Формирование толерантности у современных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у детей и определить психолого-педагогические рекомендации по формированию их толерантного отношения к различным культурам.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме исследования;
Изучить возрастные особенности формирования толерантности в разные возрастные периоды;
Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
Сравнить индекс толерантности у школьников и студентов;
Предложить психолого–педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности
§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности………………………..6
§1.2. Виды толерантности………………………………………………………...9
§1.3. Толерантность и интолерантность……………………………………......13
§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности………………………19
§1.5. Методы, формы, психологические условия формирования толерантности……………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности
§2.1. Описание методов исследования…………………………………………26
§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.……………………………………………………………………34
§2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности………………………………..…………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

Воспитанию доброго отношения  к одноклассникам способствует и  участие в совместных делах класса: конкурсах, соревнованиях, играх. В  ходе организации коллективных дел  между детьми могут возникнуть конфликты. Важно, чтобы педагог всегда был  готов обсудить их, подводя ребят  к мысли, что любая проблема разрешена. Вместе с тем, необходимо, чтобы дети и сами пытались найти способы  решения возникшей проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных  компонентах, параметрах, факторах, детерминантах  толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления  новой научной области, каковой  является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти  подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

В результате практического исследования выявились следующие закономерности:

  1. Возраст, пол выступают факторами развития толерантности.
  2. С возрастом уровень терпимости изменяется.
  3. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки.
  4. У студентов уровень этнической толерантности ниже, чем у школьников.

Толерантность как тип  индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня культуры. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести - их можно воспитать.

Формирование толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
  3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / В современной орфографии. - Петербург: Издательское общество "Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон", 1907-1909.
  4. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии: ВСГТУ, 2005.
  5. Гриншпун И.Б. К вопросу о методах диагностики толерантности.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., МПСИ, 2003.
  6. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.
  7. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: Дис. К-та псих. наук. – Москва, 2005. – 189 с
  8. Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион. ин-та обществ, наук.- 2002.- №1.
  9. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.
  10. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005
  11. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  12. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.
  13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
  14. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003.
  15. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе/Вестник университета.- 2001.- №2.
  16. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности — М.: Смысл, - 2008.
  17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
  18. http://wiki.myword.ru/index.php
  19. http://vocabulary.ru/dictionary/22/word/tolerantnost
  20. http://ossbe.com/community/2797/posts/30234/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 


Информация о работе Формирование толерантности у современных детей