Формирование социально важных качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание работы

Введение 5
1. Личность и ее формирование 11
1.1 Личность. Критерии сформированной личности 11
1.2 Социально-психологические качества личности 16
1.3 Формирование личности 25
1.4 Качества личности, влияющие на процессы общения 43
Заключение 49
Список используемых источников 50

Файлы: 1 файл

КР психология.docx

— 81.91 Кб (Скачать файл)

И снова удивительный факт: отождествление немыслимо до тех  пор, пока не начнется общение с другими  людьми и пока окружающие не начнут, реагировать на пациента как на лицо другого пола! С этой целью в условиях клиники организуются специальные игровые ситуации, подобные играм дошкольников, в которых пациент общается с другими людьми в новом костюме, с новым местоимением и в которых он вполне признается в качестве лица другого пола,

Наконец, на третьем этапе  пациент начинает вносить свои коррективы в способы поведения, усвоенные  от образца. По отношению к образцу  появляется амбивалентное  отношение: некоторые его черты, которые принимались с восхищением, подвергаются критике вплоть до полного отвержения. Одновременно может произойти переориентация на других лиц, с которыми происходит постоянное общение, и возникнуть некий обобщенный образ подобающего поведения.

На этом этапе манеры поведения, употребление соответствующего местоимения  и пр. автоматизируются, они уже  не требуют сознательного контроля. Очень важно, что на последнем  этапе .окончательно сменяются не только внешние манеры, эмоциональные отношения. Трансформация личности идет глубже: меняются системы ценностей, нравственные установки.

А. И. Белкин приводит такой  факт . Одна пациентка в возрасте 18 лет, перенесшая смену пола с мужского на женский, вскоре отказалась жить в доме своей тетки. Единственной причиной такого отказа было легкомысленное поведение тетки: та часто оставляла у себя мужчин на ночь. Раньше, когда пациентка была юношей, она не видела в этом ничего предосудительного. Теперь же поведение тетки стало вызывать у нее протест: “Где же ее женская гордость?!” На подобный упрек тетка ответила с изумлением: “Ты что, проснулась только?”

И действительно, пациентка  только что “проснулась”, а точнее, заново “родилась” как личность. Это  перерождение захватило такие сугубо личностные структуры, как морально-этические  установки, отношения к жизненным  событиям, другим людям, к себе.

Итак, весь рассмотренный  материал помимо феномена идентификации  и стадий этого процесса живо иллюстрирует некоторые разобранные выше общие  положения о природе личности.

Пожалуй, главное из них  — положение о том, что личность начинает формироваться во внешнем  пространстве общественных отношений. Действительно, у пациентов внешние  отношения не складывались или разрушались, и как результат этого происходило  разрушение внутреннего мира личности—исчезали привязанности, эмоции, стремления, смыслы и даже ощущение собственного “Я”. Это переживание “обезличенья”, конечно, удивительно. Оно убедительно доказывает, что чувство “Я” не рождается изнутри, а есть отражение восприятия человека другими людьми, принятия его, отношений к нему.

Об этом же свидетельствует  тот факт, что возможность называть себя местоимением другого рода появляется только после смены костюма и  признания соответствующего пола другими  людьми.

Перейдем к третьему механизму—принятия и освоения социальных ролей. Во многом он сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.

Этот механизм описывается  в психологии с помощью понятий  социальная позиция и социальная роль.

Социальная позиция —  это функциональное место, которое  может занять человек по отношению  к другим людям. Она характеризуется прежде всего совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять совокупность действий, которых от .него ожидает социальное окружение.

Оба понятия (социальной позиции  и социальной роли) полезны тем, что  позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнить, отношений, в которые он должен вступить, стиль поведения, который он должен освоить.

Это первый шаг в анализе, после которого можно перейти  к рассмотрению того, как эта нормативная  система “врастает” в человека, интериоризуется в нем, какие психологические феномены здесь возникают.

Сразу надо отметить, что  набор социальных позиций и ролей  очень широк и разнообразен. Среди  них и роль дошкольника или  ученика первого класса, и роль члена дворовой компании или спортивной команды, и роли бухгалтера, ученого, матери, мужчины или женщины и  т. п. Очевидно, что каждый человек  задействован сразу в нескольких ролях.

Обращаясь к процессу вхождения в роль, ее освоения и  выполнения, обнаруживаем, что многие моменты этого процесса являются, так сказать, горячими точками жизни  личности.

Прежде всего заметим, что о позициях, или ролях, мечтают. Известно, как старший дошкольник мечтает стать школьником, солдат (по известному изречению) — генералом, спортсмен—чемпионом. Интересно, что в мечтах такого рода существенную роль занимают представления о том, “как я буду выглядеть”, т. е. внешние регалии, признаки, символы позиции: школьная форма (“как я ее одел и иду с портфелем”), мундир и погоны, пьедестал и медаль чемпиона.

Подобные переживания  отражают очень важный психологический  момент—стремление предстать перед  другими в новом виде, соответствующем  новой роли.

На более продвинутой  фазе человек нередко срастается с ролью, она становится частью его  личности, частью его “Я”. Это можно  наблюдать на случаях неожиданных  выходов или принудительных выводов  из привычной роли. Увольнение с  работы, дисквалификация спортсмена, срывание погон с офицера—все подобные случаи обычно переживаются как утрата части своей личности. Близки к ним ситуации временного  “обезроливания” человека, например, в условиях стихийного бедствия, перед лицом тяжелой болезни и т. п.

Подобные ситуации, где происходит социальное уравнивание, а иногда даже социальная инверсия, очень интересны с той точки  зрения, что они проявляют степень  жесткости связи личности со своей  ролью. Некоторые лица обнаруживают в этом отношении большую гибкость — они быстро находят себя в  новых позициях; другие же более  ригидны, блекнут, лишенные привычной социальной почвы, или же оказываются не в силах отказаться от прежних замашек и претензий, часто малоуместных.

Если присмотреться  ко всем фактам, составляющим то, что  можно было бы назвать в целом  феноменологией социальных ролей, то 'можно  прийти к заключению, что освоение социальных ролей имеет самое  непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

 

 

1.4 Качества личности, влияющие на процессы общения

Процессы общения невозможны без  участия человека, так как именно человек является главным и основным субъектом общения. И этот фактор существеннейшим образом определяет форму и содержание общения. Как  сделала человека природа, и что  сделал он сам с этой природой - все  это, можно сказать, и определяет «человеческие» измерения общения. От того, какой человек вступает в общение зависит очень многое: мотивы общения, восприятие партнера, выбор стиля общения и т.д.

Процесс общения регулируется, в  первую очередь, нравственными ценностями, идеалами, принципами и нормами. Правовая регуляция не может охватить все  тонкости, все нюансы, все многообразие, всю глубину этого загадочного  «мира общения». Несомненно, общение  детерминируется и регулируется не только нравственными императивами, но и психологическими, социальными, эстетическими и даже физиологическими и медицинскими факторами. Однако, как  свидетельствует опыт, именно нравственные начала, в конечном счете, определяют направленность, духовную окрашенность, ценностную ориентацию всех реальных аспектов в сфере общения: невозможно представить ни одного феномена общения  без «нравственной составляющей».

Психологический облик человека очень  многообразен и определяется как  врожденными свойствами, так и  приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и  духовной культурой общества. Через  индивидуальность раскрываются: своеобразие  личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. 

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, тип  личности, темперамент, способности  человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности. 

Личность обладает индивидуальными  чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении  большое значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения  людей, свойств их характера и  моральных качеств. Деловое общение  должно строиться на основе таких  моральных качеств личности и  категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих  деловым отношениям нравственный характер. Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении.

Так, люди отличаются друг от друга  по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения  к ним других людей, по проявляемой  ими энергии, по темпу, быстроте психических  процессов. Такие психические различия, выступающие и при прочих равных условиях, образуют индивидуально своеобразную, биологически обусловленную совокупность динамических и эмоциональных проявлений психики, которая называется темпераментом.

Темперамент служит как бы маркером всей психической деятельности человека. Он является биологическим фундаментом  нашей личности, т. к. основан на свойствах  нервной системы человека, которые  следует оценивать как внутренние резервы его деятельности и требуемой  адаптации. Проявляется в мышлении, эмоциональной сфере, поведении, манере держаться.

Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко  контролирует свои эмоции и переключается  с одного вида деятельности на другой. 

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам  деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но начав его выполнение, обычно доводит  до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное. 

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством  в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В  общении бывает резок, не сдержан в выражениях. 

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями. 

В 20 – 30-е годы XX века получило более  полное обоснование учение о типах  нервной системы. И. П. Павлов выделил  три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность  возбудительного и тормозного процессов. Сила нервной системы – самый  важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость. Подвижность – скорость смены  одного нервного процесса другим. Уравновешенность – степень уравновешенности между  возбудительным и тормозным процессами. Каждый тип включает компоненты, которым  И. П. Павлов давал следующую характеристику.

Сильный. Человек сохраняет высокий  уровень работоспособности при  длительном и напряженном труде, быстро восстанавливает силу. В сложной, неожиданной обстановке держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия, не раним.

Уравновешенный. Этот человек ведет  себя спокойно и собранно в самой  возбуждающей обстановке. Без труда  подавляет ненужные и неадекватные желания, изгоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных  взлетов и падений.

Подвижный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать  на изменения в ситуации, легко  отказывается от выработанных, но уже  негодных стереотипов и быстро приобретает  новые навыки, привычки к новым  условиям и людям. Без труда переходит  от покоя к деятельности и от одной  деятельности к другой. Быстро возникают  и ярко проявляются эмоции. Способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу деятельности и речи.

Сочетание указанных свойств личности служит объяснением той классификации  темпераментов, которая известна с  глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип нервной системы; флегматическому темпераменту – сильный, уравновешенный, медленный тип; холерическому темпераменту – сильный, неуравновешенный, подвижный тип; меланхолическому темпераменту – слабый тип нервной системы.

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Для экстравентированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости, для них характерны заторможенность движений, речи.

Информация о работе Формирование социально важных качеств личности