Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:54, курсовая работа
Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Введение 5
1. Личность и ее формирование 11
1.1 Личность. Критерии сформированной личности 11
1.2 Социально-психологические качества личности 16
1.3 Формирование личности 25
1.4 Качества личности, влияющие на процессы общения 43
Заключение 49
Список используемых источников 50
Реферат
Объём курсовой работы составляет с. 50 язык русский . Использовано 15 литературных источника.
Ключевые слова : личность, индивид, индивидуальность, качества
Цель работы: изучить и охарактеризовать формирование социально важных качеств.
Теоретическая и практическая
значимость работы: данные работы могут
быть использованы с одной стороны
для организации диагностико-
Содержание
Реферат 3
Введение 5
1. Личность и ее формирование
1.1 Личность. Критерии сформированной личности 11
1.2 Социально-психологические качества личности 16
1.3 Формирование личности
1.4 Качества личности, влияющие на процессы общения 43
Заключение 49
Список используемых источников 50
Введение
Тема курсовой работы – формирование социально важных качеств личности
Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Когда мы говорим о личности как о социальном существе, следует четко разграничивать это понятие с другими понятиями, характеризующими человека, — «индивид», «индивидуальность». Каждый ли человек является личностью? Если на этот вопрос ответить утвердительно, то философское сопоставление понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» теряет смысл. Можно ли назвать личностью опустившегося человека? Он утратил социальные качества, отверг социальные нормы, забыл культурные традиции. Поэтому его, конечно, нельзя назвать личностью. А преступник-рецидивист — это личность? Смотрите, какой он смелый, находчивый и предприимчивый в своих злодейских умыслах! Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что собой представляют понятия индивид, личность, индивидуальность.
Индивид (индивидуум) — это единичное природное существо как представитель вида Homosapiens, обладающее целостностью психофизиологической организации и наличием индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей этого вида. Прежде всего в индивидууме мы выделяем телесную природу, набор биологических характеристик. Но индивид за редким исключением выступает и как общественное существо, у которого в первую очередь должны быть сформированы биологические потребности. Однако вне общества индивид личностными качествами не обладает. Они присущи только личности и формируются в деятельности и общении, имеют общественно-исторический характер. Вне общества индивид располагает лишь природными предпосылками для того, чтобы, находясь в социальном окружении, развить в себе личностные качества и стать личностью. Опыт изучения детей, вскормленных животными, полностью подтверждает это положение.
Термин личность – от
слова «лик», «лицо». Под этим термином
понимается человек, способный к
общению, интеллектуальному и
В понятиях «индивид» и «личность» подчеркивается целостность психофизиологической организации, ее единство. Однако это единство не означает тождественности. Личность — это всегда индивид, но индивид не всегда является личностью. Для того чтобы стать личностью, индивид должен развить в себе тот природный потенциал, который заложен в нем изначально, генетически. Это происходит только в условиях социальной общности, в процессе общения и деятельности, на основе реализации психологического принципа единства сознания и деятельности. А что включает понятие «индивидуальность»? Личности присущи характерологические черты, психологические свойства, составляющие своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, особенностях эмоционально-волевой сферы, в способностях и стиле деятельности, в качестве и интенсивности познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание). В своей индивидуальности личность неповторима. Индивидуальность человека — одна из сторон его личности. Хотя личность и индивидуальность составляют своеобразное единство, однако понятия «личность», «индивидуальность» так же не тождественны, как и понятия «индивид» и «личность». По мысли Н.А. Бердяева, человек может иметь яркую индивидуальность, но не быть личностью. Возвращаясь к поставленному выше вопросу, может ли уголовник-рецидивист быть личностью, можно ответить так: в индивиде с яркой, но отрицательной индивидуальностью (агрессивность, вероломство и т. п.) происходит деградация личности. Попрание нравственных и морально-этических норм общества неминуемо ведет к регрессии личностного роста и снижению интеллектуального потенциала индивида доминимума.
Таким образом, личность формируется в процессе общения и деятельности, выступает как субъект меж индивидуального общения (субъект-объектных отношений, опосредованных предметной деятельностью). В психологической литературе дается много определений социально-психологического феномена личности. Нам представляется наиболее удачным определение, данное А.В. Петровским: «Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде». Благодаря своей индивидуальности человек обладает неповторимыми индивидуально-психологическими свойствами и особенностями, которые придают личности уникальность.
Человек, как известно, существо социальное. Умение социально адаптироваться в обществе определяет успех человека, как в карьере, так и в личной жизни. В этой статье речь пойдет о социальных качествах личности, которые напрямую влияют на адаптацию человека в обществе.
Принято много говорить о
том, что каждый человек неповторим
в своей индивидуальности. Однако
нельзя забывать, что все мы тесно
связаны с окружающим миром, и
от того, насколько развиты наши
социальные качества, зависит, станем
ли мы полноправными членами
Психологи определяют личность как устойчивую систему всех социальных качеств, приобретенных и развитых в процессе взаимодействия человека с другими людьми.
Под социальными качествами личности принято понимать те из них, которые способствуют достижению общественно значимых целей. Единой классификации таких качеств не существует, но, тем не менее, условно их можно разделить на интеллектуальные и психосоциальные.
К интеллектуальным следует отнести такие мыслительные качества, которые влияют на познавательную деятельность: самосознание, способность к аналитической и синтетической деятельности, самооценке, восприимчивость к новому, способность выделять риски. В эту группу качеств входят и речевые способности: ясность, точность, правильность, выразительность и логичность изложения мысли. К психологическим социальным качествам личности относятся:
Одно из важнейших социальных
качеств личности – это самосознание.
Эта сложная характеристика включает
в себя принятие себя и людей такими,
какие они есть в действительности;
умение полагаться не на мнение других
людей, а на свой опыт, чувства и
разум; способность оценивать
Важно понять, что социальные
качества личности не передаются генетически,
по наследству. Они вырабатываются
и изменяются на протяжении всей жизни.
Механизм формирования социальных качеств
личности довольно сложен. Психологи
называют его емким словом социализация.
Ее этапы условно совпадают с
этапами возрастного развития человека,
при этом они связаны как с
освоением первичных
С другой стороны, на формирование социальных качеств личности определяющим образом влияет ее структура. В психологии существует несколько подходов к ее описанию. В частности, известный ученый К.К.Платонов в основу структурирования личности положил биологически и социально обусловленные черты. Нижний уровень - это темперамент, возрастные и половые свойства личности, особенности нервной системы. На следующем уровне расположены различные психические процессы: мышление, память, восприятие и другие врожденные способности. Затем следует уровень опыта личности в процессе его социальной активности. На вершине этой условной пирамиды находится направленность человека, особенность его характера и мировоззрения, а также самооценка. По мнению К.К.Платонова, все эти уровни и формируют целостную структуру личности.
Структура личности позволяет
человеку играть определенную роль в
обществе, занимать конкретное социальное
положение. Социальные качества личности
изменяются, поскольку ее социальное
окружение не может быть неизменным.
Есть, конечно, факторы социализации,
ценность которых неизменно сохраняется
на протяжении жизни человека: национальная
принадлежность, ментальность, государственное
устройство, природно-географические
условия (доказано, что они также
влияют на становление личности). Другие
факторы не так стабильны в
своем влиянии на личность. Это
семья, сверстники, учебные учреждения
и производственные предприятия, средства
массовой коммуникации, принадлежность
к различным субкультурам. На протяжении
жизни они могут
Таким образом, индивид становится
личностью исключительно в
1. Личность и ее формирование.
1.1 Личность. Критерии сформированной личности
При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К. Маркса: “...человек есть совокупность всех общественных отношений”
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), ибо ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.
Мне представляется верной эта вторая точка зрения:
приведенная формула Маркса
отражает общефилософский взгляд на
человека, а именно постулирование
его социальной сущности. Вы уже
познакомились с одной
Для психологической конкретизации этого общего представления необходимо ответить, используя психологические понятия, по крайней мере на следующие вопросы: в чем состоит то новообразование, которое мы называем личностью, как происходит формирование личности/как представляется самому субъекту, так сказать изнутри, процесс роста и функционирования его личности?
Эти вопросы и будут основными пунктами нашего дальнейшего движения, конечная цель которого — ответить на главный вопрос: что такое личность?
Итак, первый частный вопрос. Конкретизирую его следующим образом:, каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а, именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект . способен опосредствованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и .смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Информация о работе Формирование социально важных качеств личности