Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально–экономической структуры общества не редко перед подростком встает проблема одиночества, непонятности, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает их на поиски выхода из создавшейся ситуации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ
1.1 Сущность понятия эмпатия .……………………………………………….. 6
1.2 Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте ……………10
1.3 Формы и направления по формированию эмпатии в подростковом возрасте …………….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Этапы и методы исследования ……………………………………………..23
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая Кукета Катя ДП-51.docx

— 233.38 Кб (Скачать файл)

Подростковый возраст  является критическим в становлении  личности, не составляет исключения и  феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно выраженного уровня в подростковом периоде, она стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни.

Огромное влияние на развитие человека оказывают родители, семья.

В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

Сочувствие у детей, особенно у подростков, сопровождается актом  альтруизма. Тот, кто наиболее чуток  к эмоциональному состоянию другого, охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны детям, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами [7, с.147-156].

Стиль отношений родителей  к детям, их позиции и установки  по отношению к ним влияют на формирование эмпатии. Неблагополучие взаимоотношений с родителями создает опасность нарушения последующего хода формирования эмпатии у ребенка как личностного образования и может привести к тому, что он может оказаться нечувствительным к проблемам другого человека, равнодушным к его радостям и печалям. Очень важным является стиль родительского отношения к детям, в котором проявляются эмоциональное принятие или отвержение ребенка, воспитательные воздействия, понимание мира ребенка, прогнозирование его поведения в той или иной ситуации.

Очень важным для ребенка  является то, что он растет и даже «расцветает» в атмосфере благожелательности и доброты. Воспитание должно быть окрылением, окрылять ребенка нужно признанием, симпатией и сопереживанием, сочувствием, улыбкой, восхищение и поощрением, одобрением и похвалой [3, с.34].

Одна из главных особенностей подросткового возраста, по мнению К. Крайга, – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми [14, с. 562]. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад.

Подростковый возраст характеризуется  И. М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится  как бы в промежуточном, пограничном  положении между различными социальными  и возрастными группами, что накладывает  определенный отпечаток на психику  человека и может выражаться в  повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т. д. [12. с.114].

«К подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом поведения в пользу другого» [8, с. 58].

В подростковом возрасте особенно велика потребность в дружеских  отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия. «Секрет успешных отношений между людьми заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном, дружеском, созидающем значении» [18. с. 64].

В подростковом возрасте у детей  складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. Центральное социально-психологическое новообразование подросткового возраста - развитие Я-концепции.

Именно в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые обнаруживаться половые  различия в отношениях к различным  объектам эмпатии. Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики более ориентированы на предметные достижения. Подобные различия И. М. Юсупов объясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в конформности и поиске социального одобрения [29. с. 140-141].

Н. Айзенберг также считает, что девочки в возрасте от 10 до 12 лет более проникаются заботой и состраданием, эмпатия у них развивается раньше, чем у мальчиков этого возраста. Это связано, по ее мнению, с более быстрыми темпами созревания девочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности [29. с. 536].

Данные зарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят о глубоких связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Нравственные нормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинают проявляться в поступках и суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, в то время как дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку.

Происходящие в начале подросткового возраста специфические  сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к  отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений  со сверстниками вглубь. У подростка  формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем  взрослым. Общение с взрослыми  уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в  самовыявлении, раскрытии своих  переживаний – выше интереса к  чувствам и переживаниям другого [27, с. 132].

Помимо связи нравственного  поведения и эмпатии обнаружено, что в пубертатном возрасте эмпатийность имеет не только онтогенетические корни. В ходе эксперимента, проводимым И. М. Юсуповым, установка на сочувственное отношение к объекту взаимодействия, заданная извне, способствует появлению и переживанию чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта. Подростки, получившие установку на сочувственное отношение к «жертве», ориентировались на справедливое отношение к ней и испытывали более сильное чувство вины, чем испытуемые, не получившие подобного настроя. Интересным является тот факт, что у мальчиков эмпатийные переживания в виде сочувствия оказались сильнее, чем у девочек [29. с. 143]. При этом следует иметь в виду, что установка на эмпатийное реагирование, задаваемая в искусственно созданных условиях, способствует стремлению глубоко проникнуть в ситуацию и причины поведения объекта в условиях опыта, но это не означает просоциальной, альтруистической направленности личности в целом. Задаваемая эмпатийная установка не является гарантией того, что в реальных условиях те же испытуемые проявят аналогичные эмпатийные переживания при виде страдания другого человека.

Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление.

«Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям» [29. с. 150]. Эффект переноса эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.

Таким образом, эмпатия оказывает значительное влияние на отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум.

 

 

1.3 Формы и направления  по формированию эмпатии в подростковом возрасте

 

Развитие подростка — сложный, многосоставный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Для психолога-практика чрезвычайно важно понимание тех объективных принципов, на которые опирается развитие человека, и тех закономерностей, которые характеризуют сам процесс развития.

Развивающая работа психолога  может приобретать разные формы:

  • учебная работа, которая включает в себя урок по психологии и факультативные занятия;
  • внеучебная (внеклассная): кружок по психологии, тренинг, вечера встреч, психологические олимпиады, конференции и др.

Учебная работа по психологии сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков по психологии, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Внеклассная работа по психологии способствует расширению и углублению психологических знаний, помогает учащимся лучше понять, какие качества личности необходимы учителю. Во время внеклассных занятий учащиеся приобретают умения и навыки серьезной работы с книгой, они учатся проводить наблюдения и несложный эксперимент. Внеклассная работа вызывает потребность самостоятельно искать ответы на вопросы, которые ставит жизнь [19. С.18].

Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или  массовой форме. Индивидуальная работа — это работа с отдельными учащимися  с целью руководства их самостоятельным  психологическим образованием или  научными занятиями.

Групповая работа — это  систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом  учащихся, направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психологических  обществ. Такая работа подразумевает  гибкие организационные формы, дает возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся [6, с. 141].

Формированию эмпатической культуры подростков  способствует психологический тренинг, кружок по психологии, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения.

Содержание занятий кружка может быть образовательным или  учебно-исследовательским. Темами изучения психологических кружков образовательного характера могут стать, например, «Психология личности», «Тренинг личностного роста», «Психология межличностных отношений», «Психология общения», «Эмпатийные способности», или какие-то более частные и более проблемные вопросы. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий.

Для кружка исследовательского типа руководитель выбирает увлекательную  тему и, разрабатывая ее, строит работу таким образом, что учащиеся, сталкиваясь  с цепочкой трудностей, проблем и  решая их (теоретически или практически), осуществляют творческую деятельность.

Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и  продолжаются 45 минут. Количество членов каждого кружка не должно превышать 12-15 человек.

В качестве внеклассной работы могут также рекомендоваться  занятия, ориентированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и ответов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная  их особенность заключается в  том, что они нацелены прежде всего на психологическую помощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопровождение их личностного развития.

Содержание и виды деятельности в значительной степени ориентированы  на интересы учащихся, стадию психического развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. Используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры.  

Психологические тренинги —  одна из распространенных форм проведения таких внеклассных занятий.

Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется  возможность непосредственно в  самом процессе общения оценить  свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их.

В рамках тренинга развивается  диалоговое общение, которое, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного качества подростка.

Диалоговое общение как  метод располагает богатым арсеналом  эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Кратко раскроем суть данных приемов.

«Зеркало» - прием повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот прием предполагает только отражение высказывания студента. «Зеркало» помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный прием направлен на установление взаимопонимания.

Информация о работе Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии