Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально–экономической структуры общества не редко перед подростком встает проблема одиночества, непонятности, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает их на поиски выхода из создавшейся ситуации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ
1.1 Сущность понятия эмпатия .……………………………………………….. 6
1.2 Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте ……………10
1.3 Формы и направления по формированию эмпатии в подростковом возрасте …………….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Этапы и методы исследования ……………………………………………..23
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая Кукета Катя ДП-51.docx

— 233.38 Кб (Скачать файл)

Эмпатия в иерархии чувств является самым высоким уровнем проявления отношений.

Целью работы являлось исследование формирования эмпатии у подростков на занятиях кружка по психологии.

Для ее достижения мы изучили  и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования - несмотря на достаточно глубокие исследования, отсутствует единая теоретико-методологическая база изучения данного явления. Дискуссионными остаются вопросы изучения генезиса, видов, форм и механизмов эмпатии. Также провели исследование по формированию эмпатии у подростков на занятиях кружка по психологии. Нами была разработана программа кружка по психологии «Эмпатия в подростковом возрасте».

В ходе исследования мы выявили, что  специальные занятия по формированию эмпатии, будут способствовать развитию эмпатии в подростковм возрасте. Также мы выяснили, что у большинства подростков отмечается средний уровень эмпатии. Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, старикам, животным и к детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

2. Ахметшина, Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в вузе / Ф. А. Ахметшина // Вестн. ТИСБИ, 2002. т.№1. – С. 119–132.

3. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. – М.: Аст - Пресс, 1999. – 168 с.

4. Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.С. 67–69.

5. Борисенко, С.Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей / С.Б. Борисенко. – Ворошиловград, 1988. – 284 с.

6. Вачков, И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось – 89, 2008. – С. 65 – 74.

7. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – №2. – С. 147–156.

8. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. –1974. – №2. – С. 107–114.

9. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. / Т. П. Гаврилова. – М., 1977. – 178 с.

10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпати / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 61-68.

11. Джерназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях. дисс. канд. психол. наук / Л.Н. Джерназян. – Тбилиси, 1984. – 16 с.

12.Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 348 с.

13. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2006. — 250 с.

14. Крайг, Г. Психология развития: Пер. с англ / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

15.  Кэмпбелл, Р. Как любить своего подростка / Р. Кэмпбелл. – СПб.: Мирт, 1998. – 177 с.

16. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Уч. Пособ / В.А. Лабунская.  – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

17. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) / А. Е.  Личко. – 2-е изд. – Л.: Медицина, 1985г. – 416 с.

18. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ / Р. Мэй. – М.: Класс, 1994. – 144 с.

19. Панибратцева, З. М. Методика преподавания психологии / З.М. Панибратцева; под ред. д-ра   психол.   наук   проф.  А.   А.   Люблинской. –

М. «Просвещение», 1971. – 152 стр.

20. Пашукова, Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психологических

Коррелятах / Т.И. Пашукова // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 1983. – С. 89 – 92.

21. Пономарева, М.А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вызов / М.А. Пономарева, Т. И. Юхновец; под редакцией М.А. Пономаревой. – Минск: Тесей, 2008. – 312 с.  

23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

24. Рзаева, Ж.В. Динамика эмпатии у студентов педагогических специальностей во время прохождения практики / Ж.В. Рзаева // Высшая школа: проблемы и перспективы: 10-я Международная науч. – метод. конф., Минск, 10 нояб. 2011 г. В 2. Ч. 2. – Минск: РИВШ, 2011. – С. 95 – 98.

25. Рзаева, Ж.В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб. – метод. пособие / Ж.В. Рзаева. – Барановичи: РИО БарГУ, 2010. – 90 с.

26. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. Пер. с англ / К.Р. Роджерс. – М.: Гр. Прогресс, 1994. – 480с.

27.Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1997. – 341 с.

28. Щербакова, Н.А. Эмпатические спсобности студентов – психологов / Н.А. Щербакова. – М.: МОДЭСК, 2006. – 236 с.

29. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ... д-ра. психол. наук / И.М. Юсупов. – С.- Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. – 252 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Методика «Экспресс-диагностика  эмпатии»

(И.М. Юсупов)

 

Методика «Экспресс-диагностика  эмпатии» разработана казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии , т.е. умение поставить себя на место другого человека и способности к произвольной отзывчивости на переживания других людей.

 В предлагаемом варианте  экспресс - диагностики эмпатии выявляются особенности сопереживания но отношению к роди гелям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

 

Инструкция

 

Предлагаем оцепить несколько  утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не стоит долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».

 

1. Мне больше нравятся  книги о путешествиях, чем книги  из серии «Жизнь замечательных  людей».

2. Взрослых детей раздражает  забота старших.

3. Мне нравится размышлять  о причинах успехов и неудач  других людей.

4. Среди всех музыкальных  передач предпочитаю «Современные  ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность  и несправедливые упреки больного  надо терпеть, даже если они  продолжаются годами.

6. Больному человеку можно  помочь даже словом.

7. Посторонним людям не  следует вмешиваться в конфликт  между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило,  беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве  слушал грустную историю, на  мои глаза сами по себе наворачивались  слезы.

10. Раздраженное состояние  моих родителей влияет на мое  настроение.

11. Я равнодушен к критике  в свой адрес.

12. Мне больше нравится  рассматривать портреты, чем картины  с пейзажами.

13. Я всегда все родителям  прощал, если они были не правы.

14. Если лошадь плохо  тянет ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о  драматических событиях в жизни  людей, то чувствую , словно это происходит со мной.

16. Родители относятся  к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков  или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания  на плохое настроение своих  родителей.

19. Я подолгу наблюдаю  за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут  вызвать слезы только у несерьезных  людей.

21. Мне нравится наблюдать  за выражением лиц и поведением  незнакомых людей.

22. В детстве я приводил  домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно  озлоблены.

24. Глядя на постороннего  человека, мне хочется угадать,  как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного  животного я стараюсь ему чем-нибудь  помочь.

26. В детстве младшие  по возрасту ходили за мной  по пятам.

27. Человеку станет легче,  если внимательно выслушать его  жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в  число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда  я предлагаю им свою идею, дело  или развлечение.

30. Люди преувеличивают  способность животных чувствовать  настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных  конфликтных ситуаций человек  должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда  удовлетворять любые просьбы  и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться,  почему мои одноклассники иногда  задумчивы.

35. Беспризорных домашних  животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья  начинают обсуждать со мной  свои личные проблемы, я перевожу  разговор на другую тему.

 

 

Не знаю

Никогда или нет

Иногда

Часто

Почти всегда

Всегда или да

1

2

3

 

36

           

 

Обработка результатов

 

Обработку результатов исследования следует начинать с определения  достоверности данных. Для этого  необходимо подсчитать, сколько ответов  определенного типа дано на указанные  номера утверждения опросника: «не  знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует  выявить, сколько раз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующих  парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько  раз ответ типа «всегда или  да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет» для другого  в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая  сумма – 5 и более, то результат  исследования недостоверен; при сумме  равной 4 – результат сомнителен; если же сумма не более 3 – результат  исследования может быть признан  достоверным.

Каждому варианту ответов  соответствует числовое значение:

 

«Не знаю» – 0; 

«Никогда или нет» – 1; 

«Иногда» – 2;

«Часто» – 3;

«Почти всегда» – 4;

«Всегда или да» – 5.

 

Чтобы получить общий уровень  эмпатии, просуммируйте ответы по каждой графе отдельно, а затем выведите общую сумму в соответствии с указанными баллами по всей таблице.

Единая метрическая шкала  интервалов позволяет, пользуясь ключом, получить общую характеристику эмпатии и оценки по отдельным шкалам.

Ключ-дешифратор

Шкала

Номер утверждения

Название

1

Эмпатия с родителями

10, 13, 16

2

Эмпатия с животными

19, 22, 25

3

Эмпатия со стариками

2, 5, 8

4

Эмпатия с детьми

26, 29, 32

5

Эмпатия с героями художественных произведений

9, 12, 15

6

Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми

21, 24, 27


 

На основании полученных данных диагностируется уровень  эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Уровни эмпатии по шкалам

Уровень

Количество баллов

по шкалам

в целом

 

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

 

15

13-14

5-12

2-4

0-1

 

82-90

63-81

37-62

12-36

5-11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

«Опросник общих эмпатийных тенденций»

(А. Меграбьян, Н.Эпштейн)

 

Методика А.Меграбьяна, Н.Эпштейна используется для диагностики степени выраженности эмоциональной эмпатии. Опросник состоит из 33 суждений закрытого типа. Формулировка суждений не дет возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов.

Обработка результатов состоит  в подсчете баллов с помощью ключа (ответ, совпадающий с ключом, оценивается  в один балл, отсутствие ответа рассматривается  как несовпадение с ключом). По каждому  из суждений испытуемый высказывает  свое согласие («да») или несогласие («нет»).

Информация о работе Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии