Феномин одиночества и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:
1. Теоретический анализ сложившихся научных подходов к пониманию и изучению одиночества.
2. Выделение проблемы одиночества как социально-психологической проблемы, обусловленной осознанием негативных результатов социального взаимодействия.
3. Выявление психологической природы состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека).
4. Выделение и исследование основных видов состояния одиночества.
5. Изучение феноменологии переживаний одиночества у современных подростков на материале анализа литературных данных и эмпирического исследования.
6. Анализ данных, полученные в результате исследования.

Содержание работы

Введение
1 Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества)
1.1 История исследования проблемы
1.2 Основные подходы к психологическому анализу и преодалению одиночества
1.3 Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
2.1 Особенности переживания одиночества подростками
3 Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества
3.1 Обоснование выбора методик
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Fenomin_odinochestva.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические  ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить  ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента  системы ценностей или неискренность  ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность  в проведении обследования и обработке  результатов, гибкость - возможность  варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому  особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие  контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

2. Методика исследования  сомоотношения (С.Р. Патилеев)

Методика позволяет исследовать  особенности динамики сомосознания, структуры и особенностей отношения  к собственному Я, отношений личности в целом.

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС) создан С.Р.Пантилеевым  в 1989 году, содержит 110 утверждений. Методика состоит из 9 субшкал по 10 - 14 пунктов, при подсчете которых выявляется процентное соотношение по каждой из субшкал, что позволяет судить о  том, какой фактор - модальности выражен  в большей степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе была исследована психологическая феноменология одиночества. Я выполнила поставленные в начале работы цели и задачи. Мной были рассмотрены виды и механихмы одиночества, факторы, типы переживания одиночества и стратегии его преодоления, как элементы феноменологической модели одиночества. Была изучена и проанализирована соответствующая литература по данному вопросу, на основе которой я выделила проблему одиночества как социально-психологическую проблему, обусловленную осознанием негативных результатов социального взаимодействия, а также проанализировала психологическую природу состояния одиночества (отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека). На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования я изучила феноменологию переживаний одиночества у современных подростков и проанализировала данные, полученные в результате исследования. На основе этих данных я выявила  особенности и причины переживания одиночества в подростковом возрасте, тем самым доказав выдвинутую гипотезу. В процессе эмпирического исследования мной были применены современные методики.

Проведя теоретическое и  практическое исследование проблемы одиночества, я доказала актуальность и значимость данной работы для современного общества, а также ее практическую ценность в работе психологов и учителей.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Возрастная и педагогическая  психология : Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93с

2. Демидов А.Б. Феномены  человеческого бытия. Глава 5. Понятие одиночества в философии  и психологии/ А.Б.Демидов. – [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm

3. Долгинова О.Б. Изучение  одиночества как психологического  феномена/ О.Б.Долгинова. – Прикладная  психология, 2000. - №4. – с. 28-36.

4. Кон И.С. Многоликое  одиночество/ И.С.Кон - Знание –  сила,  1986 - №12. – с. 15-42

5. Лабиринты одиночества:  пер. с англ./ сост., общ. ред.  и предисл. Н.Е.Покровского. –  М.:Прогресс, 1989. – 624 с.

6. Методики социально-психологической  диагностики личности и группы : [сб. науч. тр.] / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Ин-т психологии, 1990. - 219 с. 

7. Милграм С. Эксперимент  в социальной психологии/ С.Милграм. - СПб.: Питер, 2000. - 285с.

8. Миноскович Б. Одиночество  – междисциплинарный подход/ Б.Миноскович. – Лабиринты одиночества. –  М.:Прогресс, 1989

9. Пантилеев Р.С. Методика  исследования самоотношения/ Р.С.Пантилеев. - М.: Смысл, 1993. - 36с.

10. Перлман Д., Пепло Л.Э.  Теоретические подходы к одиночеству/  Д.Перлман, Л.Э.Пепло. – Лабиринты  одиночества. – М.:Прогресс, 1989.

11. Петровская Л.А. Теоретические  и методические проблемы социально-психологического  тренинга/ Л.А.Петровская. – М.: 1982. –  с. 30-37

12. Поливанова К.Н. Психология  возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 189с.

13. Психологический словарь/  под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Педагогика - Пресс, 1997. - 285с.

14. Психологические тесты. /под ред. А.А.Карелина. В 2 т. (Т.1) - М.: Владос, 2000.

15. Пузько В.И. Экзистенциональный  невроз как бегство от одиночества/  В.И.Пузько – Материалы научной  конференции «Теология, философия  и психология одиночества».- Владивосток: 1995. 

16. Садлер У.А., Джонсон  Т.Б. От одиночества – к аномии/ У.А.Садлер, Т.Б.Джонсон – Лабиринты  одиночества. – М.:Прогресс, 1989

17. Сартр Ж.-П. Сумерки  богов/ Ж.-П.Сартр. – М.: 1991. - С. 319-344

18. Словарь практического  психолога/ сост. С.ю.Головин. –  Минск: Харвест,1998. – 799с.

19. Трубникова С.Г. Проблема  психологии одиночество в философской  и психологической литературе  XX века/ С.Г.Трубникова. – М.: 1998. – 20с.

20. Фромм Э. Бегство  от свободы: Пер с англ. / Э.Фромм  – М.: Прогресс, 1989- 272 с.

21. Фромм Э.. Искусство  любить/ Э.Фромм. — СПб.: Азбука-классика, 2004. ISBN 5-352-00758-8.

22. Швалб Ю.М., Данчева О.В.  Одиночество: социально-психологические  проблемы/ Ю.М.Швалб, О.В.Данчева.  – Киев: 1991. – 270 с.

23. Ялом И. Экзистенциальная  психотерапия/ И.Ялом. – М.:2000. – 576с.

 

 

 


Информация о работе Феномин одиночества и пути его преодоления