Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально–экономической структуры общества не редко перед подростком встает проблема одиночества, непонятности, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает их на поиски выхода из создавшейся ситуации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ
1.1 Сущность понятия эмпатия .……………………………………………….. 6
1.2 Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте ……………10
1.3 Формы и направления по формированию эмпатии в подростковом возрасте …………….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Этапы и методы исследования ……………………………………………..23
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая Кукета Катя ДП-51.docx

— 233.38 Кб (Скачать файл)

Разновидность приема «Зеркало» - «Эхо». Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли партнера и приписывания ему того, что не было сказано.

Подбадривания и заверения - это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли и чувства подростка безотносительно к тому, какими бы они не оказались. Приведем примеры реакций такого типа: «Да, я понимаю твое состояние», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Приятно слышать».

Эмоциональный отклик - это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Он выступает в роли регулятора общения и определяет его способы и средства. Данный прием может оказать влияние не только на отдельные действия учащегося, но и на его эмоциональное состояние в целом [2, с. 124].

Предлагаемые эмоционально-интеллектуальные приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры подростков в границах диалогового общения способствуют использованию другого приема - установление личного контакта. Этот прием содействует обнаружению связи между двумя лицами, вступающими во взаимодействие и общение.

Личный контакт может  быть разных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливается  посредством прикосновения; визуальный - посредством взгляда; вербальный - с помощью слов; пластический - выраженный жестом; предметно-действенный - когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры подростков представляет визуальный контакт - взгляд глаза в глаза. Р. Кэмпбелл пишет: «Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей» [15, с. 11]. То есть, с точки зрения формирования эмпатической культуры подростков, важно вырабатывать данное умение: «не взглядывать» на подростка, выходя на общение с ним, а «смотреть» в его глаза, посылая через свой взгляд эмпатию и веру в него.

Визуальный контакт устанавливается  нами сразу с каждым членом группы. Постепенно он дополняется вербальным, тактильным, предметно-действенным контактом. В процессе отработки данного приема формирования эмпатии у подростков участники общения учатся устанавливать различного вида личные контакты.

Шутка и юмор - очень эффектный и эффективный прием формирования эмпатической культуры учащихся. Шутка снимает психологическое напряжение, подчеркивает доброжелательные отношения, снимает унылое или агрессивное состояние духа, а, следовательно, высвобождает активный разум и помогает решать ясно какой-либо вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.

Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного  содержания — это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов на доске и в личных тренинговых записях. В зависимости от возраста участников, игры, упражнения, с одной стороны, и информационно-рефлексивные вкрапления, с другой, планируются в разном соотношении.

Таким образом, современная  психология развития предлагает практику разнообразный и чрезвычайно  ценный материал для выстраивания системы  развивающей работы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил сделать  следующие выводы, касающиеся проблем формирования эмпатии подросткового возраста:

  •    эмпатия – это сложный, многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека;
  • эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление;
  • основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире;
  • эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в подростковом периоде, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма;
  • формированию эмпатии подростков способствует психологический тренинг, кружок по психологии, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Этапы и методы исследования

 

Для проверки выдвинутого  предположения о том, что кружковая работа способствует повышению уровня эмпатии в подростковом возрасте, нами было проведено исследование в течении летнего периода в Украине в Херсонской области в о/л «Прибрежный».

Выборку испытуемых составили  подростки 12-14 лет, имеющие постоянный состав, так как они не только отдыхали в летнем лагере, но и участвовали  в спортивных соревнованиях.

Исследование проходило  в 3 этапа:

  1. На констатирующем этапе в исследовании участвовали 2 группы испытуемых. Для проведения исследования мы использовали следующие методики:

а) Методика «Экспресс - диагностики эмпатии» (И.М.Юсупов). Цель методики: оценить уже имеющиеся эмпатийные тенденции у испытуемых (Приложение А).

При проведении методики «Экспресс – диагностики эмпатии» И.М.Юсупова, испытуемые оценивались с помощью стимульного материала, состоящего из теста опросника с 36 утверждениями [21, c.159]. Результаты ответов заносились в специальные бланки и распределялись по шести графам («не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да»). В конце опроса каждому ответу приписывалось следующее количество баллов:

 –      «не знаю» – 0; 

 –     «никогда или нет» – 1; 

 –      «иногда» – 2;

 –      «часто» – 3;

 –      «почти всегда» – 4;

 –      «всегда или да» – 5.

Варианты ответов были написаны на доске, а утверждения  зачитывались вслух.

Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается  количество баллов и определяется уровень  эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.

б)     «Опросник общих эмаптийных тенденций» (А. Меграбьян, Н. Эпштейн). Цель: диагностика степени выраженности эмоциональной эмпатии (Приложение Б).

Для достоверности полученных результатов была проведена еще  одна методика «Опросник общих эмаптийных тенденций» (А. Меграбьян, Н. Эпштейн), состоящая из 33 суждений [22, c.]. По каждому из суждений испытуемый высказывали свое согласие («да») или несогласие («нет»). Общий итоговый показатель степени выраженности эмоциональной эмпатии определялся суммой всех ответов и располагался в диапазоне от 0 до 33 баллов. При анализе данных количество совпадений с ключом в пределах 28 – 33 баллов оценивался как высокий уровень эмоциональной эмпатии, в пределах 21 – 27 баллов – как средний, в пределах 14 – 20 баллов – как низкий.

По результатам исследования, группа, показавшая низкий уровень  эмпатии, была выбрана в качестве экспериментальной.

2.     На формирующем этапе в экспериментальной группе был проведен цикл занятий по повышению уровня эмпатии. С этой целью нами была разработана программа кружка по психологии «Эмпатия в подростковом возрасте». Программа включала 12 занятий с различными упражнениями и играми (Приложение В). Занятия проходила 2 раза в неделю по 45 минут.

3.     На последнем, контрольном этапе, были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе с целью эффективности использования программы на занятиях кружка по психологии с контрольной  и экспериментальной группами.

 

 

    1. Анализ полученных результатов исследования

 

Анализ полученных данных исследования по методике «Опросник общих эмаптийных тенденций» (А. Меграбьян, Н. Эпштейн) в экспериментальной группе было отмечено достоверно значимое увеличение общего уровня эмпатии (t=11,064, p£0,05), в контрольной группе - достоверно значимое уменьшение показателей общего уровня эмпатии (t=1,75, p£0,05). 

В экспериментальной группе нами зафиксировано повышение высокого уровня эмпатии на 17% (до посещения подростками кружка показатели данного уровня нами не были зафиксированы), на 33% повысились показатели среднего уровня, а показатели низкого уровня, наоборот, понизились на 75% (Рисунок 2.1). В контрольной группе высокий уровень эмпатии остался на прежнем месте (8%),  на 8 % повысился показатель среднего уровня, а показатели низкого уровня понизились на 8% (Рисунок 2.1). 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Результаты исследования по методике «Опросник общих эмаптийных тенденций» (А. Меграбьян, Н. Эпштейн) по всей выборке испытуемых

Результаты проведенного исследования по методике «Экспресс - диагностики эмпатии» (И.М.Юсупов) свидетельствуют о позитивной динамике общего уровня эмпатии (t=8,21, р≤0,05) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой (t=0,90) (Таблица 2.2.1).

 

Таблица 2.2.1 – Результаты общего уровня развития эмпатии по всем методикам

 

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До

После

До

После

Очень высокий

0%

17%

8%

8%

Высокий

17%

17%

17%

17%

Средний

42%

50%

33%

33%

Низкий

25%

17%

33%

33%

Очень низкий

17%

0%

8%

8%


 

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет увидеть, что у большинства учащихся средний уровень эмпатии, что соответствует 50% в экспериментальной и 33% в контрольной группе.

Дальнейшей анализ по шкалам методики позволил выявить, что (Приложение Г, Д ): 1) по шкале «эмпатия с родителями» (t=5,4, р≤0,05) в экспериментальной группе очень высокий уровень развития эмпатии был определен у 2 человек, что составило 8% от общего количества испытуемых; а в контрольной группе (t=0,31, р≤0,05) высокий уровень повысился на 16%, средний снизился на 17%,

2) «эмпатия с животными» (t=4,69, р≤0,05) в экспериментальной группе высокий уровень эмпатии увеличился на 17%, а показатели низкого уровня снизились на 25%; в контрольной группе (t=1, р≤0,05) показатели высокого уровня увеличились на 9%, низкий уровень снизился на также на 9%,

3) «эмпатия со стариками» (t=3,96, р≤0,05) в экспериментальной группе высокий и средний уровень увеличились на 8%, а низкий уровень снизился на 17%, в контрольной (t=1,39, р≤0,05) низкий уровень был снижен на 9%, а очень высокий уровень наоборот, увеличился,

4) «эмпатия с детьми» (t=5,60, р≤0,05) в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 17%, средний – на 8%, а низкий уровень снизился на 9% и очень высокий на 17%; в контрольной (t=1,49, р≤0,05) ???

4) «эмпатия с героями художественных произведений» (t=4,54, р≤0,05) в экспериментальной группе средний уровень повысился на 17%, а низкий уровень снизился на 25%.

5) «эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми» (t=6,94, р≤0,05) в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 17%, а низкий уровень снизился на 16% по сравнению с первым этапом.

Таким образом, на основании данных результатов, можно прийти к выводу, что кружковая работа способствует повышению уровня эмпатии подростков.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев такое явление  как эмпатия в различных аспектах ее проявления отметим, что в психологической науке изучение эмпатии является сложным многоуровневым процессом, который включает в себя эмоциональные, когнитивные и интуитивные сферы человека.

Эмпатия оказывает значительное влияние на характер отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Для успешного общения ключевое значение имеет способность понять себя и понять других людей по их невербальному поведению. Предвидение поведения другого человека может быть достигнуто путем понимания его. Подростки с развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум.

Информация о работе Формирование эмпатии в подростковом возрасте на занятиях кружка по психологии