Формирование толерантности у современных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у детей и определить психолого-педагогические рекомендации по формированию их толерантного отношения к различным культурам.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме исследования;
Изучить возрастные особенности формирования толерантности в разные возрастные периоды;
Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
Сравнить индекс толерантности у школьников и студентов;
Предложить психолого–педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности
§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности………………………..6
§1.2. Виды толерантности………………………………………………………...9
§1.3. Толерантность и интолерантность……………………………………......13
§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности………………………19
§1.5. Методы, формы, психологические условия формирования толерантности……………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности
§2.1. Описание методов исследования…………………………………………26
§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.……………………………………………………………………34
§2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности………………………………..…………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

27. Жить в одной комнате  с посторонним человеком для  меня просто пытка.

28. Когда другой не соглашается  в чем-то с моим правильным  мнением, то обычно это раздражает  меня.

29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.

30. Меня раздражает, если  другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Шкала 7. Неумение прощать  другим ошибки, неловкость, непреднамеренно  причиненные вам неприятности.

31. Обычно я надеюсь,  что моим обидчикам достанется  по заслугам.

32. Меня часто упрекают  в ворчливости.

33. Я долго помню обиды,  нанесенные мне теми, кого я  ценю или уважаю.

34. Нельзя прощать друзьям  и знакомым бестактные шутки.

35. Если другой нечаянно  заденет мое самолюбие, я на  него, тем не менее, обижусь.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому  или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

36. Я осуждаю людей,  которые плачутся в чужую жилетку.

37. Внутренне я не одобряю  своих знакомых, которые при удобном  случае рассказывают о своих  болезнях.

38. Я стараюсь уходить  от разговора, когда кто-нибудь  начинает жаловаться на свою  семейную жизнь.

39. Обычно я без особого  внимания выслушиваю исповеди  друзей (подруг).

40. Мне иногда нравится  позлить кого-нибудь из родных  или друзей.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться  к характеру, привычкам и желаниям других.

41. Как правило, мне  трудно идти на уступки другим.

42. Мне трудно ладить  с людьми, у которых плохой  характер.

43. Обычно я с трудом  приспосабливаюсь к новым людям  по совместной работе.

44. Я стараюсь не поддерживать  отношения с несколько странными  людьми.

45. Чаще всего я из  принципа настаиваю на своем,  даже если понимаю что другой  прав.

Обработка результатов. По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале — 15, общее по всем шкалам — 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведёнными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок на против каждого утверждения.

Бланк:

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

1.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

 

 

 

 

   

2.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

 

   

 

   

3.

Нормально считать, что твой народ  лучше, чем все остальные

 

         

4.

Я готов принять в качестве члена  своей семьи человека любой национальности

 

         

5.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

 

         

6.

К некоторым нациям и народам  трудно хорошо относиться

 

         

7.

Я могу представить чернокожего  человека своим близким другом

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

8.

В средствах массовой информации может  быть представлено любое мнение

 

 

       

9.

Нищие и бродяги сами виноваты в  своих проблемах

 

 

       

 

10.

 

С неопрятными людьми неприятно  общаться

 

 

       

11.

Всех психически больных людей  необходимо изолировать от общества

 

 

 

 

 

 

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у  местных проблем не меньше

 

   

 

   

13.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

 

   

 

   

14.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

 

   

 

   

15.

Любые религиозные течения имеют  право на существование

 

   

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

16.

 

Если друг предал, надо отомстить  ему

 

 

 

 

   

17.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

 

   

 

 

 

18.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

19.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

 

     

 

 

20.

Человек, который думает не так, как  я, вызывает у меня раздражение

 

   

 

   

 

21.

 

Беспорядок меня очень раздражает

 

   

 

   

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

 

 

   

 


 

Обработка результатов:

Для количественного анализа  подсчитывается общий результат, без  деления на субшкалы.

1 - полностью согласен

2 - согласен

3 - скорее согласен

4 - скорее не согласен

5 - не согласен

6 - абсолютно не согласен

Индивидуальная или групповая  оценка выявленного уровня толерантности  осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень  толерантности. Такие результаты  свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень.  Такие результаты показывают  респонденты, для которых характерно  сочетание как толерантных, так  и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень  толерантности. Представители этой  группы обладают выраженными  чертами толерантной личности. В  то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся  к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании  у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим  инфантилизмом, тенденциями к  попустительству, снисходительности  или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования). 

Для качественного анализа  аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

I. Этническая толерантность

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

До 19  баллов– низкий уровень

20 – 31  – средний  уровень

32 и более баллов – высокий уровень

II.  Социальная толерантность

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам: До 22 баллов – низкий уровень

23 – 36 – средний уровень

37 и более баллов – высокий уровень

III.  Толерантность как черта личности

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19  баллов– низкий уровень

20 – 31  – средний  уровень

32 и более баллов –  высокий уровень

 

§2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.

В рамках данного исследования были продиагностированы в общей сложности 33 человека. Из них 22 ученика 8 класса МБОУ «Сош №8» города Новомосковск (8 девочек и 14 мальчиков), а также 11 студенток 2 курса Факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л.Н. Толстого. (См. Приложение 1)

Методика общей коммуникативной  толерантности Бойко была предоставлена  ученикам 8 класса. Произведя подсчёт, мы выявили, что среднее значение общей коммуникативной толерантности юношей ≈ 46 баллов, девушек ≈ 48 баллов. Из этого следует, что, в среднем, юноши обладают более высоким уровнем терпимости, нежели девушки. Хотя есть девушки, у которых уровень интолерантности ниже, чем у юношей.

Экспресс-опросник «Индекс  толерантности» был предоставлен ученикам 8 класса и студенткам 2 курса. Произведя подсчёт, мы выяснили, что, в среднем, индекс толерантности школьников ≈ 71, а студентов ≈ 75. Из этого следует, что и студенты, и школьники обладают средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Но у студентов уровень терпимости немного выше.

Мы подробно рассмотрели 1 субшкалу «Этническая толерантность». Среднее число у школьников – 24, у студентов – 21. Следовательно, уровень этнической толерантности у школьников выше. То есть школьники более терпимы к представителям других этнических групп.

Таким образом, исследование показало, что толерантность  школьников и студентов характеризуется средним и высоким уровнем развития и имеет особенности, проявляющиеся в возрастной динамике, половых различиях.

Между юношами и девушками  имеются достоверные различия практически  по всем чертам толерантной личности. Юноши, в отличие от девушек, проявляют большую межличностную толерантность, что может быть обусловлено гендерными различиями.

С возрастом уровень терпимости изменяется, это может быть связано с рядом причин: возрастные особенности развития испытуемых, развитие личности студентов, расширением мировоззрения. Мы думаем, что на изменение уровня толерантности могут оказывать и социально-психологические особенности: длительные внутригрупповые контакты способствуют изменению стереотипов восприятия другой личности и более адекватному межличностному восприятию; приобретение опыта общения с одногруппниками; изменение психологического климата внутри студенческой группы.

У студентов уровень этнической толерантности ниже, чем у школьников, это может быть связано с тем, что они чаще встречаются и контактируют с представителями других этнических групп, и испытывают к ним антипатию по разным причинам.

Полученные результаты указывают на то, что возраст, пол выступают факторами развития толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Дети, которые отвечали на вопросы методики, обладают средним  уровнем толерантности. Чтобы поднять  уровень толерантности нужно  провести серьёзную работу. Задача педагога: включить в план внеклассной  работы мероприятия, которые направлены на формирование толерантности. Это  могут быть:

  1. Классные часы, посвященные как понятию толерантность, так и культуре других народов.;
  2. Показ фильмов, пропагандирующих идеи толерантности и диалога культур, а также кинолент с антифашистским содержанием;
  3. Литературные вечера;
  4. Конкурсно  - игровые программы на тему толерантности;
  5. Конкурс детского рисунка или плаката "Все различны – все равны";
  6. Праздники этнокультурного характера, на которые можно пригласить людей другой национальности или расы.
  7. Флеш-моб «Давайте жить дружно»
  8. Акция «Твори добро»
  9. Родительские собрания и др.

В данном классе учатся девочки  другой национальности. Можно попросить  их на классном часу рассказать о культуре своей страны. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Однако школьная программа представляет широкий диапазон тем, где можно акцентировать внимание на толерантном отношении к другим национальностям. Формирование толерантного отношения к окружающим людям также должно быть направлено на воспитание у детей чувства уверенности к себе, уважения себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать педагогу литературные произведения. Ведь дети могут извлекать из них уроки нравственного поведения, делать соответствующие выводы, которые хорошо запоминаются, так как они ассоциируются детьми с любимыми персонажами. Желательно анализировать такие произведения, в которых участвуют герои разных национальностей. Педагог должен обращать внимание детей на их добрые дела и поступки.

Информация о работе Формирование толерантности у современных детей