Формирование толерантности у современных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у детей и определить психолого-педагогические рекомендации по формированию их толерантного отношения к различным культурам.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме исследования;
Изучить возрастные особенности формирования толерантности в разные возрастные периоды;
Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
Сравнить индекс толерантности у школьников и студентов;
Предложить психолого–педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности
§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности………………………..6
§1.2. Виды толерантности………………………………………………………...9
§1.3. Толерантность и интолерантность……………………………………......13
§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности………………………19
§1.5. Методы, формы, психологические условия формирования толерантности……………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности
§2.1. Описание методов исследования…………………………………………26
§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.……………………………………………………………………34
§2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности………………………………..…………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

С.К. Бондырева выделяла толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции – естественную толерантность, толерантность, несмотря на наличие оснований для нее – проблемную толерантность.

В свою очередь, она рассматривала  разновидности проблемной толерантности:

    • подчинения (иерархии) – человек терпит неприятного себе человека из – за того, что он занимает высший пост и имеет власть.
    • Выгоды – человек терпит неприятного человека ради получения от него какой-либо выгоды.

Две эти разновидности  можно объединить в одну – вынужденную  толерантность.

    • умысла – индивид до поры до времени терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью.
    • Воспитанности - проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность.

В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о видах толерантности. В настоящее время они пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.3. Толерантность и интолерантность.

В настоящее время встречается всё больше и больше людей, склонных к интолерантости. Интолерантность - несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф). Она основывается на убеждении человека в том, что его группа, его система взглядов, его образ жизни стоят выше остальных. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Проявление интолерантности находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей, экстремизма.

Проблема толерантности и интолерантности занимает весьма значительное место в истории. Нередко она имеет стимулирующий,  конструктивный характер, иногда драматический, очень опасный. С ней связаны как времена подъема и расцвета, так и периоды социального и интеллектуального регресса, застоя, военных драм, геноцида. Многие войны, международные конфликты происходили по причине интолерантного отношения людей одной нации к другой и др.

В Декларации принципов толерантности  ЮНЕСКО (1995) говорится: «Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира».

В середине XX века Г. Оллпорт, как мы уже говорили, построил типологию личности в континууме толерантность–интолерантность. Опираясь на работу Т.Адорно и его коллег "Авторитарная личность", работы других психологов, а также на собственные исследования он дал обобщенные характеристики толерантных и интолерантных личностей по ряду параметров. Рассмотрим их подробнее. Итак, для толерантного человека характерно: (1) знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих); (2) защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться); (3) ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других); (4) потребность в oпределенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); (5) ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам); (6) меньшая приверженность к порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, менее педантичен, вежлив); (7) способность к эмпатии (социально чувствителен и склонен давать более адекватные суждения о людях); (8) чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой); (9) предпочитает свободу, демократию (для него не имеет большого значения общественная иерархия).

Конечно, деление людей  на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия.

Толерантность–интолерантносгь – это всегда проблема отношения одной этнической группы к другой. Именно поэтому, толерантность ставится в ряд психологических характеристик, которые особенно важны при исследовании межгруппового взаимодействия и трансформаций этнической идентичности. Интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами другие этнические группы.

Чрезмерная же терпимость ведет к ее фактическому самоуничтожению, превращению в собственную противоположность. Будучи слишком толерантными, мы, не желая того,  способствуем интолерантности.

Толерантность и интолерантность играют во многом определяющую роль в контексте некоторых основных тенденций современного мира. Таких тенденций, как эволюция духа и практики насилия и ненасилия, в том числе военных конфликтов, конфронтация демократических и тоталитарных систем, динамика интеграционных и дезинтеграционных процессов и др.

Насилие и агрессивность  всегда были неотъемлемым элементом  человеческих отношений. Традиционное общество и техногенная цивилизация во многом основаны на нетерпимости и насилии. Одна из идейных и практических доминант последней заключается в стремлении к «овладению», завоеванию господства над окружающим, будь то природа, территории, людские сообщества, государства и др.

Но и сейчас в ряде регионов высокого накала достигают деструктивные  конфликты. Опасно выросли радикалистские тенденции, в основе которых лежит  нетерпимость, неприятие «инаковости». Наиболее опасный пример – мусульманские фундаменталистские движения и государства, тяготеющие к созданию всемирной исламистской  диктатуры, которая должна сочетать черты архаических средневековых тираний и современных тоталитарных диктатур.

 Одновременно со всем  этим, под шумным бурлением конфликтов не всегда просто заметить, как стали воплощаться в жизнь идеи ненасилия. Эти идеи и прежде занимали немалое место в истории, но чаще всего казались и оказывались безнадежно утопическими. Трудно переоценить значение некоторых религиозных традиций в становлении культуры ненасилия, хотя их роль далеко не однозначна. Велико значение концепций ненасилия последних двух веков (Г.Д.Торо, Л.Н.Толстой, М. Ганди, А.Швейцер, Н. и С. Рерихи, М.Л. Кинг и др.).

Что касается практической реализации идей ненасилия, то впервые  она стала осуществляться совсем недавно, когда многие страны (Индия, Филиппины, Португалия, Испания, Чили, страны Восточной Европы и др.) ненасильственным путем освободились от колониальной зависимости или авторитарных режимов. Образовались зоны и механизмы, в которых эти идеи  все в большей  мере становятся преобладающими. Возникли и приобрели большое влияние международные  органы по мирному разрешению конфликтов, антивоенные, антидискриминационные, антиядерные, правозащитные  движения, другие формы ненасильственной борьбы.

Одним словом, только в настоящее  время ненасилие перестало быть недостижимым идеалом, хотя, конечно, пока не приходится говорить об его универсализации. Давно обсуждается вопрос о возможности (и «желательности») устранения различных  форм насилия из человеческой  жизни.

Самая массовая форма нетерпимости и насилия  – война. Войны  сопровождали практически всю историю человечества, а ХХ век – эпоха беспрецедентных  истребительных войн. Военные конфликты  продолжают бушевать и в современном  мире. И все же правомерно утверждать, что впервые появилась реальная возможность их минимизации, даже, может  быть, устранения из жизни людей. Практически  исчезла угроза мировых войн в  обозримом будущем. Созданы и  функционируют международные миротворческие органы и механизмы, в сущности, первые долговременные работающие организации  такого рода, которые воплощают, несмотря на все свое несовершенство, целенаправленные, систематические коллективные усилия по созданию и расширению обстановки глобальной толерантности и согласия. Существенно  расширились зоны мира.

Истоки формы нетерпимости, ксенофобии, неприятия чужих нравов, обычаев, идей, верований, поведенческих  стереотипов и т.п. - в  убежденности, что «собственное» - единственно  «правильное», «естественное», всегда «лучшее». В пределе все это находит выражение в социальном и этническом нарциссизме, групповом самолюбовании и самовосхвалении, уверенности в собственной исключительности. Феномен социального и национального нарциссизма характерен, в частности, для радикалистских режимов, групп, движений, организаций, Это определяющий элемент их самосознания: они считают себя высшей общественной формой и любуются собой в этом качестве. Они убеждены в обладании «абсолютом», уникальным рецептом «спасения», обретения счастья и процветания для своей группы, народа или даже всего человечества.

Оборотная сторона нарциссизма  – ненависть к «чужим», репрессивность и агрессия. Э. Фромм отмечает связь группового нарциссизма с межгрупповой неприязнью и агрессивностью, тенденцию к возвеличиванию образа собственной группы и принижения образа чужой. «Собственная группа выдается за защитника человеческого достоинства, морали, права и благосостояния. Другая же получает проклятия, ее обвиняют во всех грехах, от обмана и беспринципности до жестокости и бесчеловечности. Оскорбление символов группового нарциссизма… вызывает в народе реакцию столь бешенной агрессивности, что они готовы поддерживать даже милитаристскую политику своих лидеров. Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников человеческой агрессивности».

Репрессивность и агрессивность  радикалистских движений и систем обусловлены, помимо прочего, «бессилием нетерпимости», реальной невозможностью сделать свой «абсолют» всеобщим.

В конце, хотелось бы противопоставить толерантного и интолерантного человека по нескольким критериям.

1. Знание самого себя. Толерантные люди относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. Интолерантные люди замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность. Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях). Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм. Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности.

 Мы считаем, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями.

В настоящее время дети склонны проявлять агрессию уже в самом раннем возрасте. Часто она проявляется по отношению к животным, растениям, ну и, конечно же, к сверстникам. Поэтому формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.)

Однако мы часто наблюдаем  несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка.

Школа, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счёте определяет индивидуальное и коллективное поведение людей. В школе продолжается формирование толерантности. Именно учитель должен так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Информация о работе Формирование толерантности у современных детей