Формирование толерантности у современных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у детей и определить психолого-педагогические рекомендации по формированию их толерантного отношения к различным культурам.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме исследования;
Изучить возрастные особенности формирования толерантности в разные возрастные периоды;
Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
Сравнить индекс толерантности у школьников и студентов;
Предложить психолого–педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности
§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности………………………..6
§1.2. Виды толерантности………………………………………………………...9
§1.3. Толерантность и интолерантность……………………………………......13
§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности………………………19
§1.5. Методы, формы, психологические условия формирования толерантности……………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности
§2.1. Описание методов исследования…………………………………………26
§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.……………………………………………………………………34
§2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности………………………………..…………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Психология

на тему: 
                 «Формирование толерантности у современных детей»

 

 

 

Выполнил:

Студентка 2 курса  группы «Б» (320711)

факультета русской филологии и документоведения

направления педагогическое образование

профиля русский  язык и литература

 

Андреева Дарья  Алексеевна

 

Научный руководитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Лисютина С.Е.

Тула 2013

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности

§1.1. Различные подходы  к пониманию толерантности………………………..6

§1.2. Виды толерантности………………………………………………………...9

§1.3. Толерантность и интолерантность……………………………………......13

§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности………………………19

§1.5. Методы, формы, психологические  условия формирования толерантности……………………………………………………………………22

Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности

§2.1. Описание методов исследования…………………………………………26

§2.2. Анализ результатов эмпирического  исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.……………………………………………………………………34

 §2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности………………………………..…………………………………..36

Заключение………………………………………………………………………38

Список используемой литературы……………………………………………..39

Приложение 1……………………………………………………………………41

 

 

Введение.

Актуальность  проблемы: С понятием «толерантность» связаны: уважение прав другого человека, осознание важности сохранения возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

Организация объединенных наций  по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год Международным годом толерантности. Целью этого явилось осознание политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Всё это быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Она определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Декларация подчеркивает, что государствам нужно разрабатывать новые законы для обеспечения равенства в общении для всех групп людей и отдельных членов общества.

Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность  к другому, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому  чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. Толерантность способствует внутренней устойчивости общества и создает  условия для самораскрытия и  саморазвития.

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма (приверженность крайним взглядам и мерам) имеет для России особую актуальность. Толерантность - искусство жить рядом с непохожим, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. В современных учебных заведениях учатся дети разных национальностей, из семей с разным достатком. Педагогам необходимо научить детей уважать не только себя, но и людей, не похожих на них самих, показать им, что главное - это личность, права человека.

Предмет исследования: психологические условия формирования толерантности у подростков.

Объект исследования: отношение подростков к различным этническим группам и культурам.

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у детей и определить психолого-педагогические рекомендации по формированию их толерантного отношения к различным культурам.

Задачи исследования:

    1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;
    2. Изучить возрастные особенности формирования толерантности в разные возрастные периоды;
    3. Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
    4. Сравнить индекс толерантности у школьников и студентов;
    5. Предложить психолого–педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные  педагогические и психологические  исследования в области выявления  факторов толерантности/интолерантности и направленного формирования толерантных установок (Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, Г. Л. Бардиер,  И. Б. Гришпун, И. М. Дзялошинский, Е. Ю. Клепцова, М. С. Мацковский, Н. В. Недорезова, А. В. Перцев, Л. Г. Почебут, С. Д. Лебедев, И. Пчелинцева, Г. Олпорт, Асташова Н.А., Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Смирнова Е.О., Тишков В.А., Перцев А. ).

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, опрос, методы обработки данных.

Используемые методики: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ явления толерантности.

§1.1. Различные  подходы к пониманию толерантности.

В разных языках понятие толерантности трактуется по-разному:

- в английском языке  это — «способность и готовность без протеста воспринимать личность или вещь»;

- в китайском — «допускать, позволять и проявлять великодушие в отношении других»;

- в арабском понятие толерантности объясняется как «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»;

- во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

- в персидском — «терпение,  терпимость, выносливость» .

Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова  определяет толерантность как «терпимость» (от франц. Tolent – терпимый) [1]. Это понятие присутствует практически во всех словарях русского языка. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению [2]. Словарь Брокгауза и Ефрона говорит, что толерантность есть веротерпимость [3]. В Словаре по конфликтологии Давлетчиной С. Б. толерантность понимается как «терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо: чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и так далее; способность длительное время переносить какие-либо неприятности» [4].

В «Словаре психологических  терминов» С.В. Березина, К.С. Лисецкого толерантность – «"терпимость", "устойчивость", "выносливость", "переносимость". Начав регулярно, систематически потреблять психоактивное вещество, человек вскоре начинает испытывать потребность в увеличении его дозы, поскольку прежняя уже не дает желаемого эффекта, то есть ожидаемых ощущений в связи с мобилизацией защитных систем. Через какое-то время и новая доза оказывается недостаточной, происходит возрастание толерантности».

Гордон Уиллард Олпорт - американский психолог ввёл в научный оборот само понятие «толерантность». Опираясь на исследования Т. Адорно и других психологов, он выделил целый ряд существенно значимых, с точки зрения понимания толерантности, факторов и следующие параметры: ориентация на себя; потребность в определенности; меньшая приверженность к порядку, способность к эмпатии, предпочтение свободы, демократии, осознание себя и критичность к себе, ответственность, защищенность, чувство юмора.[17]

Анна Фрейд в своей  работе «Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины» даёт такое определение толерантности: « это отсутствие или ослабление реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

И.Б. Гриншпун рассматривает толерантность как какую –либо характеристику индивида по ряду параметров: объективная отнесенность, диапазон толерантности, фокус, устойчивость и динамичность толерантности [5].

М. С. Мацковский представляет толерантность как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д» [6].

 Н. В. Недорезова, как и Уолцер рассматривает толерантность как некоторую социальную установку, которая состоит из трех компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного [7]

Согласно определению А. В. Перцева, толерантность — это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству. Он рассматривает когнитивную и конативную сторону толерантности [8].

Г. У. Солдатова предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых  ценностей [9].

В соответствии с Декларацией  принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Подведём итог. Толерантность  — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность.[16]

 

 

 

 

 

 

 

§1.2. Виды толерантности.

В психологии можно выделить множество различных классификаций толерантности.

Сначала бы хотелось обратиться к классификации Г. Олпорта. Он выделял три вида толерантности:

  1. Толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что «все люди равны», групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения.
  2. Конформную толерантность. Здесь речь идёт о проявлении конформности в контексте этнических проблем.
  3. Толерантность как черту характера. Это уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир». [17]

Г. Л. Бардиер выделяет 10 видов толерантности: межличностная, межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая, межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая, межконфессиональная, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных блока:

1) биологически – обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;

2) культурно-обусловленный:  индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;

3) социально-обусловленный:  определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении. [10].

Мацковский Михаил Семенович выделял 12 видов толерантности:

    • Политическую – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.
    • Межнациональную – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей.
    • Расовую – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.
    • Религиозную – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.
    • Гендерную – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим
    • Возрастную – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).
    • Физиологическую – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д
    • Сексуально–ориентационную – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
    • Образовательную – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.
    • Географическую – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
    • Межклассовую – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.
    • Маргинальную – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д [6].

Информация о работе Формирование толерантности у современных детей