Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:54, курсовая работа
Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Введение 5
1. Личность и ее формирование 11
1.1 Личность. Критерии сформированной личности 11
1.2 Социально-психологические качества личности 16
1.3 Формирование личности 25
1.4 Качества личности, влияющие на процессы общения 43
Заключение 49
Список используемых источников 50
Личностная типология, разработанная О. Крегером и М. Тьюсоном в русле соционики, рассматривает следующие типы.
Экстраверт. Склонен сначала говорить, потом думать, любит поделиться своими проблемами с другими людьми, слушать ему труднее, чем говорить, более продуктивен в деятельности, если имеет возможность общаться с другими, нуждается по внимании и поддержке других людей.
Интроверт. Продумывает то, что хочет сказать, и ждет этого от других, любит быть предоставленным самому себе, считается «хорошим слушателем», не любит прерывать других и чтобы его прерывали в разговоре, склонен побыть в одиночестве и т.д.
Сенсорный. Предпочитает точные ответы и точные вопросы, концентрируется на данном моменте, любит иметь дело с цифрами и фактами и четкими инструкциями, легче воспринимает детали, чем картину в целом, понимает все очень буквально и т. д.
Интуитивный. Имеет обыкновение думать сразу о нескольких вещах и может считаться рассеянным; пренебрегает деталями, предпочитая общую картину, фантазирует, мотивом многих действий является чистое любопытство.
Мыслительный. Не теряет самообладания в сложных ситуациях, в споре ищет истину, гордится своей объективностью, легче запоминает номера и цифры, чем лица и имена.
Чувствующий. Считает хорошим решением то, которое принимает во внимание чувства других людей, склонен помогать другим даже в ущерб себе, не терпит конфликтов и стремится их уладить.
Решающий. Аккуратен и никогда не опаздывает, планирует свой день и ждет этого от других, не любит сюрпризов и дает это понять остальным, обязательно доводит работу до конца.
Воспринимающий. Рассеян, легко может заблудиться, не ставит перед собой задач и ждет, когда все станет ясно, непосредственность и творчество предпочитает аккуратности, не любит, когда его обязывают, не имеет ничего против неопределенности.
Наиболее распространенной формой
делового общения является диалоговое
общение, т.е. такое речевое общение,
при котором наиболее полно проявляются
моральные качества личности и черты
характера, по которым тот или
иной индивид соотносится с
Поведение представителей любого из
приведенных типов в процессе
общения, если типологические черты
имеют крайнюю форму выражения,
может привести к затруднениям во
взаимопонимании.При общении нужно учитывать
не только сильные стороны каждого типа,
но и стремиться уравновесить его крайние
проявления, присматриваясь к качествам
своих антиподов и демонстрируя поведение
противоположного типа.
Заключение
Не существует двух абсолютно одинаковых
людей. Это справедливо в отношении
как физических, так и психологических
характеристик. Одни люди спокойны, другие
вспыльчивы, одни способны долго и
напряжённо работать для достижения
результата, другие вкладывают всю
свою силу в один «рывок». Психологические
различия между людьми объективны –
они объясняются
Знание индивидуальных личностных особенностей, скрытых от внешнего наблюдения, педагогов, менеджеров, консультантов, имеет большое значение для успешности обучения, воспитания и профессиональной деятельности.
В зависимости от типа темперамента, характера протекания нервных процессов, акцентуаций характера, уровня тревожности и психоэмоциональной устойчивости по-разному, подчас противоположными методами, должна строиться практика общения или организация труда.
Не менее важен учет индивидуальных личностных особенностей для оптимизации профессиональной деятельности. Знание индивидуальных личностных особенностей имеет большое влияние на эффективность делового общения и общения вообще.
Список использованных источников
Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2000.
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.-М: Изд-во МГУ, 2008.
Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: «Черо», 2008.
Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: «Просвещение», 2009.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.
Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов. - М.: «Просвещение», 2007.
Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+» - М.: «Ювента», СПб(При участии психологического центра «Ленато», СПб), 2008.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс», 2000.
Петровский А.В. Быть личностью, - М. «Педагогика», 2009.
.Практическая психодиагностика /Ред. и сост. Д Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ - М, 2010.
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2010. - С.48.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2009. – С. 213.
Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Под общ. ред. М.В. Ромашкевича. -М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002.
Шахова И.П. Становление направленности личности в разных возрастных периодах: Монография / И.П. Шахова. - Пенза, 2006.
Информация о работе Формирование социально важных качеств личности