Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально–экономической структуры общества не редко перед подростком встает проблема одиночества, непонятности, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает их на поиски выхода из создавшейся ситуации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ
1.1 Сущность понятия эмпатия .……………………………………………….. 6
1.2 Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте ……………10
1.3 Формы и направления по формированию эмпатии в подростковом возрасте …………….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Этапы и методы исследования ……………………………………………..23
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая Кукета Катя ДП-51.docx

— 233.38 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

 

ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ

1.1 Сущность понятия эмпатия .……………………………………………….. 6

1.2 Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте ……………10

1.3 Формы и направления  по формированию эмпатии в подростковом возрасте ………………………………………………………………………….16

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Этапы и методы исследования ……………………………………………..23

2.2 Анализ полученных результатов  исследования …………………………..25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально–экономической структуры общества не редко перед подростком встает проблема одиночества, непонятности, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает их на поиски выхода из создавшейся ситуации. Иногда этим решением бывает уход в призрачную реальность: наркомания, преступность, попытки суицида. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия, о причинах исчезновения доброго эмоционального отношения людей друг к другу. В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени и общества.

Развитие эмпатии особенно важно в подростковый период, когда интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми.

В современной психологии выделилось несколько различных  подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.

Наличие и уровень эмпатии оказывает глубокое воздействие на общее развитие личности: развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышаются адаптивные и коммуникативные возможности, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Путь поиска истины по проблеме эмпатии предлагали такие ученые, как А.Е.Айви. А.А. Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова, Ю Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т. И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др.

Целью работы является исследование формирования эмпатии у подростков на занятиях кружка по психологии.

Развитие эмпатии является важной психологической проблемой, от решения которой зависит развитие творческой и гуманистической основы человека на пороге третьего тысячелетия.

Объект исследования: эмпатия подростков.

Предмет исследования: формирование эмпатии у подростков на занятиях кружка по психологии.

Выделяем следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия эмпатия.
  2. Выявить особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте.
  3. Изучить формы и направления по формированию эмпатии на занятиях кружка по психологии.
  4. Исследовать особенности формирования эмпатии в подростков возрасте.

При подготовке данного исследования  были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); тестирование; математическая обработка полученных результатов исследования.

Методологической  основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов (И. М. Юсупов, Т. П. Гаврилова, В. В. Бойко, В.Колер, Дж. Мид, К. Роджерс).

Практическая  значимость исследования заключается в теоретическом обосновании и методической разработке путей и условий формирования эмпатии в подростковом возрасте. Разработана и апробирована программа занятий по формированию эмпатии в подростковом возрасте, которая может быть полезной для социальных педагогов и психологов, практических психологов и др.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ

 

1.1 Сущность понятия эмпатия

 

Эмпатия (от греч. empatheia– сопереживание) как научное понятие было введено в 1909 году американским психологом Э. Титченером, обобщившим идеи о симпатии и теории вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Титченер рассматривал эмпатию в качестве высшей и собственно человеческой формы развития симпатии. Первоначально термин «эмпатия» означал процесс вчувствования, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого [4, c.86].

В ранних философских трудах понятие «эмпатия» восходило к этическому понятию «симпатия» (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр), а также понятию вчувствования, возникшему в немецкой философии и эстетике (Т. Липпс) [10, c.27].

В настоящее время среди  исследователей эмпатии наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретации данного феномена, что порождает ряд методологических проблем. Во многих работах подчеркивается неразработанность теоретических аспектов эмпатии, разрозненный характер исследований.

Развитие понятия «эмпатия» в зарубежной психологии связано с именами таких ученых и исследователей, как В.Колер, Дж. Мид, К. Роджерс и др. Так, по мнению В.Колера, эмпатия в большей степени является пониманием, чем разделением эмоционального состояния, так как механизмы, благодаря которым люди оказываются способными к сопереживанию, в определенной степени утрачивают свое значение. Дж. Мид определяет эмпатию как «способность принять другого человека» [26, c.5].

Значительный вклад в  изучение проблемы эмпатии был внесен гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим - в практике педагогического процесса и других сферах человеческого общения [26, с.152].

В работах К. Роджерса описаны три существенные особенности эмпатийного процесса [26, с. 234]:

  • сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпати-рующего, благодаря которой существует психологическая дистанция между ним и эмпатируемым;
  • наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения эмпатирующего к эмпатируемому;
  • динамичный (процесс, действие), а не статичный (состояние, способность) характер феномена эмпатии.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.

До сих пор не существует общепринятой теории эмпатии и единого понимания проблемы, несмотря на многочисленные и обширные исследования в этой области. Понятие «эмпатия» имеет долгую и продолжительную историю, генезис его уходит корнями в древнегреческую философию. Но вместе с тем, как показывает анализ литературы, недостаточно исследовались до сих пор вопросы о возможностях формирования эмпатической культуры средствами этнопедагогики. Между тем именно в народной педагогике заложены большие возможности для органичного введения детей и подростков в окружающий мир и воспитания у них нравственных качеств. Таким образом, несмотря на то, что в представлениях народа о совершенной личности нет понятий «эмпатия», «эмпатическая культура», в них нашли отражение составные компоненты этих явлений: сопереживание, сострадание, доброжелательность к людям, способность понимать других людей и сочувствовать им, готовность оказать помощь другому человеку, участливость, бескорыстие, щедрость.

В отечественной психологии первые фундаментальные исследования эмпатии были проведены Т.П. Гавриловой в 70-е г. XX в. Автор рассматривает эмпатию как специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет» [9, с. 148].

Т.П. Гаврилова утверждает, что эмпатия возникает при непосредственном восприятии переживаний другого, и в ситуации неблагополучия индивида переживается как жалость, печаль, сострадание. В своем исследовании она предлагает рассматривать сопереживание и сочувствие как личностные формы эмпатии. При этом сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, но фактически это переживание им собственного благополучия. Индивид переживает потому, что нечто подобное он пережил в прошлом опыте или аналогичная ситуация возможна в будущем. Сочувствие - это переживание субъектом неблагополучия другого безотносительно к собственному благополучию.

На основе теоретических  разработок Т.П. Гавриловой построены  многие исследования в отечественной  психологии.

А.Г. Ковалев понимает эмпатию как всмысливание и вчувствование одного человека в психическое состояние другого, при котором происходит быстрое определение эмоционального состояния, намерений и мыслей воспринимаемой личности [16, с.167].

В работах Ю.А. Менджерикой эмпатия определяется как «социально-психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей: способности к эмоциональному отклику, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний другого и способности, соответствующей трем клмпонентам структуры эмпатии: эмоциональному, когнитивному и поведенческому» [28, с.43].

М.А.Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование и выделяет следующие компоненты:

  • когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека);
  • эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субьект к другому лицу);
  • конативный (активная помощь обьекту эмпатии) [24, с.7].

Анализ психологической  литературы по проблеме эмпатии показал, что среди исследователей нет единого мнения о том, функционирование каких механизмов обеспечивает протекание полного эмпатийного процесса.

К механизмам эмпатии относят проекцию, эмоциональное заражение, подражание, идентификацию, личностную рефлексию, децентрацию и атрибуцию определенных эмпатогенных ролей. Так, П. Фресс источником эмпатии считает эмоциональное заражение. 3 Фрейд механизмом вчувствования называет заражение или подражание. Н. Н. Обозов и Н. Н. Авдеева полагают, что основным механизмом эмпатии является идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида.

Другую точку зрения на соотношение понятий «эмпатии» и «идентификации» предлагает Г.М. Андреева. Автор утверждает, что эмпатию можно рассматривать как эмоциональную идентификацию или эмоциональный компонент идентификации [1, с. 215].

С.Б. Борисенко [5, с. 78] одним из механизмов эмпатийного процесса считает личностную рефлексию, которую понимает, как мыслительный акт, направленный человеком на самого себя как субъекта жизнедеятельности.

Согласно Т.И. Пашуковой [20, с.89], основным механизмом эмпатии является децентрация, которая позволяет учитывать точки зрения других людей и координировать их с собственной позицией.

Л.Н. Джрназян [11, с.16] констатирует, что механизмом эмпатии является процесс атрибуции (на основе воспринимаемой вербальной и невербальной информации) определенных стереотипных, аффективно-когнитивных, генерализированных структур, которые в эмпатическом взаимодействии проявляются в форме ролевых представлений о партнере общения.

Таким образом, эмпатия – это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера, то посредством умений и навыков создавать поддерживающие отношения и т.д.

 

 

1.2 Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте

 

Одним из самых сложных  периодов психического развития является подростковый возраст. Взросление –  всегда весьма сложный, многоэтапный и по своему опасный процесс. Взросление как социально-психологическое педагогическое явление включает в себя много разных сторон. Существенным механизмом взросления является присвоение подросткам ценностей, образцов поведения. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так и негативных) является ведущей. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в становлении нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст является трудным этапом развития личности. Именно в нем могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям «группы риска».

Информация о работе Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии