.
Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.
Одиночество, таким образом,
часто переживается тягостно и воспринимается
как момент остановки собственной
активности, что часто приводит к
нарушению привычной
По мнению Г.Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.
Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).
В целостной же картине
поведения подростка
3 Опытно-экспериментальное
исследование проблемы
3.1 Обоснование выбора методик.
Запланированный эксперимент отвечает целям и задачам курсовой работы.
Базой для исследования является Глобальная интернет сеть.
Выборку составили учащиеся шестых - десятых классов, 30 подростков.
Мной использовались такие методики:
1. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA (версия 3) (Russell,1996).
Методика разработана
в Калифорнийском университете Д.Расселом,
Л.А.Пепло и Г.Фергюссоном и
предназначена для измерения
уровня ощущения одиночества. Шкала
представляет 20 утверждений и 4 варианта
ответа (часто, иногда, редко, никогда).
Путем подсчета количества каждого
из вариантов ответов складывается
максимально возможный
2. Метод социометрических измерений (социометрия ).
Этот метод измерения межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник Дж. Морено, внедрение этого метода в исследованиях советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.А. Коломенского и других исследователей.
Социометрическая техника
применяется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений,
в целях их изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью
социометрии можно изучить
Для углубленного изучения
феноменологии одиночества
1. Методика Ценностные ориентации (М. Рокич).
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
- Инструментальные - убеждения
в том, что какой-то образ
действий или свойство
Информация о работе Феномин одиночества и пути его преодоления